Напоминание

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры


Автор: Цуркан Денис Эдуардович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Бобравская средняя общеобразовательная школа" Ракитянского района Белгородской области
Населённый пункт: село Бобрава Ракитянского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




1

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА

УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Приоритетным направлением работы современной школы является

повышение

качества

образования

через

использование

современных

образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Актуальность современных технологий на уроках физической культуры

определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе

развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в

частности.

Учитель

физической

культуры,

используя

современные

технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также

развивать творческий потенциал обучающихся.

1.СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА

УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В школьной практике используются различные педагогические

технологии,

обеспечивающие

активизацию

творческих

способностей

учащихся. Я хочу остановимся на тех, которые используются, в том числе, и

учителями физкультуры

1.

Здоровьесберегающие технологии.

Важное место в профессиональной деятельности учителя отводится

здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику

возможность

сохранения

здоровья

за

период

обучения

в

школе,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому

образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной

жизни. На уроках физической культуры данная технология – это основа

основ, она является самой значимой из всех технологий, по степени влияния

на здоровье учащихся, так

как

основана

на

возрастных

особенностях

познавательной деятельности

2

детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,

обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных

форм предоставления информации.

Одним из главных направлений здоровьесбережения

является создание

здорового психологического климата на уроках. Когда ситуация успеха

способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в

целом,

тем

самым

снижая

эмоциональную

напряженность,

улучшая

комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

2.

Игровые технологии.

Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом

возрастных

особенностей

не

теряет

актуальности.

Каждому

возрасту

соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология

является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный

урок интересным и увлекательным. Ценность игровой деятельности заключается

в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает

его потребностям и интересам.

Игра формирует типовые навыки социального поведения, ориентацию на

групповые и индивидуальные действия

Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у

обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее

количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности,

моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать

ответственные решения в сложных ситуациях.

3.

Соревновательные технологии.

Цель соревновательной

технологии - стимулировать максимальное

проявление двигательных способностей. На каждом уроке физической культуры

применяются элементы соревновательной технологии:

-на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется

соревновательный метод в процессе учебной игры. Этот метод ведет к

3

повышению эмоциональной направленности урока, увеличению интереса

к игре, повышению мотивации к совершенствованию технико-тактических

навыков и развитию физических качеств.

Соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников к

занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – дети охотно

участвуют в соревнованиях между классами, активно болеют за команды

одноклассников, что способствует более ответственному отношению к предмету

«физическая культура».

4.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Личностно- ориентированный и дифференцированный подходы важны

для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области

физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто

бывает одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической

культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, рассчитанным

на среднего ученика.

Помимо деления обучающихся на основную и подготовительную группы,

почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп

(категорий):

-

совершенно здоровые дети, но не желающие трудиться;

-

дети,

временно

перешедшие

в

подготовительную

группу

из-за

болезни;

-

плохо

физически

развитые

дети,

которые

боятся

насмешек,

замыкаются;

-

хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание

заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и

темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность

педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным

действиям,

развития

физических

качеств,

формирования

знаний

и

4

методических

умений

и

технологий

управления

образовательным

процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

5.

Технология уровневой дифференциации.

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся

образовательных школ является использование дифференцированного похода на

уроках физической культуры как важного условия оптимизации процесса

обучения

и

воспитания.

Необходимость

дифференцированного

подхода

ученикам при обучении- мысль не новая, но, к сожалению, не реализуемая на

практике в должной мере. Дальнейшее совершенствование урока и повышение

его эффективности невозможно без разработки вопроса о дифференцированном

обучении. В классах часто подбираются ребята с разным уровнем физической

подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной

понижения

эффективности

уроков

физической

культуры

при

условии

использования

единообразных

требований

и

методов

работы

со

всеми

обучающимися.

Здесь помогут элементы технологии уровневой дифференциации:

-

на уроке давать задания с учетом уровня подготовки, развития,

особенности мышления и познавательного интереса к предмету;

-

при оценивании учитывать не только достигнутый результат, но

и динамику изменений физической подготовленности ученика;

-

распределение

на медицинские группы с учетом состояния

здоровья, что учитывается в организации занятия:

-для учеников специальной медицинской группы дается отдельное

задание;

-для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья,

разработаны и утверждены темы рефератов;

-ученики среднего уровня привлекаются на дополнительные занятия

различными

видами

спорта

(волейбол,

футбол,

настольный

теннис)

и

внутришкольные соревнования;

5

-одаренные

ученики

успешно

участвуют

в

соревнованиях

муниципального и областного уровней.

При

оценке

физической

подготовленности

учитывается

как

максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные

достижения имеют приоритетное значение.

6.

Информационно-коммуникативные технологии.

Развитие

общества

сегодня

диктует

необходимость

использовать

новые

информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни.

Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для

работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры?

Разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.

Задача учителя на уроке, выбрать такие методы обучения, которые

позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество,

активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

Использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов,

позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач и

на уроках физкультуры.

Информационно-

коммуникативные

технологии

позволяют

решить

проблему поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления

занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня

физической подготовленности занимающихся.

Использование презентаций на уроках позволяет более подробно и

наглядно

предоставлять

теоретический

материал,

что

делает

процесс

образования наиболее эффективным.

С помощью презентации также можно доступно объяснить правила

спортивных

игр,

тактические

действия

игроков,

красочно

преподнести

исторические события, биографии спортсменов. Наличие визуального ряда

информации позволяет закрепить в памяти.

6

Создание

флеш-презентаций

и

видеороликов

с

комплексами

общеразвивающих упражнений (ОРУ) могут стать помощниками учителю.

Такой материал может быть использован также учителями – предметниками при

проведении утренней зарядки.

Одним из видов домашнего задания может быть создание презентации по

темам «Здоровый образ жизни и я», «Способы закаливания», «Вредные

привычки» «Гимнастика» и т.д. Ребята могут выполнять такие задания как

самостоятельно, так и в группах, что позволяет переходить им к выполнению

проектов.

На уроках также возможно проведение тестирования с целью проверки и

закреплении знаний учащихся.

Во внеурочной работе также можно использовать ИКТ: представление

команд, оформление соревнований, описание конкурсов и т.д.

7.

Метод проектов.

Метод проектов позволяет решать сразу несколько задач:

-развитие личностных компетентностей обучающихся;

-

интегрированность процесса обучения;

-

экономия времени на самом уроке.

Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить

обучение

на

активной

основе,

через

целенаправленную

деятельность

обучаемого, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он

превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно

влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность

осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и

интеллектуально.

Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний

ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и

проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.

7

Применение технологии проектного обучения сделает учебный

процесс

более

увлекательным

для

учащихся:

самостоятельный

сбор

обучающимися

материала

по

теме,

теоретическое

обоснование

необходимости

выполнения

того

или

иного

комплекса

физических

упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и

навыками

для

собственного

совершенствования,

воспитания

волевых

качеств.

Кроме

того,

в

каждой

школе

есть

обучающиеся,

имеющие

ограничения в двигательной активности, для которых такой вид деятельности

дает возможность проявить себя.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование современных технологий в физическом воспитании -

это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с

целью повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом. Это

главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня

процесса обучения для сохранения здоровья.



В раздел образования