Автор: Цуркан Денис Эдуардович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Бобравская средняя общеобразовательная школа" Ракитянского района Белгородской области
Населённый пункт: село Бобрава Ракитянского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
1
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Приоритетным направлением работы современной школы является
повышение
качества
образования
через
использование
современных
образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Актуальность современных технологий на уроках физической культуры
определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе
развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в
частности.
Учитель
физической
культуры,
используя
современные
технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также
развивать творческий потенциал обучающихся.
1.СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В школьной практике используются различные педагогические
технологии,
обеспечивающие
активизацию
творческих
способностей
учащихся. Я хочу остановимся на тех, которые используются, в том числе, и
учителями физкультуры
1.
Здоровьесберегающие технологии.
Важное место в профессиональной деятельности учителя отводится
здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику
возможность
сохранения
здоровья
за
период
обучения
в
школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной
жизни. На уроках физической культуры данная технология – это основа
основ, она является самой значимой из всех технологий, по степени влияния
на здоровье учащихся, так
как
основана
на
возрастных
особенностях
познавательной деятельности
2
детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных
форм предоставления информации.
Одним из главных направлений здоровьесбережения
является создание
здорового психологического климата на уроках. Когда ситуация успеха
способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в
целом,
тем
самым
снижая
эмоциональную
напряженность,
улучшая
комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
2.
Игровые технологии.
Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом
возрастных
особенностей
не
теряет
актуальности.
Каждому
возрасту
соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология
является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный
урок интересным и увлекательным. Ценность игровой деятельности заключается
в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает
его потребностям и интересам.
Игра формирует типовые навыки социального поведения, ориентацию на
групповые и индивидуальные действия
Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у
обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее
количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности,
моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать
ответственные решения в сложных ситуациях.
3.
Соревновательные технологии.
Цель соревновательной
технологии - стимулировать максимальное
проявление двигательных способностей. На каждом уроке физической культуры
применяются элементы соревновательной технологии:
-на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется
соревновательный метод в процессе учебной игры. Этот метод ведет к
3
повышению эмоциональной направленности урока, увеличению интереса
к игре, повышению мотивации к совершенствованию технико-тактических
навыков и развитию физических качеств.
Соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников к
занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – дети охотно
участвуют в соревнованиях между классами, активно болеют за команды
одноклассников, что способствует более ответственному отношению к предмету
«физическая культура».
4.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Личностно- ориентированный и дифференцированный подходы важны
для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области
физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто
бывает одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической
культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, рассчитанным
на среднего ученика.
Помимо деления обучающихся на основную и подготовительную группы,
почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп
(категорий):
-
совершенно здоровые дети, но не желающие трудиться;
-
дети,
временно
перешедшие
в
подготовительную
группу
из-за
болезни;
-
плохо
физически
развитые
дети,
которые
боятся
насмешек,
замыкаются;
-
хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание
заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и
темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность
педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным
действиям,
развития
физических
качеств,
формирования
знаний
и
4
методических
умений
и
технологий
управления
образовательным
процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
5.
Технология уровневой дифференциации.
Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся
образовательных школ является использование дифференцированного похода на
уроках физической культуры как важного условия оптимизации процесса
обучения
и
воспитания.
Необходимость
дифференцированного
подхода
ученикам при обучении- мысль не новая, но, к сожалению, не реализуемая на
практике в должной мере. Дальнейшее совершенствование урока и повышение
его эффективности невозможно без разработки вопроса о дифференцированном
обучении. В классах часто подбираются ребята с разным уровнем физической
подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной
понижения
эффективности
уроков
физической
культуры
при
условии
использования
единообразных
требований
и
методов
работы
со
всеми
обучающимися.
Здесь помогут элементы технологии уровневой дифференциации:
-
на уроке давать задания с учетом уровня подготовки, развития,
особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
-
при оценивании учитывать не только достигнутый результат, но
и динамику изменений физической подготовленности ученика;
-
распределение
на медицинские группы с учетом состояния
здоровья, что учитывается в организации занятия:
-для учеников специальной медицинской группы дается отдельное
задание;
-для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья,
разработаны и утверждены темы рефератов;
-ученики среднего уровня привлекаются на дополнительные занятия
различными
видами
спорта
(волейбол,
футбол,
настольный
теннис)
и
внутришкольные соревнования;
5
-одаренные
ученики
успешно
участвуют
в
соревнованиях
муниципального и областного уровней.
При
оценке
физической
подготовленности
учитывается
как
максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные
достижения имеют приоритетное значение.
6.
Информационно-коммуникативные технологии.
Развитие
общества
сегодня
диктует
необходимость
использовать
новые
информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни.
Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для
работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры?
Разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.
Задача учителя на уроке, выбрать такие методы обучения, которые
позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество,
активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.
Использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов,
позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач и
на уроках физкультуры.
Информационно-
коммуникативные
технологии
позволяют
решить
проблему поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления
занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня
физической подготовленности занимающихся.
Использование презентаций на уроках позволяет более подробно и
наглядно
предоставлять
теоретический
материал,
что
делает
процесс
образования наиболее эффективным.
С помощью презентации также можно доступно объяснить правила
спортивных
игр,
тактические
действия
игроков,
красочно
преподнести
исторические события, биографии спортсменов. Наличие визуального ряда
информации позволяет закрепить в памяти.
6
Создание
флеш-презентаций
и
видеороликов
с
комплексами
общеразвивающих упражнений (ОРУ) могут стать помощниками учителю.
Такой материал может быть использован также учителями – предметниками при
проведении утренней зарядки.
Одним из видов домашнего задания может быть создание презентации по
темам «Здоровый образ жизни и я», «Способы закаливания», «Вредные
привычки» «Гимнастика» и т.д. Ребята могут выполнять такие задания как
самостоятельно, так и в группах, что позволяет переходить им к выполнению
проектов.
На уроках также возможно проведение тестирования с целью проверки и
закреплении знаний учащихся.
Во внеурочной работе также можно использовать ИКТ: представление
команд, оформление соревнований, описание конкурсов и т.д.
7.
Метод проектов.
Метод проектов позволяет решать сразу несколько задач:
-развитие личностных компетентностей обучающихся;
-
интегрированность процесса обучения;
-
экономия времени на самом уроке.
Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить
обучение
на
активной
основе,
через
целенаправленную
деятельность
обучаемого, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он
превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно
влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность
осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и
интеллектуально.
Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний
ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и
проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.
7
Применение технологии проектного обучения сделает учебный
процесс
более
увлекательным
для
учащихся:
самостоятельный
сбор
обучающимися
материала
по
теме,
теоретическое
обоснование
необходимости
выполнения
того
или
иного
комплекса
физических
упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и
навыками
для
собственного
совершенствования,
воспитания
волевых
качеств.
Кроме
того,
в
каждой
школе
есть
обучающиеся,
имеющие
ограничения в двигательной активности, для которых такой вид деятельности
дает возможность проявить себя.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование современных технологий в физическом воспитании -
это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с
целью повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом. Это
главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня
процесса обучения для сохранения здоровья.