Напоминание

Формирование функциональной грамотности в начальной школе в рамках обновлённых ФГОС


Автор: Зыкова Нелли Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лобановская средняя школа"
Населённый пункт: село Лобаново, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование функциональной грамотности в начальной школе в рамках обновлённых ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС

Современное образование ставит перед собой задачу не только

передать ученикам определённый объём знаний, но и научить их

применять

эти

знания

в

реальной

жизни.

Одним

из

ключевых

направлений в рамках обновлённых Федеральных государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС)

является

формирование

функциональной

грамотности

у

учащихся

начальной

школы.

Это

понятие стало особенно актуальным в условиях быстро меняющегося

мира,

где

умение

адаптироваться,

решать

задачи

и

работать

с

информацией становится важнее, чем просто запоминание фактов.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная

грамотность

это

способность

человека

использовать приобретённые знания, умения и навыки для решения

повседневных

задач.

Она

включает

в

себя

не

только

базовую

грамотность

(чтение,

письмо,

счёт),

но

и

умение

анализировать,

критически мыслить, работать с информацией, взаимодействовать с

окружающими и принимать обоснованные решения. В начальной школе

закладываются

основы

этой

грамотности,

которые

в

дальнейшем

развиваются на протяжении всего обучения.

Компоненты функциональной грамотности

В рамках обновлённых ФГОС выделяются следующие компоненты

функциональной грамотности:

1. Читательская

грамотность

способность

понимать,

анализировать

и

интерпретировать

тексты

различного

типа,

извлекать из них необходимую информацию и использовать её

для решения задач.

2. Математическая

грамотность

умение

применять

математические

знания

для

решения

практических

задач,

анализировать данные, работать с графиками и таблицами.

3. Естественно-научная

грамотность

понимание

основных

научных концепций и умение применять их в повседневной жизни,

например, для объяснения природных явлений или принятия

решений, связанных с экологией.

4. Финансовая грамотность — способность управлять личными

финансами,

понимать

основы

экономики

и

принимать

обоснованные финансовые решения.

5. Креативное

мышление

умение

находить

нестандартные

решения, генерировать идеи и подходить к задачам творчески.

6. Глобальные

компетенции

понимание

культурных,

социальных

и

экологических

аспектов

современного

мира,

готовность к взаимодействию в глобальном контексте.

Роль

начальной

школы

в

формировании

функциональной

грамотности

Начальная

школа

играет

ключевую

роль

в

формировании

функциональной грамотности, так как именно в этот период у детей

закладываются

основы

мышления,

восприятия

информации

и

взаимодействия с окружающим миром. Учителя начальных классов

должны не только обучать детей чтению, письму и счёту, но и создавать

условия для развития у них критического мышления, умения работать

в команде и решать практические задачи.

Для этого в рамках обновлённых ФГОС предлагается использовать

активные методы обучения, такие как:

Проектная

деятельность

выполнение

проектов,

которые

требуют от учащихся применения знаний из разных областей для

решения конкретных задач.

Проблемное

обучение

постановка

перед

учениками

проблемных вопросов, которые стимулируют их к поиску решений

и анализу информации.

Игровые технологии — использование игр и симуляций для

развития

навыков

взаимодействия,

креативного

мышления

и

принятия решений.

Междисциплинарный подход — интеграция знаний из разных

предметов для решения комплексных задач.

Примеры заданий для развития функциональной грамотности

1. Читательская

грамотность:

предложить

ученикам

проанализировать текст и ответить на вопросы, требующие не

только поиска информации, но и её интерпретации. Например,

объяснить, как герой текста решает проблему, и предложить свой

вариант решения.

2. Математическая

грамотность:

дать

задачу,

связанную

с

реальной жизнью, например, рассчитать стоимость покупок в

магазине или определить, сколько времени займёт поездка на

транспорте.

3. Естественно-научная

грамотность:

предложить

ученикам

провести простой эксперимент, например, изучить свойства воды

и объяснить, почему лёд плавает.

4. Финансовая грамотность: смоделировать ситуацию, в которой

детям нужно распределить бюджет на неделю, учитывая расходы

на питание, транспорт и развлечения.

Заключение

Формирование функциональной грамотности в начальной школе —

это важный шаг на пути подготовки детей к жизни в современном мире.

Обновлённые

ФГОС

акцентируют

внимание

на

необходимости

развития у учащихся не только знаний, но и умений, которые помогут

им успешно справляться с вызовами будущего. Учителя начальных

классов играют в этом процессе ключевую роль, создавая условия для

активного, творческого и осмысленного обучения. Внедрение новых

подходов и методов работы позволит сделать образование более

практико-ориентированным и relevantным для жизни каждого ученика.



В раздел образования