Напоминание

Приемы и методы технологии критического мышления на уроках географии в условиях ФГОС


Автор: Макаривская Ирина Геннадиевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Ровеньковская школа № 2 им.А.В.Хоптенко"
Населённый пункт: город Ровеньки, Луганская Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Приемы и методы технологии критического мышления на уроках географии в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Введение

Внедрение

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС)

предполагает

формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД),

среди

которых

особое

место

занимает

развитие

критического

мышления.

Критическое

мышление

это

способность анализировать, оценивать и создавать новые идеи на

основе

логических

рассуждений

и

доказательств.

В

контексте

преподавания

географии

использование

технологий

критического

мышления помогает ученикам не только глубже понимать материал, но

и развивать навыки самостоятельного анализа, принятия решений и

решения проблем.

В данной статье будут рассмотрены основные приемы и методы,

которые

можно

применять

на

уроках

географии

для

развития

критического

мышления

учащихся в

соответствии с требованиями

ФГОС.

1. Понятие критического мышления и его значение в обучении

географии

Критическое

мышление

это

активный

процесс

осмысления

информации, направленный на поиск истинного знания. В географии

это проявляется через:

Анализ природных явлений и их взаимосвязей;

Оценку человеческой деятельности и её влияния на окружающую

среду;

Прогнозирование

последствий

экономических,

социальных

и

экологических изменений.

ФГОС

подчеркивает

необходимость

формирования

у

учащихся

способности к самостоятельному анализу информации, что особенно

важно в эпоху цифровых технологий, когда доступ к информации

практически неограничен, но её качество может быть разным.

2. Методы и приемы развития критического мышления на уроках

географии

2.1. Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Бонно

Этот метод позволяет рассматривать одну и ту же проблему с разных

точек зрения. На уроке географии можно использовать следующие

«шляпы»:

Белая шляпа : сбор фактов и данных (например, климатические

показатели региона);

Чёрная шляпа : выявление рисков и недостатков (например,

экологические проблемы);

Жёлтая

шляпа

:

поиск

позитивных

сторон

(например,

преимущества

использования

возобновляемых

источников

энергии);

Зелёная шляпа : генерация новых идей (например, предложения

по снижению загрязнения воздуха);

Красная шляпа : выражение эмоций и интуиции (например, как

ученики относятся к вопросам глобального потепления);

Синяя шляпа : управление процессом мышления (организация

обсуждения).

Пример:

Учитель

предлагает

классу

обсудить

влияние

промышленной деятельности на экосистему реки, используя метод

«Шести шляп». Это помогает учащимся увидеть проблему комплексно

и развивает навыки системного мышления.

2.2. Метод «Мозговой штурм»

Мозговой

штурм

стимулирует

творческое

мышление

и

поиск

нестандартных

решений.

На

уроках

географии

этот

метод

можно

применять для решения задач, связанных с:

Поиском путей решения экологических проблем;

Разработкой планов развития города или региона;

Созданием маршрутов путешествий с учетом географических

особенностей.

Пример:

Учитель

задает

вопрос:

«Как

можно

снизить

уровень

выбросов

углекислого

газа

в

городе?»

Учащиеся

предлагают

различные варианты решений, а затем совместно анализируют их

эффективность.

2.3. Метод «Карта причин и следствий»

Этот

метод

помогает

учащимся

понять

взаимосвязь

между

явлениями и их последствиями. Он особенно полезен при изучении

сложных географических процессов, таких как:

Глобальное потепление;

Землетрясения;

Изменение климата.

Пример: Учитель предлагает составить карту причин и следствий для

темы

«Причины

и

последствия

опустынивания».

Учащиеся

анализируют, какие факторы приводят к этому явлению (деятельность

человека,

изменения

климата)

и

какие

последствия

оно

имеет

(снижение плодородия почвы, миграция населения).

2.4. Метод «Аргументированный диалог»

Данный

метод

развивает

умение

строить логические

цепочки

и

защищать свою точку зрения. На уроках географии можно организовать

дискуссии на актуальные темы, такие как:

Влияние туристической деятельности на природу;

Необходимость использования атомной энергии;

Развитие городов за счет сельских территорий.

Пример: Учитель делит класс на две группы, одна из которых должна

защитить

позицию

«За»,

а

другая

«Против»

использования

гидроэлектростанций. После дискуссии проводится общее обсуждение,

где ученики должны прийти к компромиссному решению.

2.5. Метод проектной деятельности

Проектная

деятельность

позволяет

учащимся

самостоятельно

исследовать интересующую их тему, анализировать информацию и

представлять

результаты

работы.

Это

особенно

эффективно

при

изучении региональной географии.

Пример: Учащиеся выбирают регион России или мира и исследуют

его

природные

условия,

экономическое

развитие

и

социальные

особенности. Они создают презентацию, где отражают свои выводы и

предлагают пути решения существующих проблем.

3. Технологии интерактивного обучения

Интерактивные

технологии

также

способствуют

развитию

критического мышления. Среди них можно выделить:

Использование интерактивных карт для анализа географических

процессов;

Работа

с

онлайн-ресурсами

и

базами

данных

для

сбора

информации;

Создание

мультимедийных

проектов,

демонстрирующих

взаимосвязь различных географических факторов.

Пример: Учитель предлагает ученикам работать с интерактивной

картой

мира,

чтобы

проанализировать

распределение

природных

ресурсов и их влияние на экономическое развитие стран.

4. Заключение

Развитие критического мышления на уроках географии в условиях

ФГОС

требует

применения

разнообразных

методов

и

приемов,

направленных

на

активизацию

познавательной

деятельности

учащихся.

Использование

таких

технологий,

как

«Шесть

шляп

мышления»,

мозговой

штурм,

карта

причин

и

следствий,

аргументированный

диалог

и

проектная

деятельность,

позволяет

формировать

у

учащихся

важные

компетенции,

необходимые

для

жизни в современном мире.

Кроме того, внедрение интерактивных технологий делает процесс

обучения более увлекательным и эффективным. Важно помнить, что

развитие критического мышления — это не только передача знаний, но

и

формирование

умений

анализировать,

оценивать

и

принимать

обоснованные решения.



В раздел образования