Напоминание

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"


Автор: Дерескова Любовь Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №42 г. Челябинск"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: "ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"

Введение

В

настоящее

время

вопрос

сохранения

здоровья

учащихся

является

одним

из

приоритетных

направлений

работы

образовательных

учреждений.

Это

особенно

важно

при

обучении

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ),

которые

требуют

особого

подхода

в

процессе

организации

учебно-

воспитательной работы. Внедрение здоровьесберегающих технологий

на

уроках

в

начальной

школе

позволяет

создавать

условия

для

гармоничного развития, снижения уровня утомляемости и повышения

эффективности учебной деятельности у детей с ОВЗ.

Цель:

Разработать

методику

использования

здоровьесберегающих

технологий в образовательном процессе с детьми, имеющими ОВЗ.

Задачи:

Ознакомить

педагогов

с

основными

принципами

здоровьесберегающих технологий.

Рассмотреть особенности детей с ОВЗ, требующие применения

здоровьесберегающих методов.

Разработать

рекомендации

по

использованию

здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Привести

примеры

упражнений

и

приемов,

направленных

на

сохранение и укрепление здоровья учащихся.

1. Понятие здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие

технологии

это

комплекс

методов,

приемов

и

средств,

направленных

на

сохранение

и

укрепление

здоровья детей в процессе обучения. Их цель - создание безопасных

и комфортных условий, минимизирующих физическое и психическое

напряжение, что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ.

2. Особенности детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ отличаются от сверстников по ряду физиологических

и психических параметров. В зависимости от формы нарушений, такие

дети могут испытывать трудности в усвоении учебного материала,

повышенную

утомляемость,

эмоциональную

неустойчивость

и

снижение внимания. Поэтому при работе с ними важно учитывать:

необходимость частой смены видов деятельности;

создание доброжелательной и спокойной атмосферы;

индивидуальный подход к каждому ребенку;

адекватные нагрузки с учетом возможностей ребенка.

3. Принципы применения здоровьесберегающих технологий

При организации учебного процесса с детьми с ОВЗ необходимо

руководствоваться следующими принципами:

Принцип индивидуализации: учет особенностей каждого ребенка

и его потребностей.

Принцип доступности: задачи урока должны быть посильными и

не вызывать переутомления.

Принцип

активности:

использование

игровых

и

двигательных

упражнений

для

поддержания

интереса

к

учебе

и

снижения

утомляемости.

Принцип

многоканального

восприятия:

задействование

различных

органов

чувств

в

процессе

обучения

(зрение,

слух,

осязание).

4. Методы и приемы здоровьесберегающих технологий

Для

реализации

здоровьесберегающих

технологий

на

уроках

рекомендуется использовать следующие приемы:

4.1. Физкультминутки

Физкультминутки

помогают

снять

мышечное

напряжение,

улучшить

кровообращение

и

повысить

концентрацию

внимания.

Например:

"Шарик"

дети

надувают

воображаемый

шарик,

а

затем

медленно его "сдувают".

"Кошка" – имитация потягиваний кошки, что помогает расслабить

мышцы спины.

4.2. Дыхательные упражнения

Дыхательные

упражнения

позволяют

снизить

эмоциональное

напряжение и улучшить работу легких:

Упражнение "Свеча": дети имитируют задувание свечи короткими

выдохами.

Упражнение "Мельница": дети делают глубокий вдох и медленно

выдыхают, вращая при этом руки.

4.3. Психологические разгрузки

Для

снижения

стресса

и

тревожности

можно

использовать

элементы арт-терапии, сказкотерапии и музыкотерапии:

"Волшебный лес" – дети закрывают глаза и представляют себя в

лесу, описывают, что они видят, слышат, ощущают.

4.4. Игровые методы

Игра

-

естественная

форма

деятельности

для

детей.

Использование

игр

на

уроках

позволяет

повысить

мотивацию

и

сделать обучение менее напряженным. Примеры игр:

"Повтори за мной" - педагог показывает движения, а дети их

повторяют, что развивает координацию и внимание.

"Найди пару" - игра на развитие памяти и внимания.

5. Организация здоровьесберегающей среды

Для полноценной реализации здоровьесберегающих технологий

важно создать благоприятные условия:

Проветривание и комфортная температура в классе.

Удобная мебель, соответствующая возрасту и росту детей.

Регулярные перерывы для отдыха.

Эмоционально комфортная обстановка на уроке.

6.

Практическое

применение

здоровьесберегающих

технологий на уроках

На

практике

здоровьесберегающие

технологии

могут

быть

реализованы

на

любом

уроке.

Рассмотрим

пример

урока

по

математике для детей с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих

технологий.

Пример

урока:

Математика,

2

класс.

Тема:

"Сложение

и

вычитание чисел".

Вводная часть. Приветствие с элементами игровой разминки

(физкультминутка "Солнышко").

Основная часть. Пояснение нового материала с использованием

наглядных средств (карточки, кубики).

Практическая

часть.

Решение

задач

в

игровой

форме

(игра

"Найди решение").

Заключительная

часть.

Подведение

итогов,

релаксационная

техника "Глубокий вдох".

Заключение

Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

работе

с

детьми с ОВЗ на уроках начальной школы позволяет снизить уровень

утомляемости,

повысить

мотивацию

и

успеваемость,

а

также

сохранить

и

укрепить

здоровье

учащихся.

Педагогам

необходимо

учитывать особенности каждого ребенка и использовать доступные

методы и приемы для создания комфортной и безопасной учебной

среды.



В раздел образования