"В чем отличие интегрированного занятия от комплексного?"
Автор: Суюнова Зульфия Мауткалиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "НОВОУРУСОВСКАЯ СОШ" Населённый пункт: ТАЛЬНИКОВЫЙ Наименование материала: интегрированное и комплексное занятие Тема: "В чем отличие интегрированного занятия от комплексного?" Раздел: дошкольное образование
Интегрированные и комплексные занятия в
детском саду. В чем отличие?
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях
требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых
ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации
познавательной деятельности детей.
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть
конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе
интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной
темы или понятия.
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно
объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с
окружающим», числа и геометрические фигуры − это «математика» и т. д.
Интегрированные и комплексные занятия: общие черты
Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи
понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления),
осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в
соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание
положительно-эмоционального настроения.
Занятия, которые включают междисциплинарные знания, достигают эффективности, если
реализуются такие дидактичные условия их организации и проведения:
построение интегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания
вокруг одной темы
конкретизация заданий на каждом из этапов занятия
последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием
рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной
деятельности детей.
Интегрированное занятие
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной
сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые
объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и
обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22].
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической
взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается
при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы,
использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности
знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных
действий.
Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием:
«Разнообразие листьев».
Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей
растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы),
физическая деятельность − подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра −
составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или
лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация «Ноябрь» (отбор
геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).
«Симметрия в природе».
Лексическая работа со словом «одинаковый», опыт с зеркалами, выполнение заданий на
мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей
животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия)
путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала «Сложи
узор», выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах «Ты — мое отражение».
«Елка».
Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие
хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие
хвойных деревьев («Родственники елки»), создание новогодней елки из геометрических
фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор»), рассуждения на тему «Почему
грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).
Комплексные занятия
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности
определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно
меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22].
Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них
избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных
видов деятельности.
Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие
разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы
занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на
междисциплинарные (межпредметные) связи.
Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий
из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному
восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна.
Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы,
сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.
Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет
интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами
деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что
объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы
знаний по конкретной теме.
Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий
для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления,
формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного
эмоционального отношения к познанию.
«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной
деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии
почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от
другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим:
порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает
многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» [Н. Гавриш / 1, с.
23].
Отличие интегрированного занятия от комплексного
Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в
интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так,
например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или
«Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой
фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами
деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о
правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра «Кто
быстрее?»; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной
природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т.п.
Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою
специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать
психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная −
научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое
главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и
скорее всего не расширяются.
По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятии можно предложить такие задания:
беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с
карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания,
размер и т.п.);
составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической
последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор));
дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие
животные, птицы)
решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол
стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)
конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов
из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и
речевую деятельности детей
доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности
строения).
В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они
носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных
сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.
Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют
возможность узнать что-то новое.