Автор: Ерлыкова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Усть-Ербинская НОШ
Населённый пункт: с. Усть - Ерба
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классный час "Твори добро"
Раздел: начальное образование
Сценарий классного часа «Твори добро»
(для учащихся начальной школы)
Цель:
Формирование у детей представления о доброте, добрых поступках, развитие
доброжелательности и уважения к окружающим.
Ход классного часа
1. Введение (3–5 минут)
Учитель:
— Ребята, сегодня мы поговорим о доброте. Как вы думаете, что такое доброта? (Ответы
детей.)
— Доброта – это когда мы заботимся о других, помогаем, говорим добрые слова. Давайте
посмотрим, что о доброте говорят пословицы.
Пословицы о доброте:
От доброго слова и лёд тает.
Доброе слово лечит, а злое – калечит.
Спеши делать добро.
(Учитель вывешивает пословицы на доске, обсуждает с детьми их смысл.)
2. Основная часть (15 минут)
1.
История о доброте (учитель рассказывает или показывает короткий видеоролик)
Сказка «Доброе сердце» (или другая короткая история о помощи и заботе). После
рассказа обсуждение:
Жил в одной деревне парень. Отцу и матери не довелось порадоваться на сына:
рано они руки на груди сложили. Пришлось парню самому подумать, как бы
прокормиться.
Всего добра у него было — старая кляча да ветхая тележка. Вот и надумал парень
возить в Кишинёв дрова на продажу.
Правда, кляча едва на ногах держалась, на все четыре копыта хромала, и тележка
ей под стать — на все четыре колеса заваливалась. Но парень был толковый: клячу
он жалел, тележку берёг, дров много не накладывал, лошадь зря не понукал, сам
всё больше рядом шёл, а где дорога похуже — воз плечом подпирал. Словом, дело
своё делал как следует.
Однажды нагрузил он свою тележку дровами и отправился, как всегда, в город.
Продал на базаре дрова и потихоньку да полегоньку возвращается домой.
А впереди по дороге идут два старика. Идут — еле ноги волочат. И обгоняет их
фаэтон, запряжённый парой резвых лошадей. В фаэтоне барин и барыня сидят.
Старики просят:
— Добрые люди, не подвезёте ли нас? Совсем мы от усталости падаем, не дойти
нам до места пешком.
— Дойдёте как-нибудь, ничего с вами не станется, — отвечают барин и барыня.
Хлестнул кучер лошадей, и помчался барский фаэтон дальше.
А за ним другой фаэтон катит, и в нём сидят два молодых барчука.
Снова просят старики:
— Пожалейте нас, бедных!.. Совсем ноги нас не держат! Уж сделайте доброе дело,
подвезите, а мы вам век благодарны будем!..
— На что нам ваша благодарность! — смеются барские сынки. — Коли
отправились в путь пешком, так пешком и идите. — Стегнули коней и мимо
проехали. Зря бедные старики кланялись!
Поплелись они дальше по дороге, один другого держит, друг на друга опираются.
Тут догнал их парень со своей тележкой.
— Давайте, — говорит, — садитесь, добрые люди, в мой фаэтон. Подвезу!
— Что ты, парень! — говорят старики. — Где уж тебе нас подвезти! И так твоя
лошадь еле плетётся, а твоя тележка и без нас вот-вот развалится.
— Да садитесь же, довезу как-нибудь, — говорит парень. — Ведь не тяжелее вы тех
дров, что я каждый день вожу. За нами никто не гонится, поедем мы потихоньку, о том
о сём словом по дороге перемолвимся — вот и время скоротаем.
Не стали старики спорить. Видят, что парень от чистого сердца говорит.
Взобрались они в повозку и поехали.
По дороге стали они, как водится, расспрашивать парня о его житье-бытье.
— Ты, парень, женат?
— Нет, холост я.
— Как же так?
— Да вот так. Видно, не повстречал ещё ту, которая мне сужена.
— Эх, сынок, так ведь твоя суженая сегодня за другого замуж выходит.
Поворачивай лошадь, поедем твою свадьбу сыграем!
Парень, конечно, думает, что старики смеются.
Вот он им и говорит — тоже смеху ради:
— Разве мы поспеем на моей-то кляче? Нет, не судьба мне жениться.
Да не знал парень, что старики эти — не просто старики, а волшебники, и ходят они по
дорогам, чтобы сердца у людей испытывать, — доброму сердцу добром платят, а злое
наказывают.
— Не тужи, парень, — отвечают ему старики. — Всё ладно будет!
И только сказали — старая кляча вскачь понеслась. Катится повозка по дороге, да так
быстро, что только держись!
А дорога длинная, на ту сторону Прута ведёт.
Наконец подкатил парень со стариками к богатой усадьбе. Гостей там видимо-
невидимо, верно, со всей округи съехались на барскую свадьбу.
Остановил парень свою повозку около конюшни, а сам со стариками пошёл в дом.
Барин как завидел их издали, так даже на порог не пустил.
— А вам что тут надо? — спрашивает.
— Да вот пришли на свадьбе погулять, — отвечают старики.
— Не про вас эта свадьба, — говорит хозяин. — Не для таких оборванцев, как вы.
Идите-ка своей дорогой, вам тут делать нечего.
Ну нечего, так нечего. Поехали старики и парень прочь с барского двора.
Отъехали немного и остановились у колодца.
Лошадь распрягли и пустили её по полю пастись, а сами сели передохнуть. Только
долго не сидели старики, а ровно столько, сколько нужно, чтобы умом пораскинуть
да поворожить. Трёх минут не прошло, как вместо бедных странников у дороги си-
дели два почтенных старца в богатой одежде, а парень-возница стал знатным
юношей. И уж так для него старики постарались, так его разодели, что только
смотри да любуйся. Камзол на нём бархатный, сапоги сафьяновые, шапка золотом
шитая.
Сделали старики своё дело и снова уселись в повозку. Да только теперь это уж не
повозка для дров, а красивый фаэтон. И кляча уже не кляча, а породистый рысак, да не
один, а целых два!
И вот снова поехали старики и юноша на барскую свадьбу.
Едва увидел хозяин богатый фаэтон, сразу выбежал навстречу знатным гостям.
Поклоны чуть не до самой земли отвешивает, сам помогает старикам из фаэтона
выйти.
— Добро пожаловать, дорогие гости. Сама судьба, видно, привела вас ко мне в дом на
веселье. Будьте гостями на свадьбе моей дочери!
Какой поступок был добрым?
Почему важно помогать друг другу?
Какие добрые поступки можно делать каждый день?
2.
Игра «Добрые слова»
Учитель передает мяч одному из учеников и говорит ему доброе слово, затем этот
ученик передает мяч другому и тоже говорит доброе слово. (Например: «Ты
добрый», «Ты всегда помогаешь», «Ты хороший друг».)
3.
Ситуации на размышление (обсуждение поступков)
Учитель зачитывает ситуации, дети отвечают, как поступили бы на месте героя:
Ты нашел кошелек на улице, что сделаешь?
Друг забыл дома тетрадь, как поступишь?
В магазине старенькой бабушке тяжело нести сумку, твои действия?
3. Заключение (5 минут)
Учитель:
— Сегодня мы узнали, что значит быть добрым. Доброта делает мир лучше, давайте
творить добро каждый день!
Задание для детей:
Нарисовать картинку или написать историю о добром поступке.
В течение недели стараться делать добрые дела и записывать их в «Дневник
добрых дел».
(В конце – просмотр мультфильма «Просто так» или исполнение песни «От улыбки».)