Напоминание

Сенсорное развитие обучающихся на дефектологических занятиях


Автор: Фролова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа № 8» г.Арзамаса Нижегородской области
Населённый пункт: Нижегородская область,г.Арзамас
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сенсорное развитие обучающихся на дефектологических занятиях
Раздел: дополнительное образование





Назад




СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Сенсорное развитие является важнейшей составляющей общего

психического развития детей, особенно для обучающихся с особыми

образовательными

потребностями.

В

условиях

дефектологических

занятий оно приобретает особое значение, поскольку многие дети с

нарушениями развития имеют трудности в восприятии и переработке

сенсорной информации, что в свою очередь влияет на их когнитивное,

эмоциональное и социальное развитие.

Что такое сенсорное развитие?

Сенсорное

развитие

это

процесс

восприятия,

обработки

и

осмысления информации, поступающей через органы чувств: зрение,

слух, осязание, обоняние и вкус. В норме, дети с раннего возраста

начинают

активно

исследовать

окружающий

мир

через

свои

ощущения. Однако дети с нарушениями в развитии могут испытывать

трудности в этом процессе. У них могут наблюдаться отклонения в

работе сенсорных систем, что приводит к сниженной

способности

воспринимать и адекватно реагировать на стимулы из окружающей

среды.

Роль дефектологических занятий в сенсорном развитии

Дефектологические занятия играют ключевую роль в поддержке

и стимулировании сенсорного развития обучающихся с различными

формами отклонений. Основная цель таких занятий – это создание

условий, в которых ребенок может максимально использовать свои

сенсорные способности, а также развивать те аспекты восприятия,

которые у него затруднены.

Вот

несколько

основных направлений

работы

дефектолога

в

рамках сенсорного развития:

Стимуляция

различных

сенсорных

систем.

В

зависимости

от

особенностей ребенка, акцент может делаться на развитие зрения,

слуха, тактильных ощущений и других сенсорных функций. Например,

для

детей

с

нарушениями

зрения

могут

быть

организованы

специальные упражнения для стимуляции осязательных и слуховых

ощущений.

Развитие навыков интеграции сенсорной информации. Многие

дети с нарушениями развития испытывают трудности в объединении

информации, поступающей из разных сенсорных систем. В рамках

занятий дефектолог работает над тем, чтобы ребенок учился лучше

интегрировать

различные

сенсорные

сигналы,

что

способствует

улучшению

ориентации

в

пространстве,

координации

движений

и

общей адаптации.

Коррекция гипо- и гиперсенситивности. Некоторые дети могут

проявлять повышенную или, наоборот, пониженную чувствительность

к тем или иным стимулам. На дефектологических занятиях специалист

помогает ребенку адаптироваться к таким особенностям, подбирая

соответствующие упражнения и стимулы, способствующие снижению

дискомфорта или, наоборот, активизирующие восприятие.

Использование

игровых

методов.

Важно,

чтобы

процесс

сенсорного развития был для ребенка интересным и ненавязчивым.

Для

этого

на

занятиях

часто

используются

игры

и

упражнения,

направленные на

исследование

различных свойств предметов:

их

формы, цвета, текстуры, температуры и веса.

Особенности работы с разными категориями обучающихся

Каждая категория обучающихся с особыми образовательными

потребностями требует особого подхода к сенсорному развитию.

Дети

с

нарушением

слуха.

Для

таких

обучающихся

важно

развитие

зрительного

восприятия

и

тактильных

ощущений.

Упражнения могут включать использование ярких объектов, обучение

жестовому языку и тренировки тактильного восприятия.

Дети с нарушением зрения. Здесь акцент делается на развитие

слуха, осязания, а также обоняния. Например, занятия могут включать

упражнения по распознаванию звуков, определению текстур на ощупь

и различению запахов.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для таких

детей

важно

улучшение

координации

движений

и

сенсомоторного

восприятия.

Специалисты

могут

использовать

специальные

упражнения

для

стимуляции

осязания

и

работы

с

координацией

движений.

Дети

с

аутистическим

спектром.

У

детей

с

аутизмом

часто

наблюдаются

нарушения

в

сенсорной

интеграции.

Специалисты

уделяют внимание коррекции гипер- и гипосенситивности, а также

работе с социальным восприятием и эмоциональной сферой.

Заключение

Сенсорное развитие – это основа для дальнейшего когнитивного

и

социального

развития

детей

с

особыми

образовательными

потребностями. Дефектологические занятия играют важную роль в

помощи

детям

адаптироваться

к

окружающему

миру,

улучшая

их

способность воспринимать, анализировать и использовать сенсорную

информацию.

Именно

через

комплексную

работу

с

сенсорными

системами

можно

создать

благоприятные

условия

для

успешной

социализации и обучения детей с различными формами нарушений.



В раздел образования