Автор: Фомина Наталья Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: пгт Глазуновка Орловская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа
Выступление на ШМО начальных классов по теме:
«Формирование универсальных учебных действий
во внеурочной деятельности»
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе»,
«научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
нового
поколения,
продиктовано
необходимостью
подготовки
выпускников
к
жизни
в
высокотехнологичном конкурентном мире.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться,
т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как
совокупность
способов
действия
обучающегося,
обеспечивающих
его
способность
к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом
обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в
реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в
реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным
средством – УУД.
Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-
оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы
и самостоятельности в процессе обучения и воспитательной деятельности. Активность человека и
есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности.
Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования.
Воспитание, рассматривают не как самостоятельный вид, а как функцию свойственную любой
педагогической деятельности.
1
Воспитанию, прежде всего, должна быть присуща интеллектуальная, трудовая, досуговая,
социальная деятельность, проводимая с детьми. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не
просвещая.
Цель внеурочной деятельности методического объединения учителей начальных классов:
Создание условий для развития личности учащихся;
Создание условий для позитивного общения вне урока;
Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизнен-
ных ситуациях;
Проявление интереса к внеклассной работе .
Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.
формированием гражданско-патриотических чувств.
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по
учебным предметам выделен новый результат - получить возможность научиться. Например,
результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания,
самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.
Внеурочная деятельность
в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и
актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная
деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит
отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В
это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в
социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность
попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в
сотрудничестве с другими учащимися и учителями. В составе основных видов универсальных
учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить:
предметные и метапредметные:
На слайде вы видите 4 группы УУД. По критериям давайте назовем их:
синий – познавательные;
зеленый – регулятивные;
желтый – личностные;
красный – коммуникативные.
2
Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной
системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что
и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
1.
Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2.
Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3.
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4.
Контроль умения выполнять действие.
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Главное условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в
активную внеурочную деятельность.
Опираясь на потребность и готовность школьников к
овладению
знаниями,
организуем
внеурочную
деятельность
(целеполагание,
планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция).
Как же мы это делаем?
не преподносим ученикам новое знание в готовом виде, а организуем
3
процесс так, чтобы они добывали это знание в собственной учебно-познавательной
деятельности;
учитываем возрастные психологические особенности развития детей;
создаем доброжелательную атмосферу ;
формируем у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному
принятию решения в ситуации выбора;
создаем
условия
для
приобретения
учащимися
опыта творческой
деятельности.
обучаем работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями,
справочниками.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая
предполагает
высокую
степень
самостоятельности,
инициативности,
формирует
развитие
социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работу в группах мы начинаем с выработки основных правил:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие;
каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.
Детей привлекает
такой вид работы тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети
могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать — т.е. действовать
естественно, раскованно, «не как на уроке».
Применяем ИКТ, что позволяет сделать внеурочную деятельность для детей более
увлекательной и интересной. Ребята получают больше возможностей для развития логического и
алгоритмического мышления, воображения и познания мира.
Личностные УУД формируем задавая вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е.,
вопрос, направленный непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся.
Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали
Познавательные УУД формируем, побуждая учащихся к действию: «Подумайте »,
«Выполните задание», «Проанализируйте», «Сделайте вывод..»
Задания для формирования
познавательных универсальных учебных действий: "найди отличия"; "на что похоже?"; поиск
4
лишнего; "лабиринты";
хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида
таблицами; работа со словарями; составление и распознавание диаграмм.
Работая над формированием регулятивных УУД, учим конкретным способам действия:
планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой -либо задачи.
С
первой
минуты
занятия
учащиеся
включаются
в организацию
своей
учебной
деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:
• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть занятие? Какие
качества нужно проявить, чтобы занятие получилось таким?). Далее учащиеся, разгадав ребусы,
самостоятельно формулируют тему занятия.
Например, проводя занятие внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» по
теме «Почему идёт дождь?» перед ребятами ставится проблема.
- А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает
нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).
- Что я делаю? (Нагреваю воду)
- А что в природе нагревает воду? (Солнце)
- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.
- Что мы наблюдаем дальше? (Начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.
- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?
- Проверим, так ли это? (показываю)
- Почему образовались капельки?
- А что произойдёт дальше?
- Почему же идёт дождь?
Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод. Ребята принимали активное участие в
проведении опыта. На этом этапе занятия развивались УУД во всех сферах:
- личностные (формирование интереса);
- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта);
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с текстом в тетради);
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь
других).
5
Задания
для
формирования
регулятивных
универсальных
учебных
действий:
"преднамеренные ошибки";
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
"найди ошибки"; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Уровень подготовленности первоклашек на момент поступления в школу был различный:
были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги. Наблюдая за
первоклассниками, мы отметили, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они
не умеют правильно
обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли,
сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой,
подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя, поэтому уделяем большое внимание
формированию коммуникативных навыков.
Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда;
"отгадай,
о
ком
говорим";
диалоговое
слушание
(формулировка
вопросов
для
обратной
связи);"подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия (осознание
обучающимися всех компонентов учебной деятельности).
Для формирования УУД во внеурочной деятельности используем следующие виды работ:
«Соревнование». Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на
ватмане. Результаты фиксируются на доске.
Работа с карточками разных цветов и формы.
Каждая группа получает карточки с
заданиями. На обсуждение и выполнение задания даётся время. Затем проверяем работы. Ответы
групп выслушиваются, ошибки исправляются.
Инсценировка сказок.
Конкурс чтецов.
Творческие задания. Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся
познавательных УУД и творческих способностей.
Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:
придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в поездке,
при общении с незнакомыми людьми;
разгадывание кроссвордов;
6
викторины;
сочини стих, небылицу;
выполни иллюстрацию к сказке;
игровые занятия.
Для анализа своих успехов пользуемся «Лесенкой достижений» с тремя ступеньками (её
можно использовать на разных этапах внеурочной деятельности).
1ступенька – всё понял, могу помочь другим.
2 ступенька – понял, но нужно ещё поработать.
3 ступенька – не понял, нужна помощь.
Мы считаем, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования
ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными
участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая
знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им
помочь, направить их действия. Главным во внеурочной деятельности становится сотрудничество,
возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация
к учению.
Внеурочная деятельность «Функциональная грамотность»
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих
занятий, значит формирование познавательных УУД.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает
боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к
средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений,
специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные
и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы,
кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях
занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются
умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях,
могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые
они могут решать успешно).
7
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный
эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
На занятиях мы работаем с конструктором «Танграм», который предназначен для начальной
школы. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. В каждом
разделе уч-ся занимаются технологией, сборкой и программированием несложных моделей. На
одном
из
занятий,
тема
которого
«Птицы»
на
разных
этапах
формируются
следующие
универсальные учебные действия:
- познавательные – умение решать проблемы и задачи. В начале занятия через загадки,
эвристическую беседу выясняем, расширяем знания детей о птицах,
- определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем
контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,
- умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера
– это формирование коммуникативных УУД,
- работа по составлению программы запуска данной конструкции формирует познавательные
УУД. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчетов, а также
общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся.
«Проектирование».
С
1
класса
организовать
совместную
учебно-познавательную
деятельность, имеющую общую цель, направленную на достижение общего результата, было очень
сложно. Начинали мелкими шагами. В помощь привлекали родителей. Для проектов выбирали темы,
интересные детям. «Моя семья», «Комнатные растения – целители», азбука пословиц о здоровье,
«Птицы – наши друзья». При этом:
- познавательные УУД формируются при подготовке сообщений, в процессе бесед,
выступлений;
- регулятивные и коммуникативные УУД формируются на всех этапах работы над проектом.
- личностные УУД можно увидеть при участии ребят в индивидуальных проектах. Выступая
перед одноклассниками, получая положительную оценку, ребята
самоутверждались, получая
уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.
Упражнение «Хлопок»
Для формирования коммуникативных УУД проводим упражнение «Хлопок».
Поставьте
правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой
хлопок. Ну как? Выходит? Почему? Чего не хватает? Нужна вторая ладошка.
8
Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем сделать
хлопок вместе. Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам
всегда улыбаться, быть здоровыми и жизнерадостными.
Говоря о формировании УУД это упражнение тоже показывает, что невозможно формировать
их только на уроках или только во внеурочной деятельности. УУД формируются как в урочной, так и
внеурочной деятельности.
Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить
взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность;
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы;
личностные – определяющие мотивационную ориентацию;
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в
процессе работы внеурочной деятельности нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов
возможен. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят
максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения
учиться.
Конечно, мы, учителя начальных классов, не можем говорить о том, что у всех выпускников
полностью сформированы все компоненты учебной
деятельности. Но при такой организации
учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее
формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение
учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои
способности, он учится жить в обществе.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть
учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы
работы,
которые
позволят
максимально
эффективно
использовать
потенциал
внеурочной
деятельности.
Подготовила Фомина Н.В.-учитель начальных классов
Глазуновка, 2025 г.
9