Автор: Суркова Елена Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 имени 50-летия Красноярскгэсстрой
Населённый пункт: г.Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД обучающихся на уроках географии
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
ГЕОГРАФИИ
Введение
Универсальные
учебные
действия
(УУД)
-
это
умение
ученика
учиться,
способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности.
Приоритетной
целью
современного
российского
образования
становится
полноценное формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно ставить
учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и
оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это касается и уроков географии,
где необходимо формировать не только знания о географических объектах и явлениях, но
и универсальные учебные действия, которые ученик сможет применить в любой области
знаний.
Данная статья актуальна тем, что умение применять универсальные учебные
действия, такие как анализ информации, сравнение, систематизация информации и т.д.,
помогает учащимся развивать критическое мышление, обобщать знания и применять их
на практике.
Важно исследовать эффективные методики и подходы к формированию таких
действий на уроках географии, чтобы повысить качество образования и подготовить
учащихся к сложностям современного мира.
Целью данной статьи является составление инструкции по формированию УУД у
обучающихся на уроках географии.
Задачи:
1.
Проанализировать какие УУД можно сформировать на уроках географии.
2.
Привидение примеров практических заданий и упражнений для развития
УУД на уроках географии.
3.
Выявление основных проблем и трудностей, связанных с развитием УУД на
уроках географии.
Основная часть
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний,
умений и навыков от учителя к обучающемуся, становится развитие способности
обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения
учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём
сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это открывает
обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях,
так и в строении самой образовательной деятельности.
Основными функция УУД являются:
Предоставление обучающемуся возможность самостоятельно получать
новые знания по предметам, самостоятельно ставить учебные цели и задачи, находить
средства для их достижения.
Создание условий для гармоничного и всестороннего развития личности,
помощь школьнику в дальнейшей самореализации, формирование способности к
самостоятельному обучению и т.д.
На уроках географии реализуются такие УУД:
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Самоорганизация –
обучающийся
может
самостоятельно составлять
алгоритм
или
план
действий, выбирать способ
решения задачи;
самоконтроль
-
обучающийся
может
контролировать
и
адекватно
оценивать
ситуацию
и
возникшие
трудности,
а
также
предлагать
способы
их
разрешения;
самооценка
и
рефлексия
—
умение
оценить себя, усвоенный
материал и объем того, что
еще предстоит изучить;
Умение
классифицировать,
обобщать,
сравнивать,
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
фактах,
подбирать
варианты
решения задачи с учетом
самостоятельно
выставленных критериев.
Умение
формулировать вопросы по
искомой
информации,
выставлять
гипотезу,
оценивать
информацию,
полученную
в
ходе
исследования,
на
применимость,
аргументировать
свою
позицию и мнение.
умение
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию, оценивать ее
Умение:
выражать
себя,
свою точку зрения устно
и письменно;
публично
представлять результаты
выполненного
опыта,
эксперимента,
исследования, проекта;
участвовать
в
групповых
формах
работы
-
обсуждениях,
обмене
мнениями,
мозговых
штурмах,
круглых столах;
распределять роли,
договариваться,
обсуждать
процесс
и
результат
совместной
работы;
координировать
свои действия с другими
надежность
и
достоверность.
членами команды.
Примеры универсальных учебных действий на уроках географии:
1.
Сравнение
и
анализ
географических
объектов.
Обучающиеся
могут
сравнивать различные страны, регионы, города по различным параметрам: климату,
природным ресурсам, экономике и т.д.. Например, провести сравнение климатических
поясов и природных зон регионов России.
2.
Исследование географических карт и схем. Обучающиеся могут учиться
читать и анализировать географические карты и схемы, выделять основные элементы и
пространственные связи. Например, изучение карты плотности населения России и анализ
причин такого распределения.
3.
Работа с информационными источниками. Обучающиеся могут изучать
различные источники информации о географических объектах: книги, интернет-ресурсы,
географические журналы. Например, для того чтобы провести круглый стол по
определенным проблемным вопросам в географии.
4.
Работа с пространственной информацией. Обучающиеся могут изучать
пространственные закономерности и связи в географии, а также разрабатывать
географические модели. Например, создание модели климатических условий различных
регионов России и предсказание их изменения из-за природных и антропогенных
факторов.
5.
Развитие критического мышления у обучающихся. Обучающиеся должны
уметь не только запоминать информацию, но и анализировать ее, сравнивать разные точки
зрения и делать выводы. Например, при изучении темы "Мировое хозяйство. Отраслевая,
территориальная и функциональная структура", с обучающимися можно провести
дискуссию о справедливости глобального экономического разделения и предложить свои
аргументы.
При формировании УУД на уроках географии можно встретить некоторые
трудности. Это могут быть: отсутствие обновленных методических материалов и учебных
пособий,
например,
устаревшие
учебники
географии;
недостаточная
мотивация
обучающихся
к
изучению
предмета
географии;
недооценка
индивидуальных
особенностей, учащихся и их интересов; несоответствие содержания урока и задач
формированию УУД. Если материал не структурирован или не подготовлен должным
образом, это может затруднить формирование у обучающихся УУД.
Для преодоления этих трудностей педагогам следует обращать внимание на
подготовку
к
урокам,
использование
различных
методов
и
приемов
обучения,
индивидуализацию образовательного процесса и поиск возможностей для создания
позитивной обучающей среды.
Таким образом формирование УУД у обучающихся на уроках географии имеет
важное значение, так как развивается мышление, навыки работы с информацией, анализ и
обобщение данных. Чтобы успешно сформировать УУД на уроках географии педагогу
нужно обращать внимание на то, какие методы работы можно использовать на уроке,
чтобы обучающиеся не просто писали и заучивали материал, но и стремились сами
разобраться в теме и проблемных вопросах любого урока. Для этого можно использовать
«Круглый стол», чтобы обучающиеся поочередно высказывали свои мнения и аргументы
по конкретной теме; исследовательский проект; дебаты, для того чтобы научиться
отстаивать свою точку зрения и приводить аргументы в свою пользу; игровой метод;
Интерактивные
лекции,
в
которых
педагог
использует
голосования,
опросы,
индивидуальные карточки, чтобы в полном объеме проверить понимание материала.
Перечисленные выше методы не являются полным списком, для того, чтобы в
полном объёме сформировать УУД у обучающихся. Каждый учитель должен сам
подбирать
удобные
и
доступные
методы
для
формирования
УУД,
а
также
совершенствовать и создавать новые методы, чтобы помочь обучающимся на уроках
сформировать их знания и способности.