Напоминание

Формирование УУД обучающихся на уроках географии


Автор: Суркова Елена Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 имени 50-летия Красноярскгэсстрой
Населённый пункт: г.Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД обучающихся на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

ГЕОГРАФИИ

Введение

Универсальные

учебные

действия

(УУД)

-

это

умение

ученика

учиться,

способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности.

Приоритетной

целью

современного

российского

образования

становится

полноценное формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно ставить

учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и

оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это касается и уроков географии,

где необходимо формировать не только знания о географических объектах и явлениях, но

и универсальные учебные действия, которые ученик сможет применить в любой области

знаний.

Данная статья актуальна тем, что умение применять универсальные учебные

действия, такие как анализ информации, сравнение, систематизация информации и т.д.,

помогает учащимся развивать критическое мышление, обобщать знания и применять их

на практике.

Важно исследовать эффективные методики и подходы к формированию таких

действий на уроках географии, чтобы повысить качество образования и подготовить

учащихся к сложностям современного мира.

Целью данной статьи является составление инструкции по формированию УУД у

обучающихся на уроках географии.

Задачи:

1.

Проанализировать какие УУД можно сформировать на уроках географии.

2.

Привидение примеров практических заданий и упражнений для развития

УУД на уроках географии.

3.

Выявление основных проблем и трудностей, связанных с развитием УУД на

уроках географии.

Основная часть

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний,

умений и навыков от учителя к обучающемуся, становится развитие способности

обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,

контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения

учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём

сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это открывает

обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях,

так и в строении самой образовательной деятельности.

Основными функция УУД являются:

Предоставление обучающемуся возможность самостоятельно получать

новые знания по предметам, самостоятельно ставить учебные цели и задачи, находить

средства для их достижения.

Создание условий для гармоничного и всестороннего развития личности,

помощь школьнику в дальнейшей самореализации, формирование способности к

самостоятельному обучению и т.д.

На уроках географии реализуются такие УУД:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Самоорганизация –

обучающийся

может

самостоятельно составлять

алгоритм

или

план

действий, выбирать способ

решения задачи;

самоконтроль

-

обучающийся

может

контролировать

и

адекватно

оценивать

ситуацию

и

возникшие

трудности,

а

также

предлагать

способы

их

разрешения;

самооценка

и

рефлексия

умение

оценить себя, усвоенный

материал и объем того, что

еще предстоит изучить;

Умение

классифицировать,

обобщать,

сравнивать,

выявлять

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых

фактах,

подбирать

варианты

решения задачи с учетом

самостоятельно

выставленных критериев.

Умение

формулировать вопросы по

искомой

информации,

выставлять

гипотезу,

оценивать

информацию,

полученную

в

ходе

исследования,

на

применимость,

аргументировать

свою

позицию и мнение.

умение

выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию, оценивать ее

Умение:

выражать

себя,

свою точку зрения устно

и письменно;

публично

представлять результаты

выполненного

опыта,

эксперимента,

исследования, проекта;

участвовать

в

групповых

формах

работы

-

обсуждениях,

обмене

мнениями,

мозговых

штурмах,

круглых столах;

распределять роли,

договариваться,

обсуждать

процесс

и

результат

совместной

работы;

координировать

свои действия с другими

надежность

и

достоверность.

членами команды.

Примеры универсальных учебных действий на уроках географии:

1.

Сравнение

и

анализ

географических

объектов.

Обучающиеся

могут

сравнивать различные страны, регионы, города по различным параметрам: климату,

природным ресурсам, экономике и т.д.. Например, провести сравнение климатических

поясов и природных зон регионов России.

2.

Исследование географических карт и схем. Обучающиеся могут учиться

читать и анализировать географические карты и схемы, выделять основные элементы и

пространственные связи. Например, изучение карты плотности населения России и анализ

причин такого распределения.

3.

Работа с информационными источниками. Обучающиеся могут изучать

различные источники информации о географических объектах: книги, интернет-ресурсы,

географические журналы. Например, для того чтобы провести круглый стол по

определенным проблемным вопросам в географии.

4.

Работа с пространственной информацией. Обучающиеся могут изучать

пространственные закономерности и связи в географии, а также разрабатывать

географические модели. Например, создание модели климатических условий различных

регионов России и предсказание их изменения из-за природных и антропогенных

факторов.

5.

Развитие критического мышления у обучающихся. Обучающиеся должны

уметь не только запоминать информацию, но и анализировать ее, сравнивать разные точки

зрения и делать выводы. Например, при изучении темы "Мировое хозяйство. Отраслевая,

территориальная и функциональная структура", с обучающимися можно провести

дискуссию о справедливости глобального экономического разделения и предложить свои

аргументы.

При формировании УУД на уроках географии можно встретить некоторые

трудности. Это могут быть: отсутствие обновленных методических материалов и учебных

пособий,

например,

устаревшие

учебники

географии;

недостаточная

мотивация

обучающихся

к

изучению

предмета

географии;

недооценка

индивидуальных

особенностей, учащихся и их интересов; несоответствие содержания урока и задач

формированию УУД. Если материал не структурирован или не подготовлен должным

образом, это может затруднить формирование у обучающихся УУД.

Для преодоления этих трудностей педагогам следует обращать внимание на

подготовку

к

урокам,

использование

различных

методов

и

приемов

обучения,

индивидуализацию образовательного процесса и поиск возможностей для создания

позитивной обучающей среды.

Таким образом формирование УУД у обучающихся на уроках географии имеет

важное значение, так как развивается мышление, навыки работы с информацией, анализ и

обобщение данных. Чтобы успешно сформировать УУД на уроках географии педагогу

нужно обращать внимание на то, какие методы работы можно использовать на уроке,

чтобы обучающиеся не просто писали и заучивали материал, но и стремились сами

разобраться в теме и проблемных вопросах любого урока. Для этого можно использовать

«Круглый стол», чтобы обучающиеся поочередно высказывали свои мнения и аргументы

по конкретной теме; исследовательский проект; дебаты, для того чтобы научиться

отстаивать свою точку зрения и приводить аргументы в свою пользу; игровой метод;

Интерактивные

лекции,

в

которых

педагог

использует

голосования,

опросы,

индивидуальные карточки, чтобы в полном объеме проверить понимание материала.

Перечисленные выше методы не являются полным списком, для того, чтобы в

полном объёме сформировать УУД у обучающихся. Каждый учитель должен сам

подбирать

удобные

и

доступные

методы

для

формирования

УУД,

а

также

совершенствовать и создавать новые методы, чтобы помочь обучающимся на уроках

сформировать их знания и способности.



В раздел образования