Автор: Баженова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: Г. ДАЛЬНЕРЕЧЕНСК
Наименование материала: разработка урока по литературному чтению
Тема: Л.Н. Толстой Нравственные рассказы
Раздел: начальное образование
Тема: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка».
Цель: познакомить учащихся с произведениями Л.Н.Толстого
Задачи:
Образовательная: создать условия для овладения учащимися новых знаний, совершенствовать навык сознательного, плавного и
выразительного чтения целыми словами.
Развивающая: способствовать развитию критического мышления, развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с
текстом, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию чувства сопереживания, умения прощать, воспитывать культуру поведения при
фронтальной, индивидуальной, парной (групповой) работе, умение слушать других. Воспитывать интерес к предмету.
Планируемы результаты.
Личностные:
содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста;
начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в тексте;
формированию критериев оценки человеческих поступков, привлечение собственного опыта практических действий.
Метапредметные:
Регулятивные:
способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную
деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить
речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят
поступки героев со своими собственными поступками.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.
Предметные результаты обучения: формировать навыки правильного, выразительного чтения рассказов Л.Н.Толстого, определять
смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы) на определенные жизненные ситуации, обобщить
первоначальные представления о нравственно-этических понятиях (обман, совесть, честность и др.);
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование к уроку:
1. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2024г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.
2. Портрет Л.Н.Толстого.
3. Выставка книг для детей Л.Толстого
4. Презентация
6. Телефоны для самооценки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Использованная литература:
1.
Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2024г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А., Кирюшкин и др .
2.
Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). Поурочное планирование. Автор-составитель: Е.В.Кислякова, Волгоград. 2012
3.
Интернет - ресурсы
Ход урока
№
п/
п
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Результаты:
формируемые УУД
1
Организацион-
ный этап.
Мотивирова-
ние к учебной
деятельности.
1.Обеспечивает эмоциональную готовность к
уроку, создаёт позитивную установку.
Приветствие учащихся.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Техники нейропсихологии
Я сейчас сижу спокойно
И веду себя достойно.
( меняем левую и правую руку на плечиках)
Проявляют эмоциональную
отзывчивость на слова учителя.
Принимают предложение учителя
Регулятивные:
Организация рабочего
места под руководством
учителя, учатся
самоорганизации
Личностные:
Развитие
самостоятельности.
Коммуникативные: учатся
совместно договариваться о
правилах поведения и общения
на уроке и следовать им
2
Актуализация
знаний. Этап
подготовки к
активной
учебно-
познавательной
деятельности.
Отгадайте загадку.
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже в игры без тебя я не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А ещё нужна мужская … дружба
Что такое дружба? Какие слова ассоциации у
вас появились? (на доске кластер составляет
учитель)
Так что же такое дружба?
Существуют разные словари и среди них есть
толковый словарь, в нем даётся объяснение
значения непонятных слов. У нас словарь
Читают стихотворение, отгадывают
загадку.
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные
Формирование познавательного
мотива.
Формирование ценности
«чтение».
Регулятивные.
Постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что
уже известно и того, что ещё
неизвестно.
Коммуникативные.
Умение договариваться,
находить общее решение.
Понимание возможности
различных позиций и точек
зрения на один и тот же
Ожегова, давайте узнаем, как там дано
объяснение слова дружба.
Как вы думаете, почему мы говорим об этом?
Ученик зачитывает значение слова
дружба.
Будем читать о дружбе.
предмет или вопрос.
Познавательные:
Различают книги, написанные
для детей и взрослых,
сравнивают их и находят
различия.
Находят ответы на вопросы.
3
Постановка
учебной задачи
и определение
темы урока
1.Расшифруйте имя и фамилию писателя и
сможете сформулировать тему урока.
- Молодцы, так чем же будем заниматься на
уроке?
Познакомимся с ….
- Сегодня мы познакомимся с творчеством
великого писателя Л.Толстого и его рассказами
для детей. ( на доску фио)
Обратите внимание, как написаны слова?
Почему?
2. Выставка книг Л. Толстого
Расшифровывают слова
Под руководством учителя
формулируют тему урока
- Будем читать рассказы Л.Толстого
для детей.
На доску вывешивается тема:
«Л.Н.Толстой.
Познавательные:
Формулирование темы,
постановка проблемы.
Формировать умения
выдвигать гипотезу и
обосновывать её.
Регулятивные:
Соотнесение того,
что известно и
что предстоит узнать.
Коммуникативные:
умения слушать и
понимать речь других
4.
Этап изучения
новых знаний и
способов
групповой
деятельности
1.Рассказ учителя о жизни и творчестве
писателя с опорой на презентацию. (ученик)
- Книги великого русского писателя
Л.Н.Толстого уже более ста лет с огромным
интересом читают люди по всей Земле. Он был
очень образованным человеком. Изучал
иностранные языки, занимался историей,
Дети слушают рассказ ученицы
подготовленной и смотрят слайды
презентации.
Коммуникативные:
Формирование умения
слушать и слышать,
ясно и чётко отвечать на
вопросы.
Познавательные.
Внимательно слушают и
музыкой, рисованием, медициной и очень много
читал. У Льва Николаевича была большая
семья. Свою жизнь Л.Н.Толстой решил
посвятить литературе. Собрание его сочинений
составляет более 90 томов. Поселившись в
своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал
более 20 школ для детей из бедных семей. Они
не могли платить за ученье. С самого раннего
детства они работали.
Но книг для детей тогда было очень мало. И
тогда Л.Н.Толстой пишет рассказы, сказки и
басни для детей – простые, понятные,
увлекательные, поучительные. Он написал
«Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».
2. Разгадайте ребус и, узнаете, о ком мы
будем читать произведение. Ребус на слайде
Да, о коне, но не настоящем. А об игрушечном.
- Давайте предположим, о чем может пойти речь
в тексте??
3. Работа с рассказом. с.94 учебника
Читает учитель.
- Понравился ли вам текст?
-Оправдались ли ваши предположения?
-Все ли слова в тексте вам понятны?
- К какому жанру можно отнести произведение?
Почему?
Разгадывание ребуса
Предполагают, высказываются
Слушание рассказа.
Осмысленно читают, соблюдая
интонацию и знаки препинания.
Правильно строят ответы на
вопросы.
- Спор, чуть не драка.
Выбирают нужные слова в тексте.
- Стали друг у друга рвать коня.
- Надо уметь играть вместе, дружно,
сообща, не жадничая или играть по
воспринимают рассказ учителя,
проявляют интерес и задают
вопросы
Личностные.
Помочь детям осознать
социальную, практическую и
личностную значимость
учебного материала, ценность
совместной деятельности;
Коммуникативные:
вступают в учебное сотрудни-
чество с учителем и одноклас-
сниками, осуществляют
совместную деятельность,
осваивая различные способы
взаимной помощи партнёру по
общению.
Познавательные:
воспринимают чтение, а также
слушание учителя и
одноклассников как способ
получения информации;
осваивают техническую
сторону чтения как условие
- У кого был конь?
- Что произошло между Петей и Митей?
- Кто решил их спор?
- Что сделала мама? правильно ли она
поступила?
-
Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им
посоветовали?
- А с вами происходили такие ситуации?
- Что хотел нам сказать автор этим рассказом?
Главная мысль рассказа
- Как можно озаглавить рассказ?
- Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли она к
нашему рассказу? Докажите?
-Давайте попробуем прочитать рассказ по
ролям, сколько действующих лиц? Нам сколько
человек надо?
Физкультминутка.
4.Л. Толстой писал не только о дружбе, но и о
других качествах детей, а о каких узнаем,
познакомившись с еще одним произведением.
Чтение рассказа «Помню я была мала..» с.94
учебника
К какому жанру отнесем это произведение?
-Кто герой рассказа?
очереди.
Обсуждают проблему
Определяют главную мысль текста.
Соотносят поступки героев со
своими поступками.
- Не надо жадничать, в игрушки
лучше играть вместе, так веселее
и интереснее.
Осуществляют профилактику
переутомления.
Выполняют движения согласно
видео
Читает рассказ, хорошо читающий
ученик.
Находят ответ в тексте, выборочное
чтение.
- Девочка.
понимания читаемого;
Познавательные: учатся искать
и выделять необходимую
информацию из иллюстраций.
Регулятивные: учатся ориенти-
роваться в своей системе
знаний, отличать новое, от уже
известного, с помощью
учителя.
Осуществляют профилактику
переутомления. Ориентируются
на здоровый образ жизни,
активно участвуют в
физкультминутке.
Познавательные.
Самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели.
Ориентация в учебнике,
Умение находить ответы на
вопросы в тексте.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге, в общей
- Какая она?
- А что сумела сделать?
- Какая получилась сумка у девочки?
- Почему девочка гордилась своей работой?
- Эта девочка была очень мала, но какой ей
хотелось быть?
- Что хотел сказать Л. Толстой своим рассказом?
- Ребята, вы прочитали два рассказа о детях.
- Поступки и поведение, кого вам больше
понравилось?
Найти в тексте
-Помню, я была мала.
-Сумка была плоха.
- Она ещё не умеет хорошо шить.
- Сшила её сама.
- Взрослой, старательной, умной,
настойчивой.
Высказывают своё мнение,
аргументируют его. Определяют
нравственный смысл поступков
героев.
беседе, выполняя при этом
принятые нормы речевого
поведения, культуры речи;
задавать вопросы, слушать
собеседников, стремиться
сделать свою речь понятной,
стараться понять мысль
другого.
Личностные.
помочь
учащимся
осознать
социальную, практическую и
личностную значимость
учебного материала,
нравственный смысл поступков
5.
Этап
закрепления
знаний и
способов
действия
1.
У вас на партах лежат конверты, в них
разрезаны пословицы, работая в парах,
соберите их.
- Прочтите пословицы, объясните их смысл.
- Какая пословица к какому рассказу подходит?
Почему?
2.
С произведениями какого писателя мы
познакомились?
- Что вы о нем запомнили?
- Чему учат нас произведения Л Толстого
детей?
Работают в парах
Высказывают своё мнение,
аргументируют его.
- Учат быть добрыми, не
жадничать, вместе дружно играть,
не бросать друзей в беде, быть
трудолюбивыми, не лениться.
Регулятивные:
умения контролировать и
оценивать собственную
учебную деятельность и
деятельность партнёров,
учатся выполнять и
контролировать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей
Коммуникативные: учатся
оформлять свои мысли в устной
форме, слушать и понимать
речь других, вступают в
учебное сотрудничество с
учителем и одноклассниками,
осуществляют совместную
деятельность, осваивая
различные способы взаимной
помощи партнёру по общению.
Личностные.
осознать социальную,
практическую и
личностную значимость
учебного материала, ценность
совместной деятельности;
осознание нравственного
смысла поступков.
6.
Подведение
итогов учебного
занятия.
Рефлексия.
Подводим итоги работы на уроке.
Какую цель мы ставили? Достигли мы ее?
- Кто захотел взять в библиотеке книгу Толстого
и прочитать ещё что-то?
- Оцените свою деятельность на уроке
( с помощью смайликов)
- Спасибо за урок.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы,
исключить из жизни дружбу – это все равно,
что лишить мир солнечного света.
Отвечают на итоговые вопросы
учителя. Устанавливают причинно-
следственные связи. Оценивают
свою работу на уроке.
Коммуникативные: учатся
оформлять свои мысли в устной
форме, слушать и понимать
речь других, учатся учитывать
разные мнения
Познавательные: учатся
использовать речь для
регуляции своего действия,
анализируют работу на уроке,
учатся структурировать знания,
оценивать процесс и результат
деятельности.
Регулятивные: соотносят цель, ,
учатся устанавливать
соответствие полученного
результата и поставленной цели