Напоминание

Л.Н. Толстой Нравственные рассказы


Автор: Баженова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: Г. ДАЛЬНЕРЕЧЕНСК
Наименование материала: разработка урока по литературному чтению
Тема: Л.Н. Толстой Нравственные рассказы
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка».

Цель: познакомить учащихся с произведениями Л.Н.Толстого

Задачи:

Образовательная: создать условия для овладения учащимися новых знаний, совершенствовать навык сознательного, плавного и

выразительного чтения целыми словами.

Развивающая: способствовать развитию критического мышления, развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с

текстом, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательная: содействовать воспитанию чувства сопереживания, умения прощать, воспитывать культуру поведения при

фронтальной, индивидуальной, парной (групповой) работе, умение слушать других. Воспитывать интерес к предмету.

Планируемы результаты.

Личностные:

содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста;

начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в тексте;

формированию критериев оценки человеческих поступков, привлечение собственного опыта практических действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную

деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить

речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят

поступки героев со своими собственными поступками.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.

Предметные результаты обучения: формировать навыки правильного, выразительного чтения рассказов Л.Н.Толстого, определять

смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы) на определенные жизненные ситуации, обобщить

первоначальные представления о нравственно-этических понятиях (обман, совесть, честность и др.);

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование к уроку:

1. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2024г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.

2. Портрет Л.Н.Толстого.

3. Выставка книг для детей Л.Толстого

4. Презентация

6. Телефоны для самооценки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Использованная литература:

1.

Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2024г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А., Кирюшкин и др .

2.

Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). Поурочное планирование. Автор-составитель: Е.В.Кислякова, Волгоград. 2012

3.

Интернет - ресурсы

Ход урока

п/

п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты:

формируемые УУД

1

Организацион-

ный этап.

Мотивирова-

ние к учебной

деятельности.

1.Обеспечивает эмоциональную готовность к

уроку, создаёт позитивную установку.

Приветствие учащихся.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Техники нейропсихологии

Я сейчас сижу спокойно

И веду себя достойно.

( меняем левую и правую руку на плечиках)

Проявляют эмоциональную

отзывчивость на слова учителя.

Принимают предложение учителя

Регулятивные:

Организация рабочего

места под руководством

учителя, учатся

самоорганизации

Личностные:

Развитие

самостоятельности.

Коммуникативные: учатся

совместно договариваться о

правилах поведения и общения

на уроке и следовать им

2

Актуализация

знаний. Этап

подготовки к

активной

учебно-

познавательной

деятельности.

Отгадайте загадку.

Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже в игры без тебя я не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А ещё нужна мужская … дружба

Что такое дружба? Какие слова ассоциации у

вас появились? (на доске кластер составляет

учитель)

Так что же такое дружба?

Существуют разные словари и среди них есть

толковый словарь, в нем даётся объяснение

значения непонятных слов. У нас словарь

Читают стихотворение, отгадывают

загадку.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные

Формирование познавательного

мотива.

Формирование ценности

«чтение».

Регулятивные.

Постановка учебной задачи на

основе соотнесения того, что

уже известно и того, что ещё

неизвестно.

Коммуникативные.

Умение договариваться,

находить общее решение.

Понимание возможности

различных позиций и точек

зрения на один и тот же

Ожегова, давайте узнаем, как там дано

объяснение слова дружба.

Как вы думаете, почему мы говорим об этом?

Ученик зачитывает значение слова

дружба.

Будем читать о дружбе.

предмет или вопрос.

Познавательные:

Различают книги, написанные

для детей и взрослых,

сравнивают их и находят

различия.

Находят ответы на вопросы.

3

Постановка

учебной задачи

и определение

темы урока

1.Расшифруйте имя и фамилию писателя и

сможете сформулировать тему урока.

- Молодцы, так чем же будем заниматься на

уроке?

Познакомимся с ….

- Сегодня мы познакомимся с творчеством

великого писателя Л.Толстого и его рассказами

для детей. ( на доску фио)

Обратите внимание, как написаны слова?

Почему?

2. Выставка книг Л. Толстого

Расшифровывают слова

Под руководством учителя

формулируют тему урока

- Будем читать рассказы Л.Толстого

для детей.

На доску вывешивается тема:

«Л.Н.Толстой.

Познавательные:

Формулирование темы,

постановка проблемы.

Формировать умения

выдвигать гипотезу и

обосновывать её.

Регулятивные:

Соотнесение того,

что известно и

что предстоит узнать.

Коммуникативные:

умения слушать и

понимать речь других

4.

Этап изучения

новых знаний и

способов

групповой

деятельности

1.Рассказ учителя о жизни и творчестве

писателя с опорой на презентацию. (ученик)

- Книги великого русского писателя

Л.Н.Толстого уже более ста лет с огромным

интересом читают люди по всей Земле. Он был

очень образованным человеком. Изучал

иностранные языки, занимался историей,

Дети слушают рассказ ученицы

подготовленной и смотрят слайды

презентации.

Коммуникативные:

Формирование умения

слушать и слышать,

ясно и чётко отвечать на

вопросы.

Познавательные.

Внимательно слушают и

музыкой, рисованием, медициной и очень много

читал. У Льва Николаевича была большая

семья. Свою жизнь Л.Н.Толстой решил

посвятить литературе. Собрание его сочинений

составляет более 90 томов. Поселившись в

своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал

более 20 школ для детей из бедных семей. Они

не могли платить за ученье. С самого раннего

детства они работали.

Но книг для детей тогда было очень мало. И

тогда Л.Н.Толстой пишет рассказы, сказки и

басни для детей – простые, понятные,

увлекательные, поучительные. Он написал

«Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».

2. Разгадайте ребус и, узнаете, о ком мы

будем читать произведение. Ребус на слайде

Да, о коне, но не настоящем. А об игрушечном.

- Давайте предположим, о чем может пойти речь

в тексте??

3. Работа с рассказом. с.94 учебника

Читает учитель.

- Понравился ли вам текст?

-Оправдались ли ваши предположения?

-Все ли слова в тексте вам понятны?

- К какому жанру можно отнести произведение?

Почему?

Разгадывание ребуса

Предполагают, высказываются

Слушание рассказа.

Осмысленно читают, соблюдая

интонацию и знаки препинания.

Правильно строят ответы на

вопросы.

- Спор, чуть не драка.

Выбирают нужные слова в тексте.

- Стали друг у друга рвать коня.

- Надо уметь играть вместе, дружно,

сообща, не жадничая или играть по

воспринимают рассказ учителя,

проявляют интерес и задают

вопросы

Личностные.

Помочь детям осознать

социальную, практическую и

личностную значимость

учебного материала, ценность

совместной деятельности;

Коммуникативные:

вступают в учебное сотрудни-

чество с учителем и одноклас-

сниками, осуществляют

совместную деятельность,

осваивая различные способы

взаимной помощи партнёру по

общению.

Познавательные:

воспринимают чтение, а также

слушание учителя и

одноклассников как способ

получения информации;

осваивают техническую

сторону чтения как условие

- У кого был конь?

- Что произошло между Петей и Митей?

- Кто решил их спор?

- Что сделала мама? правильно ли она

поступила?

-

Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им

посоветовали?

- А с вами происходили такие ситуации?

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом?

Главная мысль рассказа

- Как можно озаглавить рассказ?

- Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли она к

нашему рассказу? Докажите?

-Давайте попробуем прочитать рассказ по

ролям, сколько действующих лиц? Нам сколько

человек надо?

Физкультминутка.

4.Л. Толстой писал не только о дружбе, но и о

других качествах детей, а о каких узнаем,

познакомившись с еще одним произведением.

Чтение рассказа «Помню я была мала..» с.94

учебника

К какому жанру отнесем это произведение?

-Кто герой рассказа?

очереди.

Обсуждают проблему

Определяют главную мысль текста.

Соотносят поступки героев со

своими поступками.

- Не надо жадничать, в игрушки

лучше играть вместе, так веселее

и интереснее.

Осуществляют профилактику

переутомления.

Выполняют движения согласно

видео

Читает рассказ, хорошо читающий

ученик.

Находят ответ в тексте, выборочное

чтение.

- Девочка.

понимания читаемого;

Познавательные: учатся искать

и выделять необходимую

информацию из иллюстраций.

Регулятивные: учатся ориенти-

роваться в своей системе

знаний, отличать новое, от уже

известного, с помощью

учителя.

Осуществляют профилактику

переутомления. Ориентируются

на здоровый образ жизни,

активно участвуют в

физкультминутке.

Познавательные.

Самостоятельное выделение и

формулирование

познавательной цели.

Ориентация в учебнике,

Умение находить ответы на

вопросы в тексте.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей

- Какая она?

- А что сумела сделать?

- Какая получилась сумка у девочки?

- Почему девочка гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей

хотелось быть?

- Что хотел сказать Л. Толстой своим рассказом?

- Ребята, вы прочитали два рассказа о детях.

- Поступки и поведение, кого вам больше

понравилось?

Найти в тексте

-Помню, я была мала.

-Сумка была плоха.

- Она ещё не умеет хорошо шить.

- Сшила её сама.

- Взрослой, старательной, умной,

настойчивой.

Высказывают своё мнение,

аргументируют его. Определяют

нравственный смысл поступков

героев.

беседе, выполняя при этом

принятые нормы речевого

поведения, культуры речи;

задавать вопросы, слушать

собеседников, стремиться

сделать свою речь понятной,

стараться понять мысль

другого.

Личностные.

помочь

учащимся

осознать

социальную, практическую и

личностную значимость

учебного материала,

нравственный смысл поступков

5.

Этап

закрепления

знаний и

способов

действия

1.

У вас на партах лежат конверты, в них

разрезаны пословицы, работая в парах,

соберите их.

- Прочтите пословицы, объясните их смысл.

- Какая пословица к какому рассказу подходит?

Почему?

2.

С произведениями какого писателя мы

познакомились?

- Что вы о нем запомнили?

- Чему учат нас произведения Л Толстого

детей?

Работают в парах

Высказывают своё мнение,

аргументируют его.

- Учат быть добрыми, не

жадничать, вместе дружно играть,

не бросать друзей в беде, быть

трудолюбивыми, не лениться.

Регулятивные:

умения контролировать и

оценивать собственную

учебную деятельность и

деятельность партнёров,

учатся выполнять и

контролировать учебные

действия в соответствии с

поставленной задачей

Коммуникативные: учатся

оформлять свои мысли в устной

форме, слушать и понимать

речь других, вступают в

учебное сотрудничество с

учителем и одноклассниками,

осуществляют совместную

деятельность, осваивая

различные способы взаимной

помощи партнёру по общению.

Личностные.

осознать социальную,

практическую и

личностную значимость

учебного материала, ценность

совместной деятельности;

осознание нравственного

смысла поступков.

6.

Подведение

итогов учебного

занятия.

Рефлексия.

Подводим итоги работы на уроке.

Какую цель мы ставили? Достигли мы ее?

- Кто захотел взять в библиотеке книгу Толстого

и прочитать ещё что-то?

- Оцените свою деятельность на уроке

( с помощью смайликов)

- Спасибо за урок.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы,

исключить из жизни дружбу – это все равно,

что лишить мир солнечного света.

Отвечают на итоговые вопросы

учителя. Устанавливают причинно-

следственные связи. Оценивают

свою работу на уроке.

Коммуникативные: учатся

оформлять свои мысли в устной

форме, слушать и понимать

речь других, учатся учитывать

разные мнения

Познавательные: учатся

использовать речь для

регуляции своего действия,

анализируют работу на уроке,

учатся структурировать знания,

оценивать процесс и результат

деятельности.

Регулятивные: соотносят цель, ,

учатся устанавливать

соответствие полученного

результата и поставленной цели



В раздел образования