Напоминание

Использование ИКТ на уроках географии


Автор: Селезнёва Светлана Анатольевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: ФМОУ ООШ с.Невежкино в с.Ширяево
Населённый пункт: с.Ширяево
Наименование материала: Урок по теме "Численность населения Земли"
Тема: Использование ИКТ на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок по теме:

«Численность населения Земли»

Учитель географии

ФМОУ ООШ с.Невежкино

в с.Ширяево: Селезнёва С.А.

Дата проведения: 12.11.2023г

Предмет: география

Класс 7

Тема урока: Численность населения Земли. Размещения населения.

Тип урока комбинированный с элементами исследования

Технология: личностно-ориентированный урок, групповая форма работы

Цели урока: формирование представления о численности и размещении населения.

Задачи:

1. Продолжить формирование географических знаний:

Создание общего представления о численности, плотности и миграции

населения.

2. Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения:

Совершенствование умений применять теоретические знания для приобретения

новых знаний

Продолжить

формирование

умений

работать

с

географической

картой,

статистическими материалами

Развитие монологической речи

3. Воспитание

патриотического чувства

толерантности к другим народам.

4.

Назвать определения: учёные-демографы, естественный прирост,

плотность населения, миграция.

5.

Развивать навыки самостоятельной активной деятельности учащихся.

Предметные результаты: смогут показать на карте ареалы и страны с большой

численностью и плотностью населения, крупные города; смогут объяснить причины

неравномерности размещения населения.

Метапредметные результаты: смогут находить в тексте учебника информацию о

численности населения региона; анализировать текст учебника и таблицы, выделяя

самое главное; анализировать и сравнивать карты атласа, делать выводы о причинах

неравномерности размещения населения на континенте.

Личностные результаты: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на

него, выработать свои мировоззренческие позиции; вырабатывать уважительно

доброжелательное отношение непохожим на себя, идти на уступки в разных

ситуациях; смогут выражать свое мнение, аргументировать и подтверждать фактами.

Познавательные УУД: Находить достоверную информацию, необходимую для

решения учебных и жизненных задач; анализировать, сравнивать, классифицировать и

обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии,

выбирать средства достижения цели в группе.

Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в

группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и

т.д.). Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Основные понятия: учёные-демографы, естественный прирост, плотность населения,

миграция.

Межпредметные связи: история, математика, биология

Ресурсы урока: учебник, м/презентация, атласы, карта «Народы и плотность населения

мира», политическая карта мира, таблицы, иллюстрации, учебники.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Методы: частично-поисковый.

Оборудование:

учебник географии 7 класс

атлас 7 класса

презентация к уроку

ноутбук, м/м проектор

рабочие материалы для группы

вопросы на доску

карта «Расы»

рабочие листы

флипчарт для закрепления

Таблица «Крупнейшие страны мира по населению»

Ход урока:

1.

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Сегодня мы с вами отправимся в

интересное путешествие. Для этого нам необходимо взять с собой знания, веселую

улыбку и крепкое рукопожатие ближайшего соседа. На вашем столе находятся

рабочие листы, с которыми вы будете работать по ходу урока.

2. Проверка д/з Географический диктант по разделу «Главные особенности

природы Земли» (слайд 1)

3. Объявление темы урока

Мы живем на замечательной планете – Земля. Это самая уникальная из всех планет

Солнечной системы. Чем же она уникальна? (на ней есть жизнь). Но кроме растений и

животных на земле живем мы – люди. Люди освоили все материки, живут в самых

разных уголках планеты.

Я не случайно заговорила об этом. Давайте прочтем стихотворение и подумаем, какова

тема нашего сегодняшнего урока (слайд 2)

Мы все такие разные -

Такие непохожие.

Немного непонятные,

И капельку несхожие.

Но, всё-таки, прекрасные,

И, всё же, интересные.

Немножечко занятные,

И, где-то в душах, светлые.

Мы все такие разные -

Такие непохожие.

Жаль, что непостоянные,

И капельку несхожие...

(версии учащихся сводятся к объявлению темы) Тема нашего урока «Численность и

размещение населения” (слайд 3)

4. Постановка цели урока: А чтобы вы хотели бы узнать о людях, населении Земли?

(Сколько людей на Земле живёт? Где живёт больше людей? Где меньше и

почему? Кто живёт? Почему люди разные?) вывесить на доску. (слайд 4)

Мы на этом уроке поговорим о численности, плотности и размещении населения и о

влияющих на них факторах (причинах), о расах

5. Объяснение нового материала.

И так мы отправляемся в наше путешествие.

Станция «Научная» (слайд 5)

Давайте вспомним из курса истории и географии как на земле появился человек, где

появились первые люди?

-

Сегодня вы сможете побывать в роли учёных и высказать

свои предположения и догадки. Итак, какие гипотезы происхождения человека вам

известны? (космическая, божественная и научная - биологическая)

(заслушиваются ответы учащихся) (слайд 6)

Версий появления человека много, но большинство ученых утверждают, что древняя

родина человека – Южная и Восточная Африка. Именно отсюда наши далекие предки

расселились практически по всем материкам Земли. (слайд 7)

Как вы думаете:

Почему первые люди могли появиться только в Африке? (позволяли благоприятные

климатические условия) 4. Как происходило расселение первобытного человека?

( ученик выходит к доске и показывает на физической карте мира с помощью

стрелок). Первыми были заселены материки Африка и Евразия, затем древние люди

проникли в С.и Ю. Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида.

Почему? (Антарктида, т.к. самый холодный материк)

5. Каким образом древние люди смогли переправиться на другие материки? В тот

период суша была там, где сейчас вода (не было Красного моря, Берингова пролива)

6.Что послужило предпосылками расселения человека по планете? (т.к. людей

становилось всё больше им нужно было больше еды, и они заселяли и осваивали

новые территории, т.е. материки)

Как ученые смогли определить пути перемещения древних людей? (им помогли

археологические находки)

Отправляемся в путешествие, и следующая станция «Люди на планете» (слайд 8)

А) Численность населения Земли

Ребята, может быть вы и сами знаете сколько сейчас на Земле живёт людей?(варианты,

отмечу наиболее точный). Давайте обратимся к счётчику населения и посмотрим

реальные цифры по миру (слайд 9) Сейчас на Земле проживает

7 млрд. 741 млн.

человек.

В настоящее время население каждую секунду увеличивается на 4 человека

Каждую минуту увеличивается на 240 человек

Сколько людей появится на Земле за время нашего урока? (слайд 10).

Однако такой она была не всегда. Скажите, ребята, всегда ли так было?

А вот как это выглядит на графике. (слайд 11).

2.

Когда начался быстрый рост численности населения Земли?

Население планеты стало быстро расти, начиная с 19в.

3.

С чем это было связано?

С развитием медицины и улучшением условий жизни людей.

Учёные - демографы из ООН утверждают, что население Земли к 2050 году составит

9.5 миллиардов человек, т.е. численность населения будет неуклонно расти.

Как

ожидается, основной прирост населения до 2050 года придется на Африку.

Возьмите на столах таблицу «Крупнейшие страны мира по численности населения».

Просмотрите её. Какие же страны лидируют? Какое место занимает наша страна?

(слайд 12)

Как вы думаете, отчего зависит численность населения?

Изменение численности населения зависит от соотношения родившихся и умерших

жителей. Эту разность между числом родившихся и числом умерших называют

естественным приростом. (слайд 13)

- Прирост населения зависит от условия жизни, культурных и религиозных традиций,

условий труда, развития медицины и т.д.

ЕП=Р-С

Давайте рассчитаем ЕП по миру за 2018г. Рождаемость составила 117762283, а

смертность - 46055135

ЕП по России. Рождаемость - 1 428 100, смертность – 1 557 314

Величина естественного прироста оказывает влияние на возраст и продолжительность

жизни. В странах с развитым хозяйством растет доля старших возрастов, происходит

старение населения (страны Европы, США, Канада) В Японии средняя

продолжительность жизни составляет 82 года. В развивающихся странах Африки – от

45 до 60 лет.

На численность населения немалое влияние оказывают миграции людей, т.е.

переселение людей. Причины миграций различны: экономические, политические,

религиозные.

Численность населения определяют по переписям, которые теперь регулярно проводят

во многих странах мира. Переписчики заполняют специальные переписные листы, по

которым составляют характеристику населения.

В России перепись населения состоится с 1 по 31 октября 2020г

Б) Размещение населения.

Ребята, а давайте ответим на наш 2-й вопрос (где живут?) с помощью карты (откройте

атласы, у меня карта на доске (слайд 14)

1.Что на этой карте означает цвет? (плотность населения, т.е. сколько людей

проживает на каждом кв. км площади). Как размещается населения на

Земле?

Давайте ответим на этот вопрос с помощью карты атласа на стр. 18-19

Как называется карта? По содержанию она общегеографическая или

тематическая? Что на карте означает цвет? цветом на карте показана плотность

населения, кругами – города и городские агломерации, подписями – семьи и группы

населения.

Плотность населения – т.е. это среднее число жителей, приходящееся на квадратный

километр территории. (слайд 15)

Как определить плотность населения?

Чн

П

н= ---------

S

т

для определения плотности населения нужно знать численность населения и

площадь этой территории.

Задание по группам:

1группа: Монголия Н - 3 086 918 млн. чел; S - 1 564 116млн.км

2

2 чел/км

2

2группа: Бангладеш Н- 166 280 712млн. чел.

S - 143 998тыс. км

2

1154чел/км

2

3 группа: Земли Н- 7млрд.600млн. чел. S -149млн. км

2

51чел/км

2

Учащиеся работают с картой атласа, плотность и размещение населения отвечают на

вопросы и делают выводы:

Какие территории заселены хорошо?

Южная и Ю-В Азия

( Индия, Китай, Бангладеш, Япония), а также Европа кроме севера, атлантическое

побережье США, Мексика, европейская часть России и Кавказ

Какие территории заселены слабо? Австралия, Аравийский п-в, Монголия, Север

Канады, север Африки, Азиатская часть России (т.е холодные, пустынные и

высокогорные р-ны Земли)

СДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Население размещено неравномерно по поверхности Земли;

Люди выбирают лучшие условия для проживания (наличие воды, равнинные

территории, плодородные почвы, благоприятный климат)

Горные, пустынные и холодные р-ны Земли заселены очень слабо или вовсе не

заселены.

Физкультминутка

В) Расы людей. Отправляемся дальше. Хлопки в ладоши. Следующая станция «Я

и ты»

Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт

это крылатое изречение? (слайд 16).

- Древние люди пытались объяснить историю своего происхождения. Так

сложились мифы. Заслушаем один из них (зачитывает один из учеников)

(слайд 17).

«Североамериканские

индейцы,

увидев

бледнолицых

(так

они

называли

европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов,

объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей

из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели

кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги

заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали

черны, как головёшки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь

глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-

розового цвета. Так появились европейцы»

Это миф, а мы с вами будем

доказывать с научной точки зрения.

Но почему люди разные, если у них общие предки? (разные черты образовались в

результате приспособления человека к местным природным условиям)

Перемещаясь по территории Земли, человек попадал в разные природные условия, где

были своеобразные условия жизни, таким образом, человек приобрел разный внешний

вид.

После открытия европейцами новых земель стало очевидным, что люди

неодинаковы по внешним признакам. У них разный цвет кожи и волос, форма черепа,

глаза. Но у некоторых есть похожие внешние признаки. Поэтому, образовались

большие группы людей со сходными внешними признаками – расы. Расы человека

начали формироваться, как полагают, около 30—40 тыс. лет тому назад в процессе

заселения человеком земного шара.

Выделяют три большие человеческие расы – европеоидная, экваториальная и

монголоидная. (слайд 18). (слайд 19).

Сейчас вы получите пакет с заданиями (слайд 20). Поработайте с предложенными

материалами и составьте характеристику рас по плану.

Название расы

Территория проживания

Отличительные признаки

(кожа, глаза, волосы, нос,

губы, форма лица)

Европеоидная

Европа, Северная Африка,

Юго-Западная и Южная

Азия, Северная и Южная

Америка, Австралия

Светлая кожа и светлые

глаза, узкий нос(север),

Смуглая кожа, тёмные

волосы и глаза(южные)

Монголоидная

Азия, Северная и Южная

Америка

Узкий разрез глаз,

выступающие скулы,

желтоватый цвет кожи,

чёрные прямые волосы,

невысокий рост

Негроидная

Африка, Северная и

Южная Америка

Темная кожа и тёмные

глаза, курчавые волосы,

широкий нос, полные губы,

крупные черты лица.

В современном мире деление на расы, в какой -то мере условно, так как около 30%

населения относятся к смешанным расам. Например, большая часть населения

Америки произошла в результате смешения рас: коренного населения, европейцев,

открывших и освоивших материк и негров, завезенных сюда в качестве рабов. Люди,

живя в разных природных условиях, постепенно изменялись, но

все человеческие расы равны, потому что мы являемся единым биологическим видом.

Об этом говорил 150 лет назад русский учёный-этнолог Николай Николаевич

Миклухо- Маклай изучавший коренных жителей о. Новая Гвинея папуасов (один

ученик выступает с небольшим сообщением про знаменитого учёного)

Рассказ о Н.Н. Миклухо-Маклае (слайд 21)

Все человеческие расы равны (слайд 22). Нужно с уважением относиться к людям,

которые не такие как вы. По-другому, быть ТОЛЕРАНТНЫМИ! (слайд 23)

Вывод: современное человечество представляет собой единый биологический вид,

расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического

развития, поэтому люди разных рас равны (слайд 24).

А закрепим материал о расах с помощью игры «Угадай расу»

6.Итог урока

ФЛИПЧАРТ (дополнить предложения, кто лишний, кто где живёт?)

7. Домашнее задание:§18 (слайд 25)

составить кроссворд на тему «Население Земли»

нарисовать иллюстрацию, отражающую позитивное отношение ко всем расам

Ребята, давайте наш урок закончим песней «Давайте устроим большой хоровод»

(слайд 26)

8. Рефлексия (слайд 27)



В раздел образования