Автор: Засоренкова Оксана Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Тереньгульский лицей при УлГТУ"
Населённый пункт: р.п. Тереньга, Ульяновская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие и совершенствование технической и содержательной сторон чтения у младших школьников с ОНР
Раздел: начальное образование
Мастер–класс “Развитие и совершенствование технической и содержательной
сторон чтения у младших школьников с ОНР”.
Цель мастер-класса: знакомство педагогов с приёмами работы по развитию и
совершенствованию технической и содержательной сторон чтения у младших
школьников с ОНР.
1. Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя участников мастер-класса, введение в тему
мастер-класса.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - сказал Дени Дидро.
Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы, учителя, можем ему
сделать. Я сегодня хочу представить вам систему специальных упражнений для
отработки полноценного навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи.
2. Упражнение «Читай то, что можешь»
Дети, знающие лишь буквы, читают гласные; владеющие слоговым чтением – читают
слоги; те, кто могут читать слова – читают слова.
3. Упражнения “Найди лишний слог”
Цель: развитие слогового чтения, наблюдательности, зрительного анализа и синтеза,
расширение поля зрения.
Инструкция: прочитать слоги, найти и назвать лишний слог.
ры му лы вы ны ты сы
по то со но мо ку ро во до
мя ля ря ня ве ся вя кя пя бя
та са ма ба аз на ка па ва
ит им ис ип ып ик ир ив
4. Анаграммы
Инструкция: Переставьте буквы, не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы
получилось новое слово
АТЛАС - САЛАТ
КАПРИЗ - ПРИКАЗ
КРЫСА - РЫСАК
ЛАПША - ШПАЛА
НОРКА - КРОНА
5. Зашифрованное слово
Цель: закрепление понятий о слоговом составе слова, формирование навыков
самоконтроля, пространственно-временных представлений.
Инструкция: Чтобы составить новое слово, надо из каждого слова взять первый слог.
БАГАЖ, РАБОТА, БАНКА (БАРАБАН)
КОМАР, РОБОТ, ВАГОН (КОРОВА)
Инструкция: Догадайтесь, какой слог нужно взять из каждого слова, чтобы
получилось новое слово.
РУКАВ, ЖИЛЕТ, КОШКА (РУ-ЛЕТ-КА)
6. Игра “Найди слова”
Инструкция: Найдите 20 названий деревьев и кустарников
Б
Е
Р
Ё
З
А
Д
Е
А
В
К
Е
Д
Р
Ш
А
У
Л
Ь
И
О
С
Л
А
Т
К
Б
К
Л
Ё
Я
И
А
К
А
Л
О
Л
Ь
Н
Б
Н
В
А
Н
И
П
К
Х
О
Л
А
Р
Ц
И
П
А
И
А
Р
О
Н
Я
Р
Я
А
Л
Н
Ш
Е
С
И
Р
Я
Б
И
Ь
М
А
Ь
Ь
Н
Е
А
Т
Н
А
Ь
Е
Н
С
О
С
Н
О
П
О
Л
С
Я
(Береза, дуб, ель, ива, каштан, кедр, клён, липа, ольха, орешник, осина, пальма,
рябина, акация, сирень, сосна, тополь, яблоня, ясень, лавр)
7. Скороговорки
1) Расшифровать скороговорку.
Инструкция: Прочитайте скороговорку, используя метод «Всё наоборот».
ЕРЫТЕЧ ХЫЛЁСЕВ, ХЫНМУШ АКНЕЩ
ТУЧЯРП ИЩЕВ В ЕРЫТЕЧ АЛГУ.
2) Чтение скороговорки, делая акцент на определённое слово.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, развитие умения правильно ставить
логические ударения.
Инструкция: Проговорить скороговорку, делая логическое ударение на разных словах.
Первая группа спрашивает, вторая – отвечает.
- Кто прячет вещи в четыре угла?
- Какие щенки прячут вещи в четыре угла?
- Сколько веселых, шумных щенков прячут вещи в четыре угла?
- Что делают четыре весёлых, шумных щенка?
8. Загадки
Инструкция: Предложения, в которых все слова написаны слитно, необходимо
разделить на составляющие их слова. Прочитайте загадку и отгадайте её.
Ежегодноприходяткнамвгости:
Одинседойдругоймолодой,
Третийскачетачетвертыйплачет. (Времена года)
Чтобыосеньнепромокла,
Нераскислаотводы,
Превратилонлуживстёкла,
Сделалснежныесады. (Мороз)
9.Упражнение “День и ночь”
Цель: развитие осмысленного чтения, мыслительной деятельности.
Инструкция: Прочитайте стихотворение несколько раз. При каждом чтении будет
закрыто определённое количество слов.
10. Упражнение “Не ошибись”
Инструкция: Прочитайте тексты, написанные разными шрифтами.
Один Хозяину человек было жаль обратился расставаться к горцу с хорошим: —
Послушай, горец, почему работником, ты и так он легко попросил его об ходишь по
стволу услуге – построить еще дерева один над пропастью, дом. тогда Плотник как
согласился,
я, двигаясь но было видно, что
по этому во время работы
дереву,
буквально он думал о трясусь от чём-то другом, страха? — Когда совсем не старался,
материалы я иду по брал какие этому дереву попало. на ту Когда плотник сторону, я
иду закончил работу и за водой, без дом был готов, воды моя хозяин протянул семья
плотнику ключи и я от входной погибнем двери. от - Этот жажды, а дом, сказал он, -
когда я мой
возвращаюсь, я подарок для тебя.
так хочу Как же
видеть мою
расстроился семью, что плотник. даже не думаю о пропасти внизу. — Так что мне
делать Если бы он знал, со своим страхом? Как что строит ходить над для себя,
пропастью и он бы не бояться? — Только сделал всё мощное желание или совсем
крайняя нужда заставят тебя забыть, что по-другому. идешь над пропастью.
- Какой урок вы извлекли, прочитав эту притчу.
11. Рефлексия.