Автор: Варламова Наталья Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: структурное подразделение МОУ "Нурумбальская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Республика Марий Эл, Моркинский район, село Петровское Наименование материала: статья Тема: Интерактивные методы воспитания Раздел: начальное образование
Интерактивные методы воспитания
Выполнила учитель начальных классов Варламова Наталья Анатольевна.
Структурное подразделение МОУ «Нурумбальская средняя
общеобразовательная школа»
Учительство-это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или
композитора, но более тяжёлый и ответственный.
Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор,
не с помощью красок, как художник, а впрямую.
Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим
отношением к миру.
Используя метод интерактивного воспитания, были поставлены
следующие цели:
Научить ребенка выражать собственное мнение, вести дискуссию,
отстаивать свою точку зрения , научить строить конструктивные отношения
в коллективе, пытаться определять в нем свое место. Научить ребенка
избегать конфликты, вовремя решать их, стремиться к компромиссам
Интерактивные методы воспитательной работы позволяют решать многие
задачи:
Активное включение каждого обучающегося в процесс какой-либо
деятельности. Повышение познавательной мотивации.
Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг
друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Умение работать
с командой и в команде, принимать на себя ответственность за совместную и
собственную деятельность по достижению результата. Развитие навыков
самостоятельной деятельности: определение ведущих и промежуточных
задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная
оценка , воспитание лидерских качеств.
Успех процесса воспитания во многом зависит от взаимоотношений: Учителя
с детьми .Детей друг с другом. Каждого ребёнка с учителем. Ребенка с
коллективом.
Если брать обобщённо, то с первых дней существования обучения и
воспитания, как такового, и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и
получили широкое распространение всего три формы взаимодействия
учителя и учащихся.
Их можно подразделить на три группы:
Пассивные методы.
Активные методы.
Интерактивные методы.
Пассивный методический подход-это такая форма взаимодействия при
которой учитель является основной действующей фигурой, а учащиеся в
роли пассивных слушателей.
Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего.
Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную
форму активных методов. В отличие от активных методов интерактивные
ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с
учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в
процессе обучения и воспитания.
Интерактивные методы воспитания – система правил организации
продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и с учителем в
форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит
освоение нового опыта и получение новых знаний.
Отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что в ходе их
выполнения не только и не столько закрепляется уже известный материал,
сколько осваивается новый. И потом интерактивные упражнения и задания
рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной
педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди
которых можно выделить следующие:
1.Творческие задания;
2. Работа в малых группах;
3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и
образовательные игры);
4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста,
экскурсии);
5.Социальные проекты, аудиторные методы обучения (социальные пpoeкты,
соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления,
песни и сказки);
6. Разминки;
7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа
с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя», каждый
учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов,
Сократический диалог);
8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи
позицию», «шкала мнении», ПОПС - формула, проективные техники, «Один -
вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле
телевизионного ток - шоу», дебаты);
(«Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»)
Применение интерактивных методов даёт возможность каждому участнику
воспитательного процесса высказывать и доказывать свою индивидуальную
точку зрения. Обучающиеся научились выражать свое мнение, научились
слушать и слышать друг друга, оказывать взаимную помощь.
Методы организации мыслительной деятельности способствовали развитию
положительной мотивации к обучению и воспитанию. Обучающиеся
научились самостоятельно организовывать познавательную деятельность. На
воспитательных мероприятиях я заметила повышение активности детей,
интерес к классным мероприятиям, стремление к самосовершенствованию.
Работа в рамках инновационной деятельности позволила повысить уровень
воспитанности, нравственной мотивации и оценки обучающихся.