Напоминание

Интерактивные методы воспитания


Автор: Варламова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: структурное подразделение МОУ "Нурумбальская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, Моркинский район, село Петровское
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные методы воспитания
Раздел: начальное образование





Назад




Интерактивные методы воспитания Выполнила учитель начальных классов Варламова Наталья Анатольевна. Структурное подразделение МОУ «Нурумбальская средняя общеобразовательная школа» Учительство-это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Используя метод интерактивного воспитания, были поставлены следующие цели: Научить ребенка выражать собственное мнение, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения , научить строить конструктивные отношения в коллективе, пытаться определять в нем свое место. Научить ребенка избегать конфликты, вовремя решать их, стремиться к компромиссам Интерактивные методы воспитательной работы позволяют решать многие задачи: Активное включение каждого обучающегося в процесс какой-либо деятельности. Повышение познавательной мотивации. Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Умение работать с командой и в команде, принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата. Развитие навыков самостоятельной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка , воспитание лидерских качеств. Успех процесса воспитания во многом зависит от взаимоотношений: Учителя с детьми .Детей друг с другом. Каждого ребёнка с учителем. Ребенка с коллективом.
Если брать обобщённо, то с первых дней существования обучения и воспитания, как такового, и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение всего три формы взаимодействия учителя и учащихся. Их можно подразделить на три группы: Пассивные методы. Активные методы. Интерактивные методы. Пассивный методический подход-это такая форма взаимодействия при которой учитель является основной действующей фигурой, а учащиеся в роли пассивных слушателей. Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения и воспитания. Интерактивные методы воспитания – система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже известный материал, сколько осваивается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: 1.Творческие задания; 2. Работа в малых группах; 3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); 4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
5.Социальные проекты, аудиторные методы обучения (социальные пpoeкты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); 6. Разминки; 7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя», каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог); 8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию», «шкала мнении», ПОПС - формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток - шоу», дебаты); («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов») Применение интерактивных методов даёт возможность каждому участнику воспитательного процесса высказывать и доказывать свою индивидуальную точку зрения. Обучающиеся научились выражать свое мнение, научились слушать и слышать друг друга, оказывать взаимную помощь. Методы организации мыслительной деятельности способствовали развитию положительной мотивации к обучению и воспитанию. Обучающиеся научились самостоятельно организовывать познавательную деятельность. На воспитательных мероприятиях я заметила повышение активности детей, интерес к классным мероприятиям, стремление к самосовершенствованию. Работа в рамках инновационной деятельности позволила повысить уровень воспитанности, нравственной мотивации и оценки обучающихся.


В раздел образования