Автор: Яценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №103
Населённый пункт: Минеральные Воды Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль классного руководителя
Раздел: среднее образование
Роль классного руководителя
в реализации программы воспитания и социализации.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели
сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из
самых актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно
сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным,
успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической
деятельности совершается именно в процессе социализации.
Все дети – разные и каждый из них нуждается в помощи не только близких людей,
но и самой школы. Смотришь: вроде и учится хорошо, и активный. А проходит несколько
лет после окончания школы, и оказывается, что ребенок не может самореализоваться. А
другой - из неблагополучной семьи, хулиганистый, а взлетел высоко.
Уклад
школьной
жизни
моделирует
пространство
культуры
с
абсолютным
приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ребенка в мир высокой
культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную
деятельность.
Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора
форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей.
Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной,
вариативной.
Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс
строится
на
межличностных
отношениях.
В
результате
происходит
передача
физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.
Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания
личности невозможны. Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый
индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы
достичь определённого уровня самосознания.
В процессе социализации решаются две группы задач:
1)
социальной адаптации (интегрированности человека с обществом)
2)
социальной его автономизации (дифференциации человека иобщества).
Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически
единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная
адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной
среды, а социальная автономизация – это в большей степени развитие индивидуальности
человека. Иначе говоря: "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой".
Одним из основополагающих направлений в моей воспитательной деятельности с
классом является социализация — развитие у учащихся социальных компетенций. Я
рассматриваю компетенции как общую способность, основанную на знаниях и опыте,
ценностях и склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Это умение
устанавливать связи между знанием и ситуацией. Быть компетентным, в моем по-
нимании, означает уметь мобилизовать в определённой ситуации полученные знания
и умения.
Главная моя цель в работе классного руководителя – вывести личность ребенка в
режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать ученика, формировать
веру в себя, а также обеспечивать школьника инструментарием саморазвития.
Вся работа классного руководителя по социализации поможет ребенку
приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
научиться
чувствовать
и
понимать
других
людей;
произойдет
приобщение
к
общественным ценностям как условиям духовно – нравственного развития человека
Русский писатель А.П. Чехов как-то заметил: «Если каждый человек на кусочке
своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»
А я, перефразируя классика, скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю
всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда
каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет
идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в
этом мире».