Напоминание

Воспитательный потенциал урока


Автор: Яценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №103
Населённый пункт: Минеральные Воды Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательный потенциал урока
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитательный потенциал урока

Начать хочется с высказывания министра образования РФ Сергея

Кравцова о воспитании в школе. В интервью с корреспондентом газеты

«Аргументы и факты» от отметил: «Считаю важным для воспитания

учащихся задействовать все ресурсы… После школы сложно сформировать

мировоззрение. Поэтому нужно правильно выстроить систему воспитания в

школе…Это важно и этим надо заниматься…»

Современное общество предъявляет к человеку жесткие требования:

коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества Лидера,

умение ориентироваться в информационном потоке, умение самостоятельно

развиваться, самосовершенствоваться, умение принимать решения, действуя

в нестандартной ситуации.

Такая подготовка к жизни закладывается в школе, а значит, перед

школой стоит задача - подготовить школьника знающего, мыслящего,

умеющего самостоятельно добывать и применять знания, иными словами:

научить определенным способам действий. Но при этом образование должно

быть сориентировано не только на усвоении определенной суммы знаний и

выработке умений и навыков, но и на развитии самостоятельности, личной

ответственности, созидательных способностей и качеств человека. Это

указывает, что обучение должно в единстве осуществлять функции

образования, общего развития и воспитания, что и будет содействовать

такому развитию личности.

Прежде чем, подробнее остановиться на воспитательном потенциале

школьного урока, рассмотрим понятия «обучение» и «воспитание».

Обучение

– сознательная деятельность, направленная на освоение

знаний, умений и навыков, навыков развития умственных сил и способностей

человека; это познавательно-теоретическое освоение мира.

Воспитание

– целенаправленная деятельность по формированию

определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым и т.д.),

это процесс постоянного духовного обогащения и обновления; это духовно-

практический способ освоения мира.

Анализируя эти понятия, понимаем, что обучение и воспитание тесным

образом взаимосвязаны: педагог, воспитывая, образовывает, и образовывая,

воспитывает учащихся. Урок - не только основная форма обучения, но и

сфера, в которой происходит школьное воспитание.

Доктор

психологических

наук,

профессор

Е.П.

Ильин

так

высказывается о связи обучения и воспитания: «Учить и воспитывать – как

«молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко

неторопливым

движением

замка

творческой

мысли.

Вот

эта

соединяющая мысль и есть главное в уроке».

Во взаимодействии с чем на уроке воспитывается ученик?

Многие педагоги полагают, что основным, если не единственным,

воспитательным фактором

является содержание учебного предмета. Именно

с учетом его характера, в основном, и формировалась так называемая

воспитательная

цель

урока.

Да,

верно,

на

уроке

воспитывают

мировоззренческие идеи, факты из истории и теории изучаемых наук,

жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей художников,

композиторов, исторических деятелей, с которыми происходит знакомство на

уроке. Но такой подход сегодня недостаточный, ведь на уроке ученик

взаимодействует не только с содержанием предмета.

Остановимся

на

главных

воспитательных

факторах

(аспектах)

современного урока и рассмотрим, что еще воспитывает ученика на уроке:

Информативный

аспект.

Воспитательное

значение

имеет

специфическое

содержание

каждого

урока,

информация

на

уроке:

представления человека о мире через литературные и исторические образы,

поступки литературных персонажей и исторических героев, изображения их

достижений и моральных просчетов, духовной жизни, стремлений и т.п.

Наличие в уроке информации о фактах, явлениях, событиях, ситуаций из

жизни не только насыщают урок тематическим материалом, но и через

образцы

подлинной

нравственности,

патриотизма,

духовности,

гражданственности, гуманизма воспитывают учеников. Профессионализм

учителя заключается не только в методической грамотности, но и в умении

отбирать

материал

к

уроку,

определять

его

образовательные

и

воспитательные возможности. Это значит, что учитель должен подбирать

такую информацию, чтобы она соответствовала

содержанию учебной

программы,

подбиралась

с

учетом

возрастных

возможностей

детей,

особенностей класса, уровня подготовки обучающихся.

Трудовой аспект. Все, что дети делают на каждом уроке - их труд.

Усилия, направленные на познание, развитие и самовоспитание, являются

нелегким трудом.

Правильно

организованная

учебно-воспитательная

деятельность

учащихся на уроке - их труд - может восприниматься ими не только как

необходимость, но и как нечто желательное, что может быть источником

радости и, в конце концов, мотивации учения. Педагог должен так направить

деятельность, чтобы формировать убеждение у ребенка, что учебный труд

является

основой

жизни,

только

труд

обеспечивает

физическое

и

нравственное существование человека.

Организационный аспект.

Этот аспект в самом широком смысле

воплощает в себе способы, формы и средства управления учебно-

воспитательным

процессом.

Сюда

относятся

постоянно

действующие

правила для учеников, расписание звонков на урок и перемену, расписание

дежурств, режим дня, правила безопасности, правила поведения на уроке и

тому подобное, а также эпизодически применяемые распоряжения, приказы и

наставления о поведении, порядке выполнения классных и домашних

заданий и т.д. Очень важно, чтобы все эти правила действовали системно,

непрерывно и были одинаково важны для учеников и учителя. И речь здесь

не об авторитарном руководстве классом, а о ситуации, когда все равны, а

закон обязателен для всех. Только в этом случае можно говорить о

воспитательном потенциале данного аспекта. Только в этом случае можно

говорить о воспитательном потенциале данного аспекта.

Социальный аспект. Под этим понимаем систему межличностных

отношений, которые реализуются на уроке. Социальная среда всегда

является источником воспитания. Психическое состояние учителя, его

собранность, самодисциплина или, наоборот, неуравновешенность или

раздраженность, его характер, требовательность, отношение к другим людям,

точность, аккуратность, искренность – все это становится объектом внимания

и

оценки,

предметом

подражания

или

отрицания

у

учащихся.

Взаимодействуя с одноклассниками и учителем, наблюдая за отношениями и

общением между педагогом и детьми, между одноклассниками, ученик

постепенно развивает или не развивает в себе готовность к пониманию

других, готовность к поддержке и помощи. Положительные примеры

взаимоотношений и общения будут влиять на формирование симпатий,

общих привычек, чувства дружбы и взаимопомощи. Понятно, что иногда в

определенных условиях социальный аспект урока может обеспечивать

формирование

отрицательных

качеств

(несправедливое

отношение,

нетерпимость, безразличие и т.п.), но здесь через наблюдение за другими

людьми и самоанализ, коррекцию со стороны педагога, положительные

примеры в процессе учебной деятельности вносятся определенные поправки

и в собственный характер, и в стиль отношений.

Контрольный

аспект. Контроль

является

важным

компонентом

обучения и воспитания, хотя часто наносит ему и большой вред. Это

случается тогда, когда учитель оценивает только внешний результат

воспитания (выполнил - не выполнил, изучил - не изучил), но не учитывает

степени приложенных усилий. Способный ребенок легко решает задачу и

получает высокую оценку. Слабый - прилагает большие усилия (переживает

момент напряжения), но результата не достигает и получает негативную

оценку. Между тем, важно не то, что ученик выполнил, а те изменения,

которые произошли в нем во время работы. Поэтому высокой оценки

заслуживает и ученик слабый.

Построение

учебно-воспитательного

процесса

с

ориентацией

на

ученика как центральную фигуру урока выдвигает на первый план понятие

самоконтроля. Это органический элемент любой учебной деятельности:

ученик сопоставляет, является ли достигнутое с ожидаемым конечным

результатом и корректирует ход решения проблемы Уменьшение удельного

веса внешнего контроля и увеличение веса самоконтроля очень желательно

именно с воспитательной точки зрения, так как способствует формированию

уверенности в собственных силах, чувства человеческого достоинства.

Противоречие между «меня оценивают» и «я оцениваю», «чужая точка

зрения» и «моя точка зрения» является тем полем постоянной борьбы, на

котором развивается способность человека к контролю и самоконтролю.

Объективность суждений о себе и других, сформированная на стыках своей и

чужой точки зрения составляют основу справедливости.

Материальный

аспект. Ученик

в

школе

постоянно

пользуется

средствами обучения – учебниками, пособиями, школьным оборудованием,

принадлежностями. Он работает в определенных материальных условиях:

классная комната, ее оформление, расположение мебели и т.п. Все вещи и

предметы имеют материальную стоимость и отношение ко всему этому

должно быть таким, как к продукту чьего-то труда. И не только. Любой

материальный

предмет

является

также

носителем

определенных

эстетических качеств: чистая или грязная доска, неряшливо оформленная к

уроку таблица… Все это несет воспитательное воздействие на ребенка. Все

это может быть не только пригодным и удобным, но и красивым или

некрасивым, а, следовательно, утверждать или разрушать эстетические вкусы

учащихся.

Психологический

аспект. Эмоциональный

настрой

урока

обеспечивает психологические условия учебной работы: речь идет о

возбуждении

чувств,

вызванное

словом

или

сторонними

факторами

(аудиозапись, выставка книг, презентация и т.д.), подъем духа от хорошо

организованной учебной работы, ощущение успеха в овладении предмета.

Эмоциональное состояние урока во многом зависит от личности

учителя: он приносит в класс свое настроение. Ему должны быть присущи

оптимизм труда, то есть вера в то, что каждый ребенок имеет шанс на успех,

демократизм отношений, любовь к детям. Созданный на таких принципах

психологический настрой урока порождает в ребенке уверенность в себе,

веру в добро и справедливость. Использование цитат, стихотворных

отрывков, песен из мультфильма или кинофильма и прочее может с первых

минут урока настроить детей на позитив, хороший рабочий темп, воспитывая

в

детях

положительные

эмоции,

доброжелательность.

Например,

замечательные строки Э. Асадова: «Будь добрым, не злись, обладай

терпением! Запомни: от добрых улыбок твоих зависит не только твое

настроение, но тысячу раз настроенье других…»

Методический аспект так же обладает воспитательным потенциалом,

определяется общепедагогической и методической ориентацией учителя,

наличием

или

отсутствием

авторитарного

подхода

к

выбору

форм

деятельности.

Главное

-

необходимо

использовать

такие

формы

деятельности, чтобы ученик чувствовал себя нужным, важным соучастником

деятельности,

для

чего

применять

на

уроке

различные

формы

самостоятельной работы, работы в группах и т. д., творческие задания,

дискуссии, исследовательскую, проектную, творческую формы работы.

Учитель должен помнить, что на уроке от выбора форм деятельности,

методов обучения зависит, будет чувствовать себя ученик хозяином

деятельности, или вечным «объектом, униженным и неполноценным».

В требованиях к уроку по ФГОС отмечено, что педагогу необходимо

оптимально выбирать средства, методы и приемы не только обучения, но и

воспитания и развития на уроке. Следовательно, чтобы каждый урок не

только обучал, развивал, но и воспитывал, необходимо:

устанавливать доверительные отношения между учителем и его

учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися

требований

и

просьб

учителя,

привлечению

их

внимания

к

обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной

деятельности;

побуждать школьников к соблюдению на уроке общепринятых норм

поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками,

принципов учебной дисциплины и самоорганизации;

привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых

на уроках явлений, организовывать их работу с получаемой на уроке

социально-значимой

информацией,

инициировать

ее

обсуждение,

давать возможность высказывать учащимися свое мнение по ее поводу;

использовать

воспитательные

возможности

содержания

учебного

предмета

через

демонстрацию

детям

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления

человеколюбия

и

добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применять на уроке интерактивные формы работы учащихся, когда

полученные знания обыгрываются в играх, театральных постановках,

дискуссиях, командных состязаниях;

включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать

мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных

отношений

в

классе,

помогают

установлению

доброжелательной атмосферы во время урока;

организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся

над их неуспевающими одноклассниками, что даст школьникам

социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициировать

и

поддерживать

исследовательскую

деятельность

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых

исследовательских проектов, что даст школьникам возможность

приобрести

навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,

навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в

работах других исследователей, навык публичного выступления перед

аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Именно в этом и заключается роль урока как элемента воспитательной

системы.

И в заключении отмечу еще один очень важный момент: мало понимать,

в чем сущность обучения и воспитания, мало того, что ты достаточно полно

владеешь методиками и новыми технологиями и используешь их по своему

усмотрению на уроке, не нужно забывать и о таком качестве педагога, как

любовь к детям и любовь к своему делу, ведь, еще Лев Николаевич Толстой

говорил по этому поводу: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою

науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но

ежели ты сам не любишь ее, сколько бы ты не заставлял учить, наука не

произведет воспитательного воздействия».



В раздел образования