Автор: Яценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №103
Населённый пункт: Минеральные Воды Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: развитие у учащихся навыков XXI века на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование
Развитие у учащихся навыков XXI века на уроках русского языка и литературы
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
Конфуций
Безграмотными в XXI веке будут не те,
кто не умеет читать и писать, а те,
кто не умеет учиться,
разучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер
Разделяю мнение тех, кто считает главной проблемой школьного образования
то, что оно ориентировано на знания, а не на мышление.
Сейчас, недостаточно «знать вещи», важным является привить ребёнку желание
«узнать
эти
вещи».
В
современном
мире
информация
и
знания
растут
с
астрономической скоростью, те знания, которые учащиеся получат после окончания
школы или вуза, могут уже и не существовать. По этой причине люди должны
учиться обрабатывать, анализировать и использовать информацию, в которой они
нуждаются, а также адаптировать полученные навыки и применять их ко всем
областям жизни, использовать в разных жизненных ситуациях.
Готовясь к выступлению, я столкнулась с тем, что одно и то же понятие
называлось
по-разному:
грамотность,
навык,
компетенция,
знания.
Давайте
разграничим эти понятия.
Знания - это то, что можно взять и выучить.
Умения - то, чему можно научиться (умею рассказывать истории, водить машину).
Навыки - простые операции, доведенные до автоматизма
Компетенция - проявление ЗУН в реальной деятельности, в нестандартных
ситуациях плюс рефлексия опыта, т.е. способность анализировать свои действия и
выбрать
наиболее
эффективные
пути
достижения
целей. Компетенции не
противопоставляются ЗУНам, они шире понятия «знания», или «умения», или
«навыки», принципиальное отличие заключается в том, что ЗУНы направлены на
процесс, а компетенции - на результат.
Если кратко, знание - это «знаю как».
Навык - это «знаю и могу сделать, но обычно не делаю».
Компетенция - «знаю, могу сделать и делаю когда необходимо. И саму необходимость
определяю, конечно».
Каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики:
были способны выполнять задания самостоятельно
работать в паре/группе в высокотехнологичной передовой атмосфере
были готовы к взаимодействию с преподавателем и другими учащимися
были способными к гибкому и креативному мышлению.
Урок —
это
время
и условия
для
освоения
и теоретического
обобщения
предметного содержания, приобретения учебного опыта. Но в то же время на уроке
могут развиваться способности ученика самостоятельно приобретать и открывать,
создавать знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением
и деятельностью.
Умения планировать, рефлексировать и решать проблемы поискового характера
рассматриваются как важные метапредметные результаты ФГОС.
Для аутентичного оценивания нужны задачи, отражающие реальные жизненные
ситуации.
Освоение новых способов организации урока, проектирование заданий нового типа
требует времени и смелости. Однако все затраты окупаются интересом и активностью
учеников на уроке
Ценность «навыков XXI века» заключается в том, что они позволят лучше
ориентироваться в быстро меняющемся мире, в разных новых направлениях,
дисциплинах и технологиях и разбираться в потоках новой информации. Овладев
«навыками XXI века», каждый сможет самостоятельно заниматься своим
образованием и развитием.