Напоминание

развитие у учащихся навыков XXI века на уроках русского языка и литературы


Автор: Яценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №103
Населённый пункт: Минеральные Воды Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: развитие у учащихся навыков XXI века на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Развитие у учащихся навыков XXI века на уроках русского языка и литературы

Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

Конфуций

Безграмотными в XXI веке будут не те,

кто не умеет читать и писать, а те,

кто не умеет учиться,

разучиваться и переучиваться.

Элвин Тоффлер

Разделяю мнение тех, кто считает главной проблемой школьного образования

то, что оно ориентировано на знания, а не на мышление.

Сейчас, недостаточно «знать вещи», важным является привить ребёнку желание

«узнать

эти

вещи».

В

современном

мире

информация

и

знания

растут

с

астрономической скоростью, те знания, которые учащиеся получат после окончания

школы или вуза, могут уже и не существовать. По этой причине люди должны

учиться обрабатывать, анализировать и использовать информацию, в которой они

нуждаются, а также адаптировать полученные навыки и применять их ко всем

областям жизни, использовать в разных жизненных ситуациях.

Готовясь к выступлению, я столкнулась с тем, что одно и то же понятие

называлось

по-разному:

грамотность,

навык,

компетенция,

знания.

Давайте

разграничим эти понятия.

Знания - это то, что можно взять и выучить.

Умения - то, чему можно научиться (умею рассказывать истории, водить машину).

Навыки - простые операции, доведенные до автоматизма

Компетенция - проявление ЗУН в реальной деятельности, в нестандартных

ситуациях плюс рефлексия опыта, т.е. способность анализировать свои действия и

выбрать

наиболее

эффективные

пути

достижения

целей. Компетенции не

противопоставляются ЗУНам, они шире понятия «знания», или «умения», или

«навыки», принципиальное отличие заключается в том, что ЗУНы направлены на

процесс, а компетенции - на результат.

Если кратко, знание - это «знаю как».

Навык - это «знаю и могу сделать, но обычно не делаю».

Компетенция - «знаю, могу сделать и делаю когда необходимо. И саму необходимость

определяю, конечно».

Каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики:

были способны выполнять задания самостоятельно

работать в паре/группе в высокотехнологичной передовой атмосфере

были готовы к взаимодействию с преподавателем и другими учащимися

были способными к гибкому и креативному мышлению.

Урок —

это

время

и условия

для

освоения

и теоретического

обобщения

предметного содержания, приобретения учебного опыта. Но в то же время на уроке

могут развиваться способности ученика самостоятельно приобретать и открывать,

создавать знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением

и деятельностью.

Умения планировать, рефлексировать и решать проблемы поискового характера

рассматриваются как важные метапредметные результаты ФГОС.

Для аутентичного оценивания нужны задачи, отражающие реальные жизненные

ситуации.

Освоение новых способов организации урока, проектирование заданий нового типа

требует времени и смелости. Однако все затраты окупаются интересом и активностью

учеников на уроке

Ценность «навыков XXI века» заключается в том, что они позволят лучше

ориентироваться в быстро меняющемся мире, в разных новых направлениях,

дисциплинах и технологиях и разбираться в потоках новой информации. Овладев

«навыками XXI века», каждый сможет самостоятельно заниматься своим

образованием и развитием.



В раздел образования