Напоминание

"Эффективные приемы подготовки к ЕГЭ по литературе"


Автор: Потапкина Светлана Юрьевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ Казачинская СОШ
Населённый пункт: село Казачинское
Наименование материала: Педагогическая практика по повышению качества образования
Тема: "Эффективные приемы подготовки к ЕГЭ по литературе"
Раздел: полное образование





Назад




Потапкина С.Ю.,

Учитель литературы МБОУ Казачинской СОШ

Педагогическая практика по повышению качества образования

«Эффективные приемы подготовки к ЕГЭ по литературе»

От учителя русского языка и литературы, его профессионализма

зависит многое, поскольку существование русской классической литературы

и родного (русского) языка в школе - это условия жизни нашего народа,

нашего государства в современном мире. Это, как сейчас говорят, вопрос

национальной безопасности нашего государства.

Литература

занимает

важное

место

в

формировании

личности

человека. Именно ей принадлежит право приобщения к культуре, системе

духовных

ценностей

народа,

многовековому

опыту

человеческих

взаимоотношений. Литература воспитывает в человеке чувство патриотизма,

принадлежности к культуре своего народа. Вопрос преподавание литературы

в школе — один из важных вопросов сегодняшнего дня, потому что это

вопрос будущего нашей страны.

Ни для кого не секрет, что для некоторых обучающихся знакомство с

произведениями

русской

и

зарубежной

классической

литературы,

к

сожалению, завершается после окончания школы. Именно поэтому главная

задача учителя — приобщить всех учеников к кладезю русской духовности,

культуры, дать им представление о путях развития литературы, о тех

«вечных» вопросах, которые поставила перед нами русская классика.

Всем

известно,

что

единый

государственный

экзамен

(ЕГЭ)

представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц,

освоивших образовательные программы среднего общего образования.

Единый государственный экзамен по литературе — это экзамен по

выбору. Работу по подготовке к ЕГЭ можно вынести за пределы учебного

расписания. В то же время необходимо заранее познакомить весь класс с

особенностями, содержанием и структурой ЕГЭ по литературе, чтобы

выпускники могли заблаговременно определиться с выбором, ведь успех на

экзамене во многом зависит от того, насколько осознан это выбор, насколько

ученик мотивирован в достижении высокого результата.

Единый государственный экзамен по литературе – это

сложное

испытание для выпускников. И чтобы его выдержать достойно, необходимо

серьезно отнестись к подготовке к нему. Но это испытание и для учителя

тоже. Существует множество методик подготовки учащихся к ЕГЭ по

литературе. На наш взгляд, используя опыт передовых учителей, методистов,

необходимо

искать

собственный

путь,

разрабатывать

свою

систему

подготовки к ЕГЭ по литературе.

С целью обобщения многолетнего эффективного опыта подготовки

обучающихся к ЕГЭ по литературе в МБОУ Казачинской средней школе

представим

представить

систему

работы

учителей

литературы

МБОУ

Казачинской средней школы, а также эффективные приёмы, используемые

учителями при подготовке к ЕГЭ по литературе.

За последние годы наблюдается динамика результативности ГИА в 11-

х классе по литературе. Достижениями школы несомненно является, что из

года в год обучающиеся выбирают литературу. И 100% выпускников

продолжают своё обучение на филологических факультетах высших учебных

заведений. Сказать, что результаты 2022 года очень нас порадовали – это

ничего не сказать. Наша выпускница – медалистка Артюхова Анастасия под

руководством учителя русского языка и литературы Марченко Е.Н. оказалась

в числе учеников Красноярского края, которые сдали ЕГЭ на сто баллов.

Это результат системной семилетней работы учителя с обучающимися.

В 2013 году на методическом совете школы была рассмотрена и одобрена

Программа

по

системной

подготовке

обучающихся

к

единому

государственному экзамену по литературе. В соответствии с которой и

строится до сих пор, несомненно, совершенствуясь, работа учителей

литературы. Таким образом, заблаговременная, качественная, системная

работа позволяет достичь таких успехов.

Все начинается уже с 4-го класса, а именно со второго полугодия.

Предусмотрены

посещения

уроков

литературного

чтения

будущими

учителями литературы. Где происходит знакомство с формами и методами,

применяемыми учителем начальных классов, наблюдение за работой детей в

ходе урока. Стало уже традицией в школе приглашать обучающихся

четвертого класса на открытые уроки по литературе в 11 классе или

литературные гостиные. Здесь уже будущие пятиклассники наблюдают за

учителем и старшеклассниками. Итоговым мероприятием этих встреч

является акция «Книга, с которой всё началось», где выпускники дарят

любимую книгу пятиклассникам, оказавшую огромное влияние на их

мировоззрение, с пожеланиями, напутствиями.

5 класс. Здесь очень важно привить любовь к чтению. Помощниками

здесь

выступают

школьный

педагог-библиотекарь

и

библиотекари

межпоселенческой библиотеки. В сентябре организовываются встречи с

современными писателями и поэтами Красноярья, среди них Иван Клиновой,

Юлия Витте и др. Ни один ребенок не уходит оттуда без книги. Здесь

ребенку пока еще трудно определиться с выбором, поэтому совет взрослого

воспринимается на «ура». В дальнейшем на уроках мы обсуждаем эти книги,

героев, поступки, характеры. Получаем первый опыт анализа литературного

произведения. В конце 5-го класса все ребята участвуют в школьном

Фестивале любимых книг. Где пятиклассники знакомят остальных с книгой,

которая стала их любимой в этот период. Приносят их с собой, показывают и

рассказывают своим одноклассникам о том, почему важно её прочесть. В

этот период дети также получают первый опыт участия в классном ,

школьном этапе всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».

6, 7 класс. Здесь важно поддержать интерес к чтению, не упустить его.

В эти нам помогают традиционные круглые столы «Ни дня без книги..».

Участниками становятся все педагоги этих параллелей. Замечу, что не только

литературоведы. Учителя историки, биологи, географии, а также родители.

Своим примером демонстрируем важность чтения, делаем выводы, даём

рекомендации. Приходим туда с книгами, нередко обмениваемся. В это

период дети получают уже опыт участия в конкурсном, олимпиадном

движении.

Здесь

уже

учитель

литературы

может

определить

мотивированных в этой области детей

В 8- 9-х классах привлекаем к чтению и родительскую общественность.

Проходит традиционная акция «Книга, прочитанная вместе с мамой».

Обязательно пишем об этом сочинение, проводим конкурс на лучшее. Стоит

отметить, что получаем в ответ положительные отзывы со стороны

родителей.

Кроме этого организуем литературные гостиные. Важно

отметить, что нередко тематику предлагают сами дети. Тему одной из

последних предложили 9-ти классники – «Это свеча памяти», где мы читали

стили стихи, говорили о современных поэтах Донбасса, поднимали и

обсуждали важные для детей вопросы. Дети приглашали туда своих друзей,

учителей-предметников,

первых

учителей,

руководителя

районного

юнармейского движения. Важное трогательное мероприятие получилось. За

организацию и активное участие дети получили благодарности директора на

общешкольной линейке, признание своих сверстников. На этом этапе важно

инициативу детей поддержать.

Провели такую закономерность, что все обучающиеся, кто сдавал

литературу в 9-м классе, также выбирают её и на итоговой аттестации в 11-м.

Связывая

этот

предмет

с

дальнейшим

профессиональным

выбором.

Несомненно, это уже высокомотивированные ребята. Среди них победители

муниципальных,

краевых

этапах

ВсОШ,

Всероссийского

конкурса

сочинений, Живая классика, Всероссийского конкурса сочинений «Без срока

давности» и т.д.

Итак, 10 и 11 класс. В этот период в процессе обучения литературе

особое

внимание

необходимо

уделить

выпускникам,

нацеленным

на

получение профессионального филологического образования, работа с

которыми предполагает, прежде всего, подготовку к экзамену.

Первым этапом в работе является знакомство с КИМ ЕГЭ по

литературе. Где учащиеся приходят к выводу, что без знания текстов

программных литературных произведений, основных этапов творческой

биографии крупных писателей, без умения определять тему, идею и

основную

проблему

литературного

произведения,

без

знания

теории

литературы невозможно достичь высоких результатов

Второй этап – это знакомство с критериями. Работая с ними, у

будущего выпускника вырабатывается четкое представление о том, какие

требования предъявляются к ответам.

Какие приёмы выбирают наши учителя для достижения положительной

динамики и высокой результативности на ГИА?

Конечно,

в

центре

внимания

учителя

-

большое

сочинение.

Значительную помощь в формировании навыка создания своего текста на

литературную тему оказывает системная подготовка к итоговому сочинению.

Формируется умение поставить проблемный вопрос, сформулировать тезис,

привести точные литературные аргументы. Среди пяти критериев важным,

на наш взгляд, является критерий «Соответствие сочинения теме и её

раскрытие».

Оцениваются

глубина

и

самостоятельность

понимания

проблемы, выраженной в теме сочинения. Необходимо не только выдвинуть

основной тезис, но и привести такие аргументы, которые подтверждаются

примерами, из литературного текста. Такая работа требует скрупулезного

обдумывания не только того, что доказывать в сочинении, но и как строить

ту самую систему доказательств.

На помощь приходит прием ведения тетради сочинений.

Это нечто

подобное читательскому дневнику. По прочитанным произведениям ребенок

пишет

сочинения.

Предлагаем

темы

сочинений

обобщающего

или

сопоставительного характера. Нередко обучающиеся сами формулируют

тему.

Широко используется приём самопроверки в соответствии с критериями.

Уже после этого сочинение проверяется учителем. Анализируем ошибки.

Таким образом, этот приём помогает освоить на практике критерии. Опыт

показывает, что уже в конце 10-го класса самопроверка обучающегося

немногим отличается от учительской.

Приём «если бы…», который является основным методом проблемного

обучения).

Важно, чтобы

задание содержало противоречие. Особенно

полезно решение подобных творческих задач, например: «Если бы Онегин

оказался в 21 веке...» и др.

Приём

создания собственного варианта ЕГЭ.

Здесь учитель может

увидеть какие задания не включил учащийся в свой вариант. А это сигнал к

тому, что есть в чём-то неуверенность. Следовательно, стоит вернуться к

сложным на данный момент вопросам.

С целью закрепления основных этапов творческой биографии наиболее

крупных

писателей

использую

приём

организации

и

проведения

литературных вечеров. У учащихся появляется возможность освоить или

углубить знания по творческим биографиям писателей и поэтов.

Учащиеся, которые выбрали литературу для ЕГЭ должны уделить

внимание анализу стихотворения, теоритическим аспектам стихосложения.

Не пренебрегаем и заучиванием стихотворений. Эффективен на этом этапе

работы использовать приём распределения стихотворений одного автора в

тематические блоки.

Слово - гуманно, но оно, как Синяя птица, может улететь, если за годы

обучения в школе ребенок не сумел приобщиться к истинным образцам

культурного наследия человечества и если она не стала неотъемлемой частью

его жизни.



В раздел образования