Автор: Лобач Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы при дизартрии
Раздел: дошкольное образование
Особенности работы при дизартрии
В настоящее время дизартрия – одна из самых распространенных патологий у
детей дошкольного возраста.
Ведущим
дефектом
при
дизартрии
является
нарушение
звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим
поражением центральной и периферической нервной систем.
Механизмы дизартрии определяется органическим поражением центральной и
периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных
внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в
момент родов и после рождения.
Среди причин важное значение имеют токсикозы беременности; острые и
хронические заболевания матери в период беременности; асфиксия в родах
различной степени тяжести; родовые травмы; острые инфекционные заболевания
детей в младенческом возрасте и т.д.
- Дети с дизартрией моторно неловки, у них ограничен объем активных
движений, мышцы быстро утомляются. Особенно заметна моторная неловкость на
занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме
движений, а также при переключении с одного движения на другое.
-
Дети
с
дизартрией
поздно
и
с
трудом
овладевают
навыками
самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. Многие
дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по
аппликации и работа с пластилином.
Особенности артикуляционного аппарата у детей с дизартрией
- Нарушение тонуса
артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка,
губ, мягкого нёба) - по типу спастичности, гипотонии или дистонии.
Спастичность - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При
спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его
спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к
твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных
звуков (палатализация). Во время речи губы не принимают участие в артикуляции
звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют
выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед и
др.
Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык распластанный в
полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. При снижении тонуса голос
может приобретать носовой оттенок (назализация).
Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя
может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи
тонус резко нарастает, что существенно искажает артикуляцию.
- Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в
артикуляционной мускулатуре.
Гиперкинезы
- непроизвольные, неритмичные, насильственные движения
мышц языка, лица.
Тремор
-
дрожание
кончика
языка.
Тремор
языка
проявляется
при
функциональных пробах и нагрузках.
Гиперкинезы и тремор чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц
артикуляционного аппарата.
Апраксия
-
проявляется
в
невозможности
выполнения
каких-либо
произвольных
движений
руками
и
органами
артикуляции,
т.е.
апраксия
присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия
проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при
переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую
апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к
другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок
производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация -
отклонения языка от средней линии, проявляются также при
артикуляционных
пробах,
при
функциональных
нагрузках.
Девиация
языка
сочетается с асимметрией губ при улыбке.
Гиперсаливация - повышенное слюноотделение определяется лишь во время
речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает
произносительная сторона речи и просодика.
Наличие синкинезий.
Синкинезии
— непроизвольные сопутствующие движения при выполнении
произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение
нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).
Нарушение акта приема пищи – проявляется в отсутствии или затруднении
жевания твердой пищи, откусывания, захлебывания при глотании, нарушении
координации между дыханием и глотанием, затруднением питья из чашки.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых
детей дизартрией, особенно со стертой её формой с минимально выраженными
мозговыми
нарушениями
отмечается
возможность
выполнения
всех
артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные
движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть
губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается:
смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность,
снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной
позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др.
Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных
движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков,
смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
Специфические нарушения звукопроизношения:
• стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их
преодоления;
• нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков
• преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих
звуков;
• смягчение твердых согласных звуков (палатализация);
• нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке.
При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая
смазанность речи;
специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации
требует
большего
количества
времени).
При
несвоевременном
окончании
логопедических занятий приобретенные умения часто распадаются.
Коррекционно-логопедическая
работа
по
дизартрии
проводится
поэтапно Этапы коррекционной работы:
- Подготовительный. На этом этапе проводится коррекция речевого дыхания
и
голоса,
подготовка
артикуляционного
аппарата
к
формированию
артикуляционных
укладов.
Логопедическая
работа
ведется
на
фоне
медикаментозного лечения, ЛФК и массажа.
- Формирование первичных коммуникативных и произносительных навыков.
Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений речевого дыхания и
развития голоса, а также развитие ощущений артикуляционных движений и
артикуляционного праксиса.
-
Работа
над
звуковой
стороной
речи.
Закрепление
правильного
произношения звуков речи.
Методы и приемы воздействия при дизартрии
Логопедический
массаж.
Он
может
проводиться
на
всех
этапах
коррекционного воздействия, но особенно важен на начальных этапах работы.
Необходимо его проводить наряду с артикуляционной гимнастикой. В зависимости
от тонуса мышц проводится расслабляющий или тонизирующий логопедический
массаж.
Развитие речевого дыхания и голоса . Важно при работе с ребенком уделять
внимание работе развитию речевого дыхания, формированию длительного выдоха.
Это имеет большое значение для плавности речи, артикуляции, дыхания во время
говорения. У детей с дизартрией часто отмечается поверхностное дыхание,
укороченный речевой выдох.
Мелкая моторика. Очень важно развивать ловкость пальцев, готовить руку
ребенка к письму. Мелкая моторика рук оказывает положительное воздействие на
речь, поскольку в головном мозге речевая зона и зона, отвечающая за моторику рук,
находится рядом.