Напоминание

Особенности работы при дизартрии


Автор: Лобач Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы при дизартрии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности работы при дизартрии

В настоящее время дизартрия – одна из самых распространенных патологий у

детей дошкольного возраста.

Ведущим

дефектом

при

дизартрии

является

нарушение

звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим

поражением центральной и периферической нервной систем.

Механизмы дизартрии определяется органическим поражением центральной и

периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных

внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в

момент родов и после рождения.

Среди причин важное значение имеют токсикозы беременности; острые и

хронические заболевания матери в период беременности; асфиксия в родах

различной степени тяжести; родовые травмы; острые инфекционные заболевания

детей в младенческом возрасте и т.д.

- Дети с дизартрией моторно неловки, у них ограничен объем активных

движений, мышцы быстро утомляются. Особенно заметна моторная неловкость на

занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме

движений, а также при переключении с одного движения на другое.

-

Дети

с

дизартрией

поздно

и

с

трудом

овладевают

навыками

самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. Многие

дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по

аппликации и работа с пластилином.

Особенности артикуляционного аппарата у детей с дизартрией

- Нарушение тонуса

артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка,

губ, мягкого нёба) - по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

Спастичность - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При

спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его

спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к

твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных

звуков (палатализация). Во время речи губы не принимают участие в артикуляции

звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют

выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед и

др.

Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык распластанный в

полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. При снижении тонуса голос

может приобретать носовой оттенок (назализация).

Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя

может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи

тонус резко нарастает, что существенно искажает артикуляцию.

- Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в

артикуляционной мускулатуре.

Гиперкинезы

- непроизвольные, неритмичные, насильственные движения

мышц языка, лица.

Тремор

-

дрожание

кончика

языка.

Тремор

языка

проявляется

при

функциональных пробах и нагрузках.

Гиперкинезы и тремор чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц

артикуляционного аппарата.

Апраксия

-

проявляется

в

невозможности

выполнения

каких-либо

произвольных

движений

руками

и

органами

артикуляции,

т.е.

апраксия

присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия

проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при

переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую

апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к

другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок

производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация -

отклонения языка от средней линии, проявляются также при

артикуляционных

пробах,

при

функциональных

нагрузках.

Девиация

языка

сочетается с асимметрией губ при улыбке.

Гиперсаливация - повышенное слюноотделение определяется лишь во время

речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает

произносительная сторона речи и просодика.

Наличие синкинезий.

Синкинезии

— непроизвольные сопутствующие движения при выполнении

произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение

нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).

Нарушение акта приема пищи проявляется в отсутствии или затруднении

жевания твердой пищи, откусывания, захлебывания при глотании, нарушении

координации между дыханием и глотанием, затруднением питья из чашки.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых

детей дизартрией, особенно со стертой её формой с минимально выраженными

мозговыми

нарушениями

отмечается

возможность

выполнения

всех

артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные

движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть

губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается:

смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность,

снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной

позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др.

Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных

движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков,

смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Специфические нарушения звукопроизношения:

• стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их

преодоления;

• нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков

• преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих

звуков;

• смягчение твердых согласных звуков (палатализация);

• нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке.

При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая

смазанность речи;

специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации

требует

большего

количества

времени).

При

несвоевременном

окончании

логопедических занятий приобретенные умения часто распадаются.

Коррекционно-логопедическая

работа

по

дизартрии

проводится

поэтапно Этапы коррекционной работы:

- Подготовительный. На этом этапе проводится коррекция речевого дыхания

и

голоса,

подготовка

артикуляционного

аппарата

к

формированию

артикуляционных

укладов.

Логопедическая

работа

ведется

на

фоне

медикаментозного лечения, ЛФК и массажа.

- Формирование первичных коммуникативных и произносительных навыков.

Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений речевого дыхания и

развития голоса, а также развитие ощущений артикуляционных движений и

артикуляционного праксиса.

-

Работа

над

звуковой

стороной

речи.

Закрепление

правильного

произношения звуков речи.

Методы и приемы воздействия при дизартрии

Логопедический

массаж.

Он

может

проводиться

на

всех

этапах

коррекционного воздействия, но особенно важен на начальных этапах работы.

Необходимо его проводить наряду с артикуляционной гимнастикой. В зависимости

от тонуса мышц проводится расслабляющий или тонизирующий логопедический

массаж.

Развитие речевого дыхания и голоса . Важно при работе с ребенком уделять

внимание работе развитию речевого дыхания, формированию длительного выдоха.

Это имеет большое значение для плавности речи, артикуляции, дыхания во время

говорения. У детей с дизартрией часто отмечается поверхностное дыхание,

укороченный речевой выдох.

Мелкая моторика. Очень важно развивать ловкость пальцев, готовить руку

ребенка к письму. Мелкая моторика рук оказывает положительное воздействие на

речь, поскольку в головном мозге речевая зона и зона, отвечающая за моторику рук,

находится рядом.



В раздел образования