Напоминание

Мастер класс «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»


Автор: Хренова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ № 19
Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловской области
Наименование материала: «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Тема: Мастер класс «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 01.03.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс

«Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных

способностей детей дошкольного возраста»

Форма проведения: Интеллектуальная игра.

Оборудование и материалы:

Листы бумаги формат А4 (для названия

команд), два маркера; карточки схемы «Крокодил» 14 штук; дипломы для

награждения победителя; отрывки текстов из сказки «Лиса и волк» и сказки

«Колосок»; фишки; Блоки Дьенеша (на каждого участника); презентация,

видеоролики, музыкальные файлы, ручки.

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер -

класс на тему

«Логические блоки Дьенеша как средство развития

интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».

Слайд № 2

Цель данного мастер – класса: повышение профессионального мастерства

педагогов

по

использованию

блоков

Дьенеша

в

образовательной

деятельности с детьми дошкольного возраста в области познавательного

(ФЭМП) и речевого развития.

Задачи:

-усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;

-развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать

объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов,

обосновывать свои рассуждения;

-развивать

речевые

навыки,

творческие

способности,

воображение,

фантазию, способность к моделированию;

-создать доверительную атмосферу для эффективного взаимодействия.

И чтобы не было скучно, предлагаю вам провести данное мероприятие в

форме интеллектуальной игры. Для этого вам нужно разделиться на две

команды. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание

команда получит фишку. Команда, набравшая больше фишек, становится

победителем интеллектуальной игры.

Предлагаю придумать название ваших команд.

Слайд № 3

Почему я выбрала именно блоки Дьенеша?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования в области Познавательного развития предполагает развитие

интересов

детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование познавательных действий.

А также опираясь на целевые ориентиры, которые предполагают, что:

- ребёнок использует математические знания, способы и средства для

познания окружающего мира;

- способен к произвольным умственным действиям;

- логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации,

классификации и другим, оперируя предметами разными по величине,

форме, количеству;

-

владеет

счетом

и

ориентировкой

в

пространстве

.

Все это определило мой выбор по использованию в образовательной и

совместной игровой деятельности "Логических блоков Дьенеша", которые

полностью соответствуют современным требованиям.

Итак, приступим к нашей игре.

Слайд № 4

Блиц опрос.

Слайд № 5

1. Как вы считаете, что такое блоки Дьенеша?

+ щелчок.

Ответ: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки»

Слайд № 6

2.Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься блоками Дьенеша?

+ щелчок.

Ответ: работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.

Слайд № 7

3. Что развивают у ребёнка блоки Дьенеша?

+ щелчок.

Ответ: развивают логическое мышление.

Слайд № 8

4.Знаете ли вы, какие 4 свойства фигур различаются в блоках?

+ щелчок.

Ответ: В блоках – идет различие по четырем свойствам: форма, цвет,

размер и толщина.

Слайд № 9

5. Как вы считаете, способствуют ли блоки Дьенеша речевому развитию

ребёнка?

+ щелчок.

Ответ: игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети

учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят

свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др.,

охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный

запас, пробуждается живой интерес к обучению.

Слайд № 10

6.Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

+ щелчок.

Ответ: в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков,

дорожек);

настольно-печатных играх

(изготовление карты к играм

«Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре»,

«Головоломка»); сюжетно-ролевых играх:«Магазин» (деньги обозначаются

блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками), «Почта»

(адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на

домике – кодовыми карточками, аналогично «Поезд», «Автобус» (билеты,

места); конструкторских играх: построение плоскостных конструкций

(домик, дорога, река, мост, забор и т. д)

Слайд № 11

Пауза для расширения кругозора.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый

ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают

обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский

математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою

науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику

трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы

Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных

странах и в итоге выясняет – только, задействуя творческий потенциал

ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в

изучении этой науки. Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр

«логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша).

Слайд № 12

В

наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются

свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные),

цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и

толщиной

(толстые

и

тонкие).

Во

многих

странах

мира

успешно

используется дидактический материал «Логические блоки», для развития

логического мышления у детей.

Слайд № 13

Опыт использования показал эффективность применения логических блоков

как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста, это:

- ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов,

размером;

-

развитие

мыслительных

умений:

сравнивать,

анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать

информацию;

- усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

-

развитие

познавательных

процессов

восприятия

памяти,

внимания,

воображения;

- развитие творческих способностей;

- развитию умения рассуждать, вступать в диалог со своими сверстниками и

взрослыми.

Работа с блоками Дьенеша проходит от простого к сложному.

Предлагаю вам посмотреть фрагмент видео по использованию блоков

Дьенеша в работе с детьми. Дидактическое упражнение «Разложи конфеты

по вазам».

Слайд № 14 – видео (Приложение 1)

Слайд № 15

Мы с вами продолжим игру и начнем с самого простого.

И первая игра тренировочная «Познакомимся»

Ваша задача – одна команда загадывает блок и рассказывает о его свойствах

(например: я - синий, круглый, большой и толстый), а вторая команда

отгадывает и показывает блок, обладающий этими свойствами. Затем

команды меняются. За каждую угаданную фигуру одна фишка. (По три

фигуры каждая команда).

Молодцы, все хорошо справились с этим заданием.

Слайд № 16

И следующая дидактическая игра «Хоровод»

Предлагаю выстроить волшебные фигуры в веселый хоровод, используя 10

фигур. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок,

затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак

предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым

блоком

по одному какому – либо признаку. В этом случае игра

заканчивается – «хоровод» закрыт.

Молодцы, все хорошо справились с этим заданием.

Слайд № 17

Пауза для расширения кругозора.

Для графического обозначения блоков Дьенеша существуют общепринятые

символы:

- цвет обозначается пятном

- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)

- величина - силуэт домика (большой, маленький)

- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Слайд № 18

Использовать такие символы можно и в других играх, например «Выложи

дорожку». Детям дается задание построить дорожку из определенных

фигур, например, давайте посмотрим какая первая фигура –вопросы для

команд, по три фигур каждой команде (это красный круг, большой и тонкий,

вторая - желтый квадрат, большой и тонкий и т.д.)

Слайд № 19

Или дидактическая игра «Заселим в домики». Можно предложить детям

представить, что блоки – это маленькие жители, которые живут в своих

домах и квартирах и заселить предложенный дом. Предлагаю, одной команде

рассказать какая фигура живет на первом этаже, второй команде рассказать

какая фигура живет на втором этаже.

Слайд № 20

Предлагаю вам посмотреть видео дидактического упражнения «Самосвал»,

где ребенок выкладывает самосвал из блоков Дьенеша, используя символы.

(Приложение 2)

Видео

Слайд № 21

Ну, что отдохнули, пора возвращаться к нашей игре. Мы сейчас с вами будем

выкладывать из блоков Дьенеша, используя символы. А что именно, вы

узнаете, отгадав загадку.

«В речке плавает бревно,

Очень хочет, есть оно.

Пасть зубастую открыл

Злой, зелёный …» (Крокодил). Слайд № 22

У вас на столах лежат карточки. Используя

уже знакомые

символы,

предлагаю вам одной команде выложить туловище крокодилов, а второй

команде лапы крокодилов. Чья команда быстрее справится с заданием, та и

победит. Предлагаю это задание выполнить в парах. Слайд № 23

Теперь давайте, проверим.

Молодцы! С заданием справились.

Слайд № 24

Пауза для расширения кругозора.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования включает в себя: владение речью как средством общения и

культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

творчества. Так же целевые ориентиры направлены на то, что к окончанию

дошкольного детства ребёнок умеет создавать игровые образы, управлять

персонажами в режиссерской игре. Для решения этих задач применяю еще

одну форму использования блоков Дьенеша - это моделирование сказок.

Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике

изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного

языка. Используя

блоки

Дьенеша,

взрослый

символически

обозначает

главных героев сказки.

За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки.

Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за

взрослым - выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в

сказке

«Курочка

Ряба»

деда

и

бабу

можно

обозначить

большими

прямоугольниками: деда - синим, а бабу - красным. А курочку после

совместного обсуждения с ребёнком представить в образе большого жёлтого

круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка

- синим треугольником маленького размера.

Слайд № 25

Предлагаю вам с помощью блоков Дьенеша обозначить главных

героев этих сказок. Одной команде «Колосок», другой команде «Лиса и

волк». (Команды рассказывают о главных героях).

Этими отрывками сказок (Приложения 3, 4), вы можете воспользоваться в

своей работе с детьми. (Раздаю отрывки сказок).

Все большие молодцы! Было очень интересно!

Слайд № 26

Наша игра подошла к концу и нам пора подвести итоги. Предлагаю каждой

команде подсчитать свои фишки и объявить победителя.

Слайд № 27

Рефлексия

А сейчас уважаемые педагоги предлагаю Вам достать из моей шкатулочки

небольшие листочки - записки, на которых написана фраза, которую нужно

продолжить.

Перечень фраз:

сегодня я узнала…

было интересно узнать…

мне понравилось…

мне запомнилось…

теперь я могу применять…

я попробую сама…

Слайд № 28

Всем большое спасибо, надеюсь, вам понравилась наша игра, и вы

почерпнули что-то для себя.



В раздел образования