Напоминание

Проектная деятельность как средство экологического воспитания подростков в рамках юннатского клуба "ЭКОСТАРТ"


Автор: Мельникова Наталия Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДОДД "Луч"
Населённый пункт: г Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как средство экологического воспитания подростков в рамках юннатского клуба "ЭКОСТАРТ"
Дата публикации: 10.03.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Наставничество как инновационная деятельность педагога

в дополнительном образовании

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость

учения и возможность для ученика думать самому и

составляют то, что зовётся умелым наставничеством»

(Конфуций)

Что такое наставничество в дополнительном образовании? Давайте разберемся.

Наставничество- это не просто отдельный аспект образования, а целая философия и стиль

работы педагога. Наставничество – это когда опытный педагог или специалист помогает

учащемуся не только получить знания, но и развить личные качества, уверенность в себе и

способность принимать решения. Это как компас в океане неизвестности, который

помогает детям и подросткам находить свой путь.

Почему наставничество так важно? Задумывались ли вы, почему некоторые учащиеся

более успешные, чем другие? Одним из ключевых факторов является именно поддержка

со стороны наставников. Отношения с педагогом могут заметно повлиять на мотивацию

ребенка, его стремление к знаниям и саморазвитию. В нашем быстро меняющемся мире,

где технологии развиваются с неимоверной скоростью, наставничество может стать той

золотой серединой, которая сделает образовательный и воспитательный процесс в

дополнительном образовании более эффективным. Еще Конфуций выражал свое мнение

о умелом наставничестве: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и

возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым

наставничеством».

Наставничество не просто помогает учащимся учиться, оно решает ряд задач:

1. Поддержка и мотивация. Наставник является доверенным лицом, к которому можно

обратиться за советом, что способствует формированию устойчивой мотивации.

2. Личностное развитие. Наставники помогают развивать качества, такие как уверенность,

креативность и аналитическое мышление.

3. Профессиональная ориентация. Опытный педагог может подсказать, в каком

направлении развиваться, учитывая интересы и склонности ученика.

4. Создание безопасной среды. Важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно,

делясь своими переживаниями и эмоциями.

Как педагог становятся наставниками? В первую очередь это должно быть личное

желание педагога. На своем личном опыте я могу поделиться ответом на этот вопрос. В

первую очередь, это должно быть личное желание педагога, его психологическая

зрелость, профессиональная готовность и наличие житейской мудрости. Важно понимать

детей, уметь их слушать и слышать. В наставнике учащиеся должны видеть сильную

личность, человека, которому можно доверять. Чтобы стать хорошим наставником,

педагог должен уметь выстраивать доверительные отношения с учащимися. Это

достигается только через искренность и открытость. Если дети не считает вас своим

другом и поддержкой, то и система наставничества не сработает.

Безусловно, профессиональный педагогический опыт, освоение новых педагогических

технологий, тоже положительно повлияет на наставничество. Так как современные

инструменты и технологии являются важной частью наставничества, педагог должен быть

готов внедрять инновационные методы, которые сделают процесс обучения в

дополнительном образовании более интересным и разнообразным.

Я как педагог-наставник практикую на своих занятиях проектные технологии, которые

предполагают включение детей в социально и личностно значимую деятельность,

например, работу над экологическими проектами.

Я с большой ответственностью подхожу к наставничеству, для меня каждый учащийся

уникален и требует индивидуального подхода. Наставник должен обязательно учитывать

особенности личности каждого своего учащегося. Кто-то нуждается в более

традиционном обучении, а кто-то – в креативном подходе. В юннатском клубе, где я

являюсь наставником, 24 подростка, у каждого свой характер, настроение, способности -

все дети разные. И это классно и замечательно, потому что тем интереснее будет

наставничество.

Хочу поделиться опытом успешного наставничества в юннатском клубе, который я

курирую уже целый год.

В юннатском клубе я не только обучаю подростков природоохранному мастерству, заботе

о природе, но и помогаю ребятам с выбором профессии, которые максимально

соответствуют их темпераменту и таланту.

Наставник играет роль не только в обучении, но и в формировании командного духа и

уверенности в себе. Это хорошо наблюдается у учащихся с помощью соревновательных

моментов на занятиях или в проектной деятельности, когда все ребята работают как одна

дружная команда на общий результат.

Важно отметить и преимущества наставничества для учебного процесса. Наставничество

создает прочные связи между учащимися и педагогами. Это не просто отношения

“учитель-ученик”, а настоящая дружба, которая помогает учиться и развиваться.

Исследования показывают, что учащиеся, получающие наставническую поддержку,

показывают значительно лучшие результаты в учебе и личных достижениях. Это

связано с тем, что такие учащиеся заинтересованы тоже в своем обучении. А педагог

только наставляет и поддерживает инициативы учащихся.

Я как педагог –наставник достаточно много уделяю внимание наставничеству, мы много

проводим с ребятами времени вне занятий: выходим на природу, посещаем музеи, театр,

организовываем досуговые и тематические встречи. Все мои замыслы и инновационные

идеи в наставничестве, поддерживает моя семья и администрация учреждения

дополнительного образования.

Мой опыт наставничества в дополнительном образовании оказался успешным как для

меня, так и для ребят. Учащиеся приняли участие в различных экологических и

социально-значимых проектах, большинство учащихся раскрылись как личности,

показали свои лучшие стороны. Я как наставник тоже выросла в профессионально плане.

Так же я сделала вывод, что любой наставник обязательно должен разработать свою

программу наставничества, следовать ей и эффективно реализовывать. Необходимо четко

определить, каких целей мы хотим достичь через наставничество. Это поможет избежать

размытости и неопределенности. Важно адекватно относиться к результатам

наставничества, уметь проводить самоанализ. Как понять, что программа наставничества

работает? Важно регулярно оценивать достижения учащихся, их отзыв о процессе

наставничества и их родителей. Использование опросов, бесед, игровых методик может

стать хорошим инструментом для этого.

Сегодня наставничество стало частью моей жизни, я горжусь, что я наставник. Считаю,

что наставничество — это один из тех аспектов в дополнительном образовании, которые

могут положительно повлиять на результаты учебного и воспитательного процесса

учащихся в дополнительном образовании, их достижения и успехи.

Наставничество –это не просто передаче знаний и опыта, это создание нового

поколения, готового справляться с вызовами и изменениями. Давайте поддерживать и

развивать это направление, потому что оно на самом деле может создавать чудеса,

раскрывать потенциал и таланты детей, формировать у них гражданскую позицию!

Так что, если вы педагог, практикующий в дополнительном образовании, подумайте о

том, как вы можете стать наставником для своих учеников. Надеюсь, что ваши будущие

ученики откроют для себя мир возможностей благодаря вашему наставничеству!



В раздел образования