Автор: Мельникова Наталия Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДОДД "Луч"
Населённый пункт: г Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как средство экологического воспитания подростков в рамках юннатского клуба "ЭКОСТАРТ"
Дата публикации: 10.03.2025
Раздел: дополнительное образование
Наставничество как инновационная деятельность педагога
в дополнительном образовании
«Согласие между учителем и учеником, лёгкость
учения и возможность для ученика думать самому и
составляют то, что зовётся умелым наставничеством»
(Конфуций)
Что такое наставничество в дополнительном образовании? Давайте разберемся.
Наставничество- это не просто отдельный аспект образования, а целая философия и стиль
работы педагога. Наставничество – это когда опытный педагог или специалист помогает
учащемуся не только получить знания, но и развить личные качества, уверенность в себе и
способность принимать решения. Это как компас в океане неизвестности, который
помогает детям и подросткам находить свой путь.
Почему наставничество так важно? Задумывались ли вы, почему некоторые учащиеся
более успешные, чем другие? Одним из ключевых факторов является именно поддержка
со стороны наставников. Отношения с педагогом могут заметно повлиять на мотивацию
ребенка, его стремление к знаниям и саморазвитию. В нашем быстро меняющемся мире,
где технологии развиваются с неимоверной скоростью, наставничество может стать той
золотой серединой, которая сделает образовательный и воспитательный процесс в
дополнительном образовании более эффективным. Еще Конфуций выражал свое мнение
о умелом наставничестве: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и
возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым
наставничеством».
Наставничество не просто помогает учащимся учиться, оно решает ряд задач:
1. Поддержка и мотивация. Наставник является доверенным лицом, к которому можно
обратиться за советом, что способствует формированию устойчивой мотивации.
2. Личностное развитие. Наставники помогают развивать качества, такие как уверенность,
креативность и аналитическое мышление.
3. Профессиональная ориентация. Опытный педагог может подсказать, в каком
направлении развиваться, учитывая интересы и склонности ученика.
4. Создание безопасной среды. Важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно,
делясь своими переживаниями и эмоциями.
Как педагог становятся наставниками? В первую очередь это должно быть личное
желание педагога. На своем личном опыте я могу поделиться ответом на этот вопрос. В
первую очередь, это должно быть личное желание педагога, его психологическая
зрелость, профессиональная готовность и наличие житейской мудрости. Важно понимать
детей, уметь их слушать и слышать. В наставнике учащиеся должны видеть сильную
личность, человека, которому можно доверять. Чтобы стать хорошим наставником,
педагог должен уметь выстраивать доверительные отношения с учащимися. Это
достигается только через искренность и открытость. Если дети не считает вас своим
другом и поддержкой, то и система наставничества не сработает.
Безусловно, профессиональный педагогический опыт, освоение новых педагогических
технологий, тоже положительно повлияет на наставничество. Так как современные
инструменты и технологии являются важной частью наставничества, педагог должен быть
готов внедрять инновационные методы, которые сделают процесс обучения в
дополнительном образовании более интересным и разнообразным.
Я как педагог-наставник практикую на своих занятиях проектные технологии, которые
предполагают включение детей в социально и личностно значимую деятельность,
например, работу над экологическими проектами.
Я с большой ответственностью подхожу к наставничеству, для меня каждый учащийся
уникален и требует индивидуального подхода. Наставник должен обязательно учитывать
особенности личности каждого своего учащегося. Кто-то нуждается в более
традиционном обучении, а кто-то – в креативном подходе. В юннатском клубе, где я
являюсь наставником, 24 подростка, у каждого свой характер, настроение, способности -
все дети разные. И это классно и замечательно, потому что тем интереснее будет
наставничество.
Хочу поделиться опытом успешного наставничества в юннатском клубе, который я
курирую уже целый год.
В юннатском клубе я не только обучаю подростков природоохранному мастерству, заботе
о природе, но и помогаю ребятам с выбором профессии, которые максимально
соответствуют их темпераменту и таланту.
Наставник играет роль не только в обучении, но и в формировании командного духа и
уверенности в себе. Это хорошо наблюдается у учащихся с помощью соревновательных
моментов на занятиях или в проектной деятельности, когда все ребята работают как одна
дружная команда на общий результат.
Важно отметить и преимущества наставничества для учебного процесса. Наставничество
создает прочные связи между учащимися и педагогами. Это не просто отношения
“учитель-ученик”, а настоящая дружба, которая помогает учиться и развиваться.
Исследования показывают, что учащиеся, получающие наставническую поддержку,
показывают значительно лучшие результаты в учебе и личных достижениях. Это
связано с тем, что такие учащиеся заинтересованы тоже в своем обучении. А педагог
только наставляет и поддерживает инициативы учащихся.
Я как педагог –наставник достаточно много уделяю внимание наставничеству, мы много
проводим с ребятами времени вне занятий: выходим на природу, посещаем музеи, театр,
организовываем досуговые и тематические встречи. Все мои замыслы и инновационные
идеи в наставничестве, поддерживает моя семья и администрация учреждения
дополнительного образования.
Мой опыт наставничества в дополнительном образовании оказался успешным как для
меня, так и для ребят. Учащиеся приняли участие в различных экологических и
социально-значимых проектах, большинство учащихся раскрылись как личности,
показали свои лучшие стороны. Я как наставник тоже выросла в профессионально плане.
Так же я сделала вывод, что любой наставник обязательно должен разработать свою
программу наставничества, следовать ей и эффективно реализовывать. Необходимо четко
определить, каких целей мы хотим достичь через наставничество. Это поможет избежать
размытости и неопределенности. Важно адекватно относиться к результатам
наставничества, уметь проводить самоанализ. Как понять, что программа наставничества
работает? Важно регулярно оценивать достижения учащихся, их отзыв о процессе
наставничества и их родителей. Использование опросов, бесед, игровых методик может
стать хорошим инструментом для этого.
Сегодня наставничество стало частью моей жизни, я горжусь, что я наставник. Считаю,
что наставничество — это один из тех аспектов в дополнительном образовании, которые
могут положительно повлиять на результаты учебного и воспитательного процесса
учащихся в дополнительном образовании, их достижения и успехи.
Наставничество –это не просто передаче знаний и опыта, это создание нового
поколения, готового справляться с вызовами и изменениями. Давайте поддерживать и
развивать это направление, потому что оно на самом деле может создавать чудеса,
раскрывать потенциал и таланты детей, формировать у них гражданскую позицию!
Так что, если вы педагог, практикующий в дополнительном образовании, подумайте о
том, как вы можете стать наставником для своих учеников. Надеюсь, что ваши будущие
ученики откроют для себя мир возможностей благодаря вашему наставничеству!