Автор: Большакова Надежда Сергеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №24"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через театральную деятельность.
Дата публикации: 12.03.2025
Раздел: дошкольное образование
Формирование нравственно патриотических чувств через
театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста.
Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры
является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность
– это одна из форм активного приобщения детей к миру искусства. Развитие чувственного
восприятия, фантазии, воображения, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на
ребенка происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве
явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом,
охватывая весь духовный мир ребенка.
Развитие ребёнка осуществляется эффективно в той деятельности, которая
представляет для него наибольший интерес. Праздники, театральные постановки дают
детям колоссальный эмоциональный заряд и в то же время развивают и воспитывают в
целом.
Театральная деятельность близка и понятна ребёнку. Она глубоко лежит в его природе
и находит своё воплощение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку,
впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и
действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что
его заинтересовало, и, конечно, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в
этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в
процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги,
взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Самыми
доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и
кукольный театры. К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка
от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. В
старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют
в театрализованных постановках.
Все детские сады г. Чебоксары участвуют в муниципальном проекте «Театр глазами
детей». В МБДОУ «Детский сад № 13» г. Чебоксары разработан проект «Театр детям»,
который реализуется уже третий год. Проект охватывает работу по четырем
направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами;
- работа с социумом.
В процессе реализации данного проекта в соответствии с планом реализации
мероприятий (Приложение 1) были поставлены задачи по активизации у детей интереса к
познавательной деятельности, развитию творческого мышления, внимания, воображения,
мотивации добывать новые знания, развитию мелкой моторики рук, навыков
импровизации, совершенствовании исполнительских умений детей в создании
выразительного образа, формировании доброжелательного отношения друг к другу.
В рамках проекта дети совершают экскурсии в библиотеку, взаимодействуют с
современными чувашскими поэтами, писателями, актерами; проводятся беседы с детьми
по прочитанным книгам. Дошколята посещают спектакли Чувашского
государственного театра кукол, Русского драматического театра, музеи города,
тематические и персональные выставки художников. Таким образом, дети приобщаются к
историческим, культурным, национальным памятникам города Чебоксары.
Интересной формой организации служат концерты приглашенных воспитанников детской
музыкальной школы в рамках ежегодных вечеров «Музыкальная палитра»
Для успешной работы по данному проекту был создан лэпбук
для детей «Театр, театр, театр», в котором использованы ширма для
пальчикового театра, театра на палочках, стихи о театре, профессии театральные, правила
поведения в театре, театральные загадки-ребусы, картотека музыкальных инструментов,
книжки-сказки, маски для перевоплощения, куклы на прищепках, картотека театральных
этюдов, дидактических игр. Для персонажей сказок готовятся и шьются костюмы.
В детском саду при реализации проекта были поставлены следующие музыкальные
сказки: «Дорога к теремку», «День рождения Воробья», «Машенька и
Медведи», «Царевна-Лягушка», «Яблонька», «Как цыпленок друзей нашел», «Заячья
избушка», «Три поросенка», «Как цыпленок Весну искал», «Дудочка и
кувшинчик», «Приключения красок», «День рождения Колобка». Воспитанники групп с
удовольствием участвовали в постановках, которые послужили своеобразным
показателем положительной динамики развития выразительных средств речи детей,
дикции и пантомимики.
Воспитанники ДОУ принимают активное участие в городском
фестивале «Театральная весна». В 2022 году была поставлена нивхская сказка «Недобрая
Ладо», что тоже послужило хорошим опытом для дошколят.
Мастер - класс с педагогами по работе с детьми с лэпбуком был проведен с целью
практического освоения нового вида демонстрационного материала. Были даны
рекомендации использования лэпбука по театрализованной деятельности для применения
его как при проведении занятий, так и в совместных играх, и упражнениях.
При проведении мероприятий по проекту были выведены следующие рекомендации
для организации театральной деятельности.
Работа с детьми над театральной постановкой начинается с чтения и разбора пьесы.
Музыкальный руководитель совместно с детьми разбирается в содержании, доводит
до детей главную мысль. Подробный разбор всех событий, происходящих в пьесе, и
поступков каждого персонажа в отдельности уясняет характер действующих лиц, их
взаимоотношения. Дети приходят к выводу о том, кто из действующих лиц поступает
правильно, кто воплощает добро, и кто – зло. Особым интересом у детей и родителей
пользуются музыкальные сказки. Они отличаются от обычных сказок яркостью,
красочностью, богатством звуковой палитры. Развёртывание сюжета сказки
сопровождается музыкой, которая отличается простотой и ясностью. Музыкальные сказки
развивают художественный вкус, творческие способности, формируют устойчивый
интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность
обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого
соучастия. Театр учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и
трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного
слова.
По итогам реализации проекта были отмечены следующие результаты: повысился
уровень звукопроизношения, интонационная выразительность и связная речь, развились
музыкальные способности, коммуникативные навыки, обогатился словарный запас,
расширились представления об окружающем мире, о взаимосвязи в природе.
У детей было выявлено преобладание высокого уровня развития нравственных качеств.
Необходимо сделать вывод, что целенаправленная и систематическая работа по
реализации проекта «Театр детям» способствует формированию нравственно-
патриотических чувств, развитию творческих и умственных способностей, волевых
качеств и уверенности в себе.