Напоминание

Развитие нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через театральную деятельность.


Автор: Большакова Надежда Сергеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №24"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через театральную деятельность.
Дата публикации: 12.03.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование нравственно патриотических чувств через

театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста.

Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры

является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность

– это одна из форм активного приобщения детей к миру искусства. Развитие чувственного

восприятия, фантазии, воображения, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на

ребенка происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве

явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом,

охватывая весь духовный мир ребенка.

Развитие ребёнка осуществляется эффективно в той деятельности, которая

представляет для него наибольший интерес. Праздники, театральные постановки дают

детям колоссальный эмоциональный заряд и в то же время развивают и воспитывают в

целом.

Театральная деятельность близка и понятна ребёнку. Она глубоко лежит в его природе

и находит своё воплощение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку,

впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и

действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что

его заинтересовало, и, конечно, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в

этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в

процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги,

взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Самыми

доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и

кукольный театры. К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка

от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. В

старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют

в театрализованных постановках.

Все детские сады г. Чебоксары участвуют в муниципальном проекте «Театр глазами

детей». В МБДОУ «Детский сад № 13» г. Чебоксары разработан проект «Театр детям»,

который реализуется уже третий год. Проект охватывает работу по четырем

направлениям:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- работа с социумом.

В процессе реализации данного проекта в соответствии с планом реализации

мероприятий (Приложение 1) были поставлены задачи по активизации у детей интереса к

познавательной деятельности, развитию творческого мышления, внимания, воображения,

мотивации добывать новые знания, развитию мелкой моторики рук, навыков

импровизации, совершенствовании исполнительских умений детей в создании

выразительного образа, формировании доброжелательного отношения друг к другу.

В рамках проекта дети совершают экскурсии в библиотеку, взаимодействуют с

современными чувашскими поэтами, писателями, актерами; проводятся беседы с детьми

по прочитанным книгам. Дошколята посещают спектакли Чувашского

государственного театра кукол, Русского драматического театра, музеи города,

тематические и персональные выставки художников. Таким образом, дети приобщаются к

историческим, культурным, национальным памятникам города Чебоксары.

Интересной формой организации служат концерты приглашенных воспитанников детской

музыкальной школы в рамках ежегодных вечеров «Музыкальная палитра»

Для успешной работы по данному проекту был создан лэпбук

для детей «Театр, театр, театр», в котором использованы ширма для

пальчикового театра, театра на палочках, стихи о театре, профессии театральные, правила

поведения в театре, театральные загадки-ребусы, картотека музыкальных инструментов,

книжки-сказки, маски для перевоплощения, куклы на прищепках, картотека театральных

этюдов, дидактических игр. Для персонажей сказок готовятся и шьются костюмы.

В детском саду при реализации проекта были поставлены следующие музыкальные

сказки: «Дорога к теремку», «День рождения Воробья», «Машенька и

Медведи», «Царевна-Лягушка», «Яблонька», «Как цыпленок друзей нашел», «Заячья

избушка», «Три поросенка», «Как цыпленок Весну искал», «Дудочка и

кувшинчик», «Приключения красок», «День рождения Колобка». Воспитанники групп с

удовольствием участвовали в постановках, которые послужили своеобразным

показателем положительной динамики развития выразительных средств речи детей,

дикции и пантомимики.

Воспитанники ДОУ принимают активное участие в городском

фестивале «Театральная весна». В 2022 году была поставлена нивхская сказка «Недобрая

Ладо», что тоже послужило хорошим опытом для дошколят.

Мастер - класс с педагогами по работе с детьми с лэпбуком был проведен с целью

практического освоения нового вида демонстрационного материала. Были даны

рекомендации использования лэпбука по театрализованной деятельности для применения

его как при проведении занятий, так и в совместных играх, и упражнениях.

При проведении мероприятий по проекту были выведены следующие рекомендации

для организации театральной деятельности.

Работа с детьми над театральной постановкой начинается с чтения и разбора пьесы.

Музыкальный руководитель совместно с детьми разбирается в содержании, доводит

до детей главную мысль. Подробный разбор всех событий, происходящих в пьесе, и

поступков каждого персонажа в отдельности уясняет характер действующих лиц, их

взаимоотношения. Дети приходят к выводу о том, кто из действующих лиц поступает

правильно, кто воплощает добро, и кто – зло. Особым интересом у детей и родителей

пользуются музыкальные сказки. Они отличаются от обычных сказок яркостью,

красочностью, богатством звуковой палитры. Развёртывание сюжета сказки

сопровождается музыкой, которая отличается простотой и ясностью. Музыкальные сказки

развивают художественный вкус, творческие способности, формируют устойчивый

интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность

обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого

соучастия. Театр учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и

трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного

слова.

По итогам реализации проекта были отмечены следующие результаты: повысился

уровень звукопроизношения, интонационная выразительность и связная речь, развились

музыкальные способности, коммуникативные навыки, обогатился словарный запас,

расширились представления об окружающем мире, о взаимосвязи в природе.

У детей было выявлено преобладание высокого уровня развития нравственных качеств.

Необходимо сделать вывод, что целенаправленная и систематическая работа по

реализации проекта «Театр детям» способствует формированию нравственно-

патриотических чувств, развитию творческих и умственных способностей, волевых

качеств и уверенности в себе.



В раздел образования