Напоминание

Условия обеспечения психологического благополучия ребенка на занятиях учителя-логопеда


Автор: Боровкова Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ "Психолого-медико-педагогическая комиссия"
Населённый пункт: Рязанская область, г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Условия обеспечения психологического благополучия ребенка на занятиях учителя-логопеда
Раздел: начальное образование





Назад




Условия обеспечения психологического благополучия ребенка

на занятиях учителя-логопеда

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой

принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить

ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

К.Д. Ушинский

Логопедические занятия – это особый, специфический учебный

процесс, требующий от ребёнка напряжения, старания, усилий в преодолении

трудностей. Наличие у ребенка, помимо речевых нарушений сопутствующих

нарушений

развития,

таких

как

недостаточная

сформированность

произвольного

внимания,

отклонения

в эмоционально-волевой

сфере,

неорганизованность поведения, негативизм, неуверенность в себе, низкая

работоспособность, создают для ребенка дополнительные сложности.

В этом случае психологический комфорт на логопедических занятиях

играет ключевую роль в успешности коррекционной работы.

Методы и приемы для создания психологического комфорта на

логопедических занятиях:

Установление личного контакта ребенка и учителя

- улыбка является универсальным средством общения и установления

контакта, она понятна всем и сообщает: тебе рады, не волнуйся, всё в

порядке, я помогу тебе;

- спокойная, доброжелательная речь педагога во время занятия,

лишенная раздражения;

- интерес педагога к жизни ребенка: его успехам и неудачам в школе,

на дополнительных занятиях, в семье; совместный поиск путей

решения проблем

Предоставление ребенку свободы выбора в процессе занятия («выбери

картинку, по которой ты будешь составлять рассказ, предложение»

«мы сегодня больше почитаем или попишем» «выберите картинку,

чтобы раскрасить» «чем ты будешь раскрашивать, карандашами или

фломастерами» - в данной ситуации ребёнок не испытывает давления

со стороны взрослого)

Демонстрация

положительных

итогов

деятельности

ребенка,

позволяющая создать для ребенка ситуацию успеха (вербальные

способы

поощрения

кроме

прямого

назначения,

способствуют

обогащению словаря (молодец, умница, замечательно, великолепно,

прекрасно, отлично),

невербальные- тактильные и материальные:

тактильные - поглаживание по голове, материальные- призы по итогам

выполнения задания)

Использование игровых технологий

- Игрушки используются на занятиях, как герои, погружающие детей в

какую-то сказочную ситуацию, где необходимо выполнить те или иные

задания, чему-то научиться.

-

Дидактические

игры

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования детей к учебной деятельности: дидактическая цель

ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность

подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент

соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Использование информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные

программные

и

мультимедийные

средства

(кино-,

аудио-

и

видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети). Внедрение

информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-

иллюстративного способа обучения к деятельностному. Однако,

следует помнить, что компьютер – не самоценен, он не заменит

специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал.

Связь учебного процесса с окружающим миром (для этого необходимо

уделять

внимание

формированию

нравственно-эстетического

отношения к окружающему миру; положительного отношения к

истории и культуре родного края; развитию ценностного отношения к

здоровью; формирование образа семьи и т.д.)

Адаптация

учебных

материалов

согласно

индивидуальным

особенностям ребенка

(

использование

индивидуального

подхода

повышает качество коррекционной работы, вселяет уверенность в себя

у ученика и повышает его интерес к учебе)

Дозированное домашнее задание

Создание психологического комфорта на занятиях логопеда повышает

учебную мотивацию ребенка, что способствует лучшему усвоению заданий.



В раздел образования