Напоминание

"Закон на нашей Земле"


Автор: Нелюбина Надежда Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Средняя школа г.Лузы"
Населённый пункт: г.Луза Кировской области
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Закон на нашей Земле"
Раздел: полное образование





Назад




Разработка классного часа «Закон на нашей Земле».

Цели занятия:

Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами

нарушений и наказаниями за них.

Развивать представления о последствиях противоправных деяний.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Задачи занятия:

Образовательная: формирование законопослушного поведения.

Развивающая: развитие представления о последствиях противоправных

деяний, умения работать в группе, выражать свои взгляды и мнение.

Воспитательная: воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Организация занятия: занятие проводится в форме игры. 20 учащихся класса

разделены на команды. Каждая команда за «круглым» столом.

На столах раздаточный материал: карточки с заданиями, на доске Древо

мнений, для героя судьи приготовлена

шапка с кисточкой, молоток и

основание для молотка.

Социальный педагог: Здравствуйте, уважаемые гости!

-Здравствуйте,

ребята. Рада видеть вас на нашем занятии в хорошем

настроении.

Посмотрите

друг

на

друга,

улыбнитесь.

Я

желаю

вам

плодотворной работы на занятии. Занятие у нас сегодня пройдёт в форме

деловой игры. Для этого вы уже разделены на команды.

Перед

тем,

как

занять

места

за

«круглыми»

столами,

учащиеся

распределяются в команды. (лучше разделить на группы до занятия).

Соц педагог: Ребята, представьте сои команды. (

Дети по очереди называют:

«Команда «Фемида», команда «Закония», команда «Дружина

»).

А вот тему игры не называю, попробуйте догадаться.

Перед вами сундучок с предметами внутри. По одному от каждой команды

подходите и трогая предметы, определите, что в нём находится. Достаём

из сундучка предметы и встаём в ряд с этими предметами. ( Конституция РФ,

кодексы, фото Фемиды. (

ребята встают в ряд с кодексами и с фото Фемиды

)

Соц педагог: Итак, ребята, что вы видите на фото? (дети отвечают, что это

изображение статуэтки Фемиды) Ребята, а кто это, Фемида? (Дети отвечают:

«Фемида - Богиня Правосудия»).

Соц педагог (рассказывает детям о Фемиде): Фемидадревнегреческая

богиня правосудия. По традиции она изображается с весами в левой руке, с

мечом — в правой, сама стоит на толстой книге (свод законов, знаний и

человеческой мудрости), а на глазах — повязка.

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия

взвешиваются добро и зло, вина и невиновность.

Меч — символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ

возмездия. Меч держится остриём вверх, что указывает на «волю небес»,

высшую справедливость. Если Фемида опускает меч вниз, то это говорит о

завершении правосудия.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Правосудие

не видит различия между людьми, не взирает на их имущественное и

социальное различие.

Соц педагог: Ребята, а что защищает Фемида? (дети отвечают)

Да, Фемида призывает соблюдать закон.

Соц педагог: далее -это Конституция РФ (учащийся сам называет то,

что держит в руках), это Кодекс Административных правонарушений РФ,

это Уголовный Кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой

кодекс РФ.

Соц педагог: Ребята, а для чего они, все эти книги?

Да, это кодексы и они

регулируют ключевые отрасли человеческой

деятельности, защищая права граждан и прописывая их обязанности.

Соц педагог: Итак, о чём мы сегодня будем говорить?

( О законах, определяющих нашу жизнь, правах и обязанностях, и конечно, об

ответственности подростков за совершение противоправных деяний.)

Соц педагог: Может, подскажете тему нашего занятия? (

говорят)

Итак, тема занятия "Закон на нашей земле".

(слайд 1.)

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг так

много соблазнов. А вам нужно выбрать надёжный и верный путь, который

вёл бы

вас к

осуществлению поставленных целей в учёбе, выборе

профессии, спорте и ещё во многом другом в вашей жизни.

У меня в руках две нити. Одна нить ровная, прямая. Другая – с узелками,

запутанная, трудно найти её концы. Ребята, а с чем можно сравнить эти

нити?

- ( С Жизнью)

Представьте, что Жизнь любого человека –это наша нить, и любой узелок на

ней, любой заворот, может привести к сложным ситуациям, тяжёлым

последствиям. Есть такая народная мудрость

« От сумы да от тюрьмы не зарекайся».

И понимаем мы эту пословицу как, ребята? (

говорят)

Соц педагог резюмирует: на везучесть в жизни не стоит полагаться. И

даже самый богатый и успешный человек не застрахован от тюрьмы и

бедности.

Как думаете , от кого зависит то, как складывается жизнь человека, его

будущее?

Отвечают.

Соц педагог: Ответ на этот простой вопрос кроется в замечательной

восточной притче.

Давным – давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на

который наш мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий

луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями.

Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь,

он подошёл к мастеру и спросил:

-Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая? Он

крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое

мгновение сжать их ради сваей истины.

Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках!» (слайд 2. Бабочка в руках)

Соц педагог: Жизнь человека , ребята, в руках самого человека.

Не оступиться в жизни трудно. А стать гражданином своей страны очень

сложно. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны, надо знать

закон и соблюдать его. Давайте разберёмся.

ЗАДАНИЕ 1.Ребята, а что такое Закон? (найдите определение закона на карточках и

зачитайте)

Закон-нормативно-правовой акт, содержащий правила поведения в общественной жизни,

принятый правительством

. (Слайд 3)

Есть ли у нас в государстве Закон?

В нашем государстве существуют законы, по которым мы живём.

Где записаны Законы?

Законы записаны в Конституции -основном законе государства.

ЗАДАНИЕ 2.

Вместе с понятием Закон ходят ещё понятия ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ ,ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Найдите определения к этим словам. Первая команда ищет определение Проступка, вторая-

Правонарушения, третья – Преступления.

Выберите из предложенных примеров нужный.

(после того как ответят, сначала

слайд 4-5, затем 6-7)

ЗАДАНИЕ 3.

Конституцией РФ определены Права и свободы человека и гражданина. Подумайте, какие

права, обязанности, ответственность имеют несовершеннолетние, назовите их.

(учащиеся команд работают над заданием – розданы карточки с правами, обязанностями,

ответственностью. Нужно распределить, найти права, обязанности, ответственность).

Первая команда называет права, вторая-обязанности, третья- ответственность.

Итак, ваши ПРАВА: команда Фемида

-Жить и воспитываться в семье

-иметь паспорт гражданина

-Право на образование

-Право на охрану здоровья

-Право на труд в свободное от учёбы время (

сначала зачитывают, потом -слайд 8)

ЗАДАНИЕ 3.

Прав без обязанностей не бывает. Назовите ваши обязанности.

Итак, ваши ОБЯЗАННОСТИ, команда Закония

-Слушаться своих родителей

-получить основное общее образование

-Соблюдать Устав школы, Правила внутреннего распорядка школы

-соблюдать правила поведения, установленные в школе, дома, в общественных местах.

-бережно относиться к школьному имуществу

-соблюдать Закон Кировской области о мерах по обеспечению безопасного пребывания детей в

общественных местах на территории Кировской области.

(Слайд 9 , после как

озвучат обязанности)

Соц педагог: Что же это за закон такой? Суть его в чём? Озвучу кратко, то, что вам,

несовершеннолетним нужно обязательно знать. Нельзя находиться в общественных

местах в позднее вечернее время (в зимний период после 22 ч, в летний-после 23 часов) без

сопровождения родителей.

За нарушение данного закона семья подростка может быть поставлена на учёт КДН.

ЗАДАНИЕ 3.

Назовите виды ответственности несовершеннолетних, команда Дружина

-Административная ответственность

-Уголовная ответственность

-гражданско-правовая ответственность

-материальная ответственность

-дисциплинарная ответственность

(слайд 10)

Соц педагог: Итак, теперь подробнее:

административную ответственность

несут подростки

с 16 лет за

мелкое хулиганство, нецензурную речь в общественном месте, распитие

спиртных напитков в общественном месте, нахождение в общественном

месте в состоянии опьянения, за нарушение правил дорожного движения,

за безбилетный проезд. (Слайд 11)

уголовную ответственность несут подростки с 16 лет, но за такие

преступления,

как

убийство,

кражи,

грабежи,

вандализм,

вымогательство, угон транспортного средства, похищение человека,

насильственные действия сексуального характера, заведомо ложное

сообщение об акте терроризма, умышленное нанесение тяжкого или

средней тяжести вреда здоровью ответственность наступает уже

с 14 лет. (Слайд 12)

гражданско-правовая

ответственность

наступает

за

причинение

имущественного вреда кому-либо. Это имущественное возмещение вреда

пострадавшему лицу (например ты стал виновником драки, в которой

сильно пострадал другой человек, оказался на лечении. В этом случае

предусмотрено не только наказание за избиение, но и оплата лечения

пострадавшему. (Слайд 13)

материальная ответственность

наступает за причинение ущерба за

повреждение чужого имущества (слайд 14)

Ответственность за вред, нанесённый несовершеннолетним, ложится

на его родителей.

Именно родители расплачиваются за вред, причинённый их детьми

(Слайд 15).

Дисциплинарная

ответственность за

опоздания,

прогулы

в

школе,

нарушение школьных правил, проявления грубости и неуважения к другим

учащимся, педагогам (слайд 16)

Соц педагог: А ещё, ребята, существуют иные меры, применяемые к

подросткам: В том случае, если несовершеннолетний, достигший

возраста 11 лет,совершил уголовно наказуемое деяние, но ещё не достиг

возраста привлечения к уголовной ответственности, может быть

помещён в центр временного содержания малолетних правонарушителей

и содержаться там не более одного месяца. Если несовершеннолетний

совершил преступление средней тяжести и был освобождён судом от

наказания, он может быть помещён в специальное учебное заведение

закрытого типа на 3 года. Эта мера считается не наказанием, а особой

формой воспитания несовершеннолетних.

Соц педагог: ЗАДАНИЕ 4.

Вам даны примеры противоправных действий. Определите вид ответственности за

нарушения. (Даётся время подумать, у каждой команды по 4 примера)

Порвал учебник одноклассника (матер)

Появился на улице в нетрезвом виде (Адм)

Избил одноклассника, тому понадобилось лечение (угол, гражд-прав)

Совершил кражу мобильного телефона (угол)

Переходил ж/д пути минуя мост (адм)

Нецензурно выражался в школе (адм)

Несовершеннолетний ехал в автобусе. Громко разговаривал, агрессивно, употребляя

нецензурные выражения, реагировал на замечания. (адм)

Совершил прогул в школе (дисципл)

Сломал пластиковый подоконник в школе (матер)

Подросток находится в общественном месте без сопровождения взрослых в позднее вечернее

время (адм)

Трое учеников 8 класса отправились на дискотеку. По дороге зашли в магазин , купили пиво и в

алее возле Дома культуры распили спиртное (адм)

Группа подростков в возрасте 16 лет поджигали в подъездах почтовые ящики, разбивали

лампочки на столбах. К какому виду ответственности они могут быть за это привлечены

(адм)

Итак, команды, называем вид ответственности за совершение противоправных действий

(зачитывают правонарушение, называют ответственность за него)

Ну а сейчас мы поиграем в игру «Судья» (увидеть,

понять ситуацию и огласить приговор)

ЛОЖНЫЙ ЗВОНОК (разыгрывают учащиеся)

В класс вбегает ученик: Сейчас бомба взорвётся, по телефону позвонили, все бежим из

школы!

Судья зачитывает: Это заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное

сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей

наказывается штрафом, либо исправительными работами на срок от одного года до двух

лет, либо арестом от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Соц педагог: оказывается, ребята, ложный звонок в специальные службы мчс, полицию, скорую

помощь – это вовсе не шутка, а статья УК,предусматривающая конкретное наказание.

НАНЕСЕНИЕ ПОБОЕВ (разыгрывают учащиеся)

К сообщившему о теракте подходит ученик и бьёт его учебником по голове, тот падает,

встаёт, стонет, даёт сдачи, начинается драка.

Судья зачитывает: нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие

расстройства здоровья, наказывается штрафом в размере до 100 минимальных размеров

оплаты труда или арестом до трёх месяцев.

ПОРЧА ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА (разыгрывают учащиеся)

На перемене:

- Дай телефон музыку послушать, в игру поиграть, а то скучища!

- Он у меня новый. Вчера только купили. Не дам.

- Тебе жалко?!. Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья зачитывает: умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества

наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением

свободы сроком до 5 лет.

Соц педагог: Если говорить о нанесённом вреде, то он может быть причинён не только

человеку, но и его имуществу. А Гражданский кодекс предписывает ещё и возмещение

материального ущерба в полном объёме лицом, причинившим вред.

Соц педагог: Ребята, сделайте вывод, для чего людям нужны законы?

(Отвечают)

Соц педагог резюмирует: Законы устанавливают ПОРЯДОК

Законы устанавливают СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Законы устанавливают границы свободного поведения ( СЛАЙД 17)

Соц педагог:

Предотвратить беду легче, чем искать потом выход из

сложившейся ситуации. "Предупреждён, значит вооружён"-говорится в

русской пословице.

Но как не допустить совершения противоправных деяний? Давайте вместе

составим памятку. Так

памятку

и назовём

"Как не допустить

правонарушения?" Вам предлагается закончить предложения.

Как не допустить правонарушения

1. Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

2. Школа-твой второй дом. Не порти школьное имущество

3. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай, помоги. В следующий раз

помогут и тебе.

4. Помни: взрослым ты становишься только тогда, когда ты сможешь

самостоятельно отвечать за свои поступки.

5. Если у тебя возникли проблемы, что-то произошло, расскажи об этом

взрослым.

6. Занимай своё свободное время. Посещай кружки, секции, занимайся

любимым делом. (Слайд 17)

Памятка в рамке вручается ребятам этого класса с рекомендацией

разместить её в классном уголке.

Соц педагог: Итак, ребята, наше занятие подходит к завершению.

Всегда помните, что главной причиной всех правонарушений является

неуважение к закону. Ни один человек не может отступать от требований

закона. Помните так же и о том, что совершая проступок, вы не только

нарушаете закон, но и причиняете боль своим близким. (Итоговый слайд 18,

пусть висит до окончания)

На доске вы видите "Древо мнений". На нём каждому из вас нужно

поместить

-либо красный листок, что значит- Я выбираю законопослушное поведение

-либо зелёный лист, что значит- Я задумаюсь

-либо жёлтый листок - Я останусь при своём мнении.

Все садятся на места. Заканчиваю словами Цицерона с презентации:

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

ПРИЛОЖЕНИЕ

нормативно-правовой акт, содержащий правила

поведения в общественной жизни, принятый

правительством.

менее опасное правонарушение - нарушение правил

поведения в школе, вызывающее поведение, нарушение

Устава школы.

это виновное , противоправное деяние, причиняющее

вред интересам общества, государства и личности. Это

нарушение закона, за которое наступает

административная ответственность для взрослых

людей и несовершеннолетних с 16 лет.

серьёзное нарушение закона взрослыми людьми и

несовершеннолетними, достигшими возраста, с

которого наступает уголовная ответственность.

За некоторые виды преступлений ответственность

наступает с 14 лет.

примеры проступков, правонарушений, преступлений:

прогулы уроков

нарушение правил дорожного движения

грубое отношение к одноклассникам

распитие спиртных напитков в общественном месте

кража

продажа наркотических средств

угон личного транспорта

нанесение побоев

бродяжничество

курение в школьном туалете

порча личного чужого имущества

терроризм

появление в пьяном виде в общественном месте

нецензурная брань в общественном месте

Вам даны примеры противоправных действий. Определите

вид ответственности за нарушения.

Порвал учебник одноклассника

Появился на улице в нетрезвом виде

Избил одноклассника, тому понадобилось лечение

Совершил кражу мобильного телефона

Вам даны примеры противоправных действий. Определите

вид ответственности за нарушения.

Переходил ж/д пути минуя мост

Нецензурно выражался в школе

Несовершеннолетний ехал в автобусе. Громко разговаривал,

агрессивно, употребляя нецензурные выражения, реагировал на

замечания.

Совершил прогул в школе

Вам даны примеры противоправных действий. Определите

вид ответственности за нарушения.

Сломал пластиковый подоконник в школе

Подросток находится в общественном месте без сопровождения

взрослых в позднее вечернее время

Трое учеников 8 класса отправились на дискотеку. По дороге

зашли в магазин , купили пиво и в алее возле Дома культуры

распили спиртное

Группа подростков в возрасте 16 лет поджигали в подъездах

почтовые ящики, разбивали лампочки на столбах. К какому виду

ответственности они могут быть за это привлечены

Как не допустить правонарушения

1. Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы ...

2. Школа-твой второй дом. Не порти ...

3. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай, ... В следующий

раз помогут и...

4. Помни: взрослым ты становишься только тогда, когда ты можешь

самостоятельно ...

5. Если у тебя возникли проблемы, что-то произошло, расскажи об

этом ...

6. Занимай своё свободное ... Посещай ..., занимайся любимыми ...

Как не допустить правонарушения

1. Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы ...

2. Школа-твой второй дом. Не порти ...

3. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай, ... В следующий

раз помогут и...

4. Помни: взрослым ты становишься только тогда, когда ты можешь

самостоятельно ...

5. Если у тебя возникли проблемы, что-то произошло, расскажи об

этом ...

6. Занимай своё свободное ... Посещай ..., занимайся любимыми ...

Как не допустить правонарушения

1. Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы ...

2. Школа-твой второй дом. Не порти ...

3. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай, ... В следующий

раз помогут и...

4. Помни: взрослым ты становишься только тогда, когда ты можешь

самостоятельно ...

5. Если у тебя возникли проблемы, что-то произошло, расскажи об

этом ...

6. Занимай своё свободное ... Посещай ..., занимайся любимыми ...



В раздел образования