Автор: Быкова Лариса Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.о.Чапаевск Самарской области
Наименование материала: Внеурочное занятие по ФГ
Тема: "Что нам стоит дом построить?"
Раздел: полное образование
Быкова Лариса Викторовна, учитель математики ГБОУ СОШ №3 г.о.Чапаевск
«Что нам стоит дом построить»
Занятие по курсу внеурочной деятельности. Модуль «Математическая грамотность", 8 класс
Тип занятия: Решения практико-ориентированных задач
Технологии: исследовательская деятельность, проблемное обучение, критическое мышление.
Цель занятия: развитие умения обучающихся применять полученные математические знания в повседневной жизни
Планируемые результаты:
•
личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, умения работать в парах, слушать собеседника и вести
диалог, аргументировать свою точку зрения;
•
метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; применять и преобразовывать знаки,
символы и схемы для решения познавательных задач; ориентироваться в содержании текста.
•
предметные: уметь производить смысл понятия площадь, объем; оперировать понятиями: фигура, треугольник,
четырехугольник; решать практические задачи; расширить представления о практическом применении математики.
Технологии: исследовательская деятельность, проблемное обучение, критическое мышление.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактические материалы: кольца Венна, план дома, текст задачи, чертежи фронтонов двускатной и мансардной крыш.
Практическая ценность занятия для обучающихся: расширение кругозора, приобретение полезных навыков ,
применение математики в повседневной жизни (вычислительные навыки, площади и объемы фигур).
Практическая ценность занятия для педагогов: данная методическая разработка может быть использована в реальном
учебном процессе.
Этапы
занятия
Дидактические
задачи этапа
Формы
организации
деятельности
Дидактические средства
Время,
мин.
1. Организаци
онный момент
Цель
-
создать
благоприятный
настрой на работу,
включить
учащихся в
учебную
деятельность.
Приветствие,
проверка
подготовленности к
учебному занятию,
организация
внимания детей
В течение урока мы будем выполнять различные задания.
Перед вами лежит справочный материал, который поможет
вам решать поставленные задачи.
Продолжите фразу, записанную на доске: «В течении
жизни человек должен родить сына, посадить дерево и …»
О
чём
это
говорит?
О
трёх
главных
целях
в
жизни ,продлить свой род, украсить мир вокруг и создать
семью, дом, очаг”.
1 мин
2
Постановка
проблемы.
Формулировка
темы.
Цель- создать условия
для возникновения
у ученика внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность.
Мотивировать
к
активной
учебной
деятельности.
Анализ
слайда,
беседа по вопросам.
Мозговой
штурм,
работают в группах.
«Диаграмма Венна»
Рассмотрите картинки. Заполните диаграмму.
Вопросы для ответов по рядам:
• 1 ряд. Найдите общие черты.
• 2 ряд. Найдите отличительные черты.
• 3 ряд. Назовите этапы создания объекта.
Для
какого
строительства
необходим
математический
расчёт?
Тема нашего занятия: «Что нам стоит дом построить!»
4 мин
3
Постановка
цели
и
задач
урока.
Цель
–
сформулировать цели
урока, значимость её
для реальной жизни
Формулирование
цели
урока,
её
значимости
Формируют
вопросы,
возникающие
у
человека
при
строительстве. Для решения каких вопросов придётся
обратиться к расчётам?
1 мин
4.Актуализация
Цель
–
Фронтальная работа
Вопросы :
3 мин
знаний
актуализировать
учебное
содержание,
необходимое
для
восприятия
опорных
знаний.
Организация
устного
счета
и
повторения
•
Запишите
формулы
для
нахождения
периметра,
площади прямоугольника, объема.
•
Выразите в метрах, ,в кв.метрах, в куб.метрах.
5.
Применение
знаний
и
умений в новой
ситуации
Цель
–
организовать
усвоение
детьми
решения
заданий
с
их
проговариванием во внешней речи.
Формировать опыт практического
применения
математических
знаний.
Коллективная работа
над
поставленными
задачами
Учащиеся
выполняют решение
предложенной
задачи.
Называют
правила,
которыми
будут
пользоваться
при
выполнении данного
задания.
Каждому из вас предстоит выполнить три
жизненных
задачи,
одна
из
которых
–
построить дом. Проект дома вам подготовил
архитектор.
Ваша
задача
–
рассчитать
количество
материалов,
необходимых
для
строительства коробки дома высотой 3 метра.
(ПЛАН ДОМА)
Ознакомьтесь
с
проектом.
Обратите
внимание на толщину наружных и внутренних
стен дома, количество оконных и дверных
проёмов. Для чего нам нужна эта информация.
ЗАДАЧА: (см приложение)
Решение
Есть ли экономия?
13 мин
6. Физминутка
Цель
–
предотвратить
переутомление, снять напряжение,
дать
положительный
эмоциональный заряд
Физкультминутка
поможет не только отдохнуть от сидячей
работы, но и заодно повторить, например,
признаки делимости, нужные при работе с
действительными числами и т.д.
2 мин
7.
Отработка
полученных
знаний
Цель
–
применить
изученные
способы
действий
для
решения
практических задач
Отработка
практических умений
и навыков. Работа в
парах
над
поставленной
задачей.
Мы подошли к решению последнего вопроса.
Что такое фронтон? (возможные варианты:
балкон, мансарда, треугольная крыша, верхняя
часть двускатной крыши).
Расчёт
площади
фронтона
двускатной
шатровой крыши
12 мин
Какие величины необходимо знать для расчёта
фронтона?
Какая фигура лежит в основании фронтонов
(треугольник).Рассчитайте
количество
газоблоков, необходимых для строительства
фронтонов высотой конька - 3 метра.
Время самостоятельной работы:5-7 минут.
Один ученик предлагает своё решение. Все
остальные оценивают.
8. Резерв урока
Цель
–
формировать
опыт
практического применения знаний.
Отработка
практических умений
и навыков. Работа в
парах
над
поставленной
задачей.
Используя ссылку (или раздаточный материал),
рассчитайте количество поддонов необходимых
для
строительства
и
стоимость
будущей
покупки.
8.
Рефлексия.
Подведение
итогов.
Цель –
организовать
оценивание
учащимися
собственной
деятельности на уроке.
Учащиеся оценивают
себя, используя ключ
самопроверки.
- У кого возникли затруднения при решении?
- В каком месте?
- Кто правильно выполнил задание?
- Оцените себя:
1) Сможете использовать полученный опыт?
2) В каких жизненных ситуациях он может быть
полезен?
1 мин
3) Поделитесь ли вы с близкими, друзьями
своим приобретенным опытом?
9. Информация
о
домашнем
задании
Цель
–
обсудить
и
записать
домашнее задание.
Обеспечение
понимания
детьми
содержания и способов выполнения
домашнего задания
Учащиеся получают
инструкции
по
выполнению
домашнего задания
Расчёт
площади
фронтона
мансардной
крыши
1.Определите
количество
газоблоков,
необходимых
для
возведения
мансардной
крыши высотой конька – 3 метра.
2.Используя
дополнительные
источники
информации, найти:
А) где в нашей области продаются газоблоки;
Б) проанализировать цену, условия доставки и
отзывы покупателей;
В) выбрать оптимальный вариант.
3 мин
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактический раздаточный материал
ЗАДАЧА:
Наружные стены без дополнительного утепления кладут из газобетона марки D350 толщиной 40 см (60х40х20). Для внутренней
несущей стены, на которую будут опираться плиты перекрытия или деревянные балки достаточно кладки толщиной 20 см. Поэтому,
купив газоблок «сороковку» его можно использовать и для внутренних стен, ставя на узкую грань (20 см). Для перекрытия нужен
деревянный брус 10х20 длиной 6 метров. Размеры и количество оконных и дверных проёмов указаны в проекте. Потери при перевозке и
брак составляют 3% блоков.
1.Сколько блоков нужно для постройки дома без проёмов?
2.Рассчитатйте количество блоков с учётом оконных и дверных проёмов.
3.Рассчитайте количество кирпича на фронтон.
4.Всю ли информацию из задачи нужно использовать для решения?
Стеновые блоки завода ГРАС
Плотность
Размеры
Вес
Шт. в м3
Шт. в
м3
Цена за шт.
Цена за м3
Д х Ш х В
поддоне
в поддоне
D 350
600 х 200 х 250
15 кг
33,3
72
2,16
148,64 руб.
4950 руб.
600 х 250 х 250
18,7
кг
26,66
48
1,8
185,67 руб.
4950 руб.
600 х 300 х 250
22,5
кг
22,22
48
2,16
222,77 руб.
4950 руб.
600 х 350 х 250
26,4
кг
19,04
36
1,8
259,97 руб.
4950 руб.
600 х 375 х 250
28,2
кг
17,77
32
1,8
278,55 руб.
4950 руб.
600 х 400 х 200
30 кг
16,66
36
2,16
297,11 руб.
4950 руб.
D 500
600 х 200 х 250
18,75
кг
33,3
72
2,16
150,15 руб
5000 руб.
600 х 300 х 250
28,2
кг
22,22
48
2,16
225,02 руб.
5000 руб.
600 х 350 х 250
32,8
кг
19,04
36
1,8
262,60 руб.
5000 руб.
600 х 400 х 250
37,5
кг
16,66
36
2,16
300,12 руб.
5000 руб.
D 600
600 х 200 х 250
22,5
кг
33,3
72
2,16
153,15 руб.
5100 руб.
600 х 300 х 250
33,75
кг
22,22
48
2,16
229,52 руб.
5100 руб.
600 х 350 х 250
39,4
кг
19,04
36
1,8
267,85 руб.
5100 руб.
600 х 400 х 250
45 кг
16,66
36
2,16
306,12 руб.
5100 руб.