Напоминание

Особенности подросткового возраста


Авторы: Шинкарено Светлана Алексеевна, Дарохина Лариса Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом "Надежда", г.Белово, Кемеровской области-Кузбасс
Населённый пункт: г.Белово пгт Новый городок
Наименование материала: статья
Тема: Особенности подросткового возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это тот период жизни, когда у человека

формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому

общественно полезная деятельность в любых её формах: производственно-

трудовой,

художественной,

общественно-организационной,

спортивной,

учебной, - а главное, свободный переход от одной её формы к другой.

Однако приходится признать, что организация школьной жизни не

удовлетворяет пока требованиям этой ведущей деятельности подросткового

возраста.

Поэтому

именно

в

данном

направлении

необходимо

совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно,

поскольку

основные

психологические

новообразования

подростков

сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства,

интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при

организации

своего

поведения

формируются

в

развитых

формах

общественно

полезной

деятельности.

Становление

психологического

механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит

именно у подростков. Поэтому от характера и организации их общественно

полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство

форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в

будущем.

Подростковый возраст – пора жизни, когда особенно волнуют

общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное

сознание,

намечаются

общие

контуры

жизненной

позиции.

Но

для

окончательного её определения у подростков нет ещё необходимого

гражданского опыта, чёткой ориентации в социальных отношениях. У

старшеклассников уже есть для этого все предпосылки – их возраст

внутренне связан с построением жизненных планов, с определением

дальнейшего пути.

Не случайно основным психологическим новообразованием старшего

школьника является самосознание. Граница подросткового возраста в

медицинской,

педагогической,

психологической,

социологической

и

юридической литературе понимают по-разному: то как 11-14 лет, то как14-18

лет, то как 12-20 лет и т.д. С позиций подростковой психиатрии, к этому

возрасту наиболее рационально относить весь период полового созревания –

от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в

настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической

самостоятельности – 18 лет. С психологической точки зрения, период

полового созревания делят на две части негативную и позитивную стадии. В

первой из них (до 15 лет), подросток противопоставляет себя другим,

особенно старшим, всюду противоречит, не подчиняется установленным

правилам и порядкам. В позитивной стадии (с 16 лет) выступает

противоположная тенденция к социализации, приобщению к духовным

ценностям своего времени, выработке жизненных правил.

Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка

Половое созревание занимает особое место в развитии ребёнка.

Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и

является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы

достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам.

Существует определённая связь между гормональной активностью половых

желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста

у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее

интенсивный рост происходит в тринадцать-пятнадцать лет, у девочек – в

одиннадцать – тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте

примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением

первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают

вновь

обгонять

их.

Нарастание

веса

также

имеет

определенные

закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно

одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес

мальчиков, но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит

вес их сверстниц.

Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных

механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных

показателей зрелости репродуктивной системы. У некоторых подростков

ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или

позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о

несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или

ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует

учитывать при построении учебных программ.

У части подростков в начальный период полового созревания также

возникают проблемы с запоминанием больших объёмов информации. В этот

период идёт становление половой идентичности, сексуальной роли. Это

очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание – это стержень, вокруг

которого структурируется самосознание подростка. Подросток начинает

осознавать себя не ребёнком, а в большей степени взрослым, ак бы

примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому

подростку

часто

кажется,

что

его

не

понимают,

что

приводит

к

психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для

подростка может стать поиск среды, в которой понимают.

Подростковый возраст как переходный период.

Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с

его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать

без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни,

воспроизведению и воспитанию постов. Подростковый возраст называют

также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового

созревания от его первых признаков до полного завершения. Переходным

подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении.

Именно на этот период падает формирование характера, т.е. основы

личности. В это же время выявляются и закладываются некоторые другие

личностные

компоненты

способности,

наклонности,

интересы,

значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно

называют «трудным».

Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к

самостоятельности – всё это обнажает и заостряет слабые стороны личности,

делает её особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влиянием

среды.

Подростковый

комплекс

включает

перепады

настроения

от

безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также

ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность

к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с

излишней

самонадеянностью

и

безапелляционными

суждениями

в

отношении

окружающих.

Сентиментальность

порою

уживается

с

поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью,

желание

быть

признанным

и

оценённым

другими

с

показной

независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и

распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а

чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.

С моей точки зрения, суть подросткового комплекса составляют

свойственные этому возрасту определённые психологические особенности,

поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции

на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся реакции

эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения и реакции,

обусловленные формирующими сексуальным влечением.



В раздел образования