Авторы: Шинкарено Светлана Алексеевна, Дарохина Лариса Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом "Надежда", г.Белово, Кемеровской области-Кузбасс
Населённый пункт: г.Белово пгт Новый городок
Наименование материала: статья
Тема: Особенности подросткового возраста
Раздел: дополнительное образование
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это тот период жизни, когда у человека
формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому
общественно полезная деятельность в любых её формах: производственно-
трудовой,
художественной,
общественно-организационной,
спортивной,
учебной, - а главное, свободный переход от одной её формы к другой.
Однако приходится признать, что организация школьной жизни не
удовлетворяет пока требованиям этой ведущей деятельности подросткового
возраста.
Поэтому
именно
в
данном
направлении
необходимо
совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно,
поскольку
основные
психологические
новообразования
подростков
–
сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства,
интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при
организации
своего
поведения
–
формируются
в
развитых
формах
общественно
полезной
деятельности.
Становление
психологического
механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит
именно у подростков. Поэтому от характера и организации их общественно
полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство
форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в
будущем.
Подростковый возраст – пора жизни, когда особенно волнуют
общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное
сознание,
намечаются
общие
контуры
жизненной
позиции.
Но
для
окончательного её определения у подростков нет ещё необходимого
гражданского опыта, чёткой ориентации в социальных отношениях. У
старшеклассников уже есть для этого все предпосылки – их возраст
внутренне связан с построением жизненных планов, с определением
дальнейшего пути.
Не случайно основным психологическим новообразованием старшего
школьника является самосознание. Граница подросткового возраста в
медицинской,
педагогической,
психологической,
социологической
и
юридической литературе понимают по-разному: то как 11-14 лет, то как14-18
лет, то как 12-20 лет и т.д. С позиций подростковой психиатрии, к этому
возрасту наиболее рационально относить весь период полового созревания –
от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в
настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической
самостоятельности – 18 лет. С психологической точки зрения, период
полового созревания делят на две части негативную и позитивную стадии. В
первой из них (до 15 лет), подросток противопоставляет себя другим,
особенно старшим, всюду противоречит, не подчиняется установленным
правилам и порядкам. В позитивной стадии (с 16 лет) выступает
противоположная тенденция к социализации, приобщению к духовным
ценностям своего времени, выработке жизненных правил.
Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка
Половое созревание занимает особое место в развитии ребёнка.
Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и
является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы
достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам.
Существует определённая связь между гормональной активностью половых
желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста
у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее
интенсивный рост происходит в тринадцать-пятнадцать лет, у девочек – в
одиннадцать – тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте
примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением
первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают
вновь
обгонять
их.
Нарастание
веса
также
имеет
определенные
закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно
одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес
мальчиков, но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит
вес их сверстниц.
Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных
механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных
показателей зрелости репродуктивной системы. У некоторых подростков
ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или
позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о
несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или
ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует
учитывать при построении учебных программ.
У части подростков в начальный период полового созревания также
возникают проблемы с запоминанием больших объёмов информации. В этот
период идёт становление половой идентичности, сексуальной роли. Это
очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание – это стержень, вокруг
которого структурируется самосознание подростка. Подросток начинает
осознавать себя не ребёнком, а в большей степени взрослым, ак бы
примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому
подростку
часто
кажется,
что
его
не
понимают,
что
приводит
к
психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для
подростка может стать поиск среды, в которой понимают.
Подростковый возраст как переходный период.
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с
его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать
без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни,
воспроизведению и воспитанию постов. Подростковый возраст называют
также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового
созревания от его первых признаков до полного завершения. Переходным
подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении.
Именно на этот период падает формирование характера, т.е. основы
личности. В это же время выявляются и закладываются некоторые другие
личностные
компоненты
–
способности,
наклонности,
интересы,
значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно
называют «трудным».
Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к
самостоятельности – всё это обнажает и заостряет слабые стороны личности,
делает её особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влиянием
среды.
Подростковый
комплекс
включает
перепады
настроения
от
безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также
ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность
к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с
излишней
самонадеянностью
и
безапелляционными
суждениями
в
отношении
окружающих.
Сентиментальность
порою
уживается
с
поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью,
желание
быть
признанным
и
оценённым
другими
–
с
показной
независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и
распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а
чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
С моей точки зрения, суть подросткового комплекса составляют
свойственные этому возрасту определённые психологические особенности,
поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции
на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся реакции
эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения и реакции,
обусловленные формирующими сексуальным влечением.