Автор: Грицай Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №92
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья «Святой родник добра»
Тема: " Анализ произведения". Размышления над прочитанным.
Раздел: полное образование
«
Святой родник добра
»
…музыки блаженство
впустите в душу, прогоняя тьму…
Зоя Сергеева
Есть в цикле «Затеси» В.П. Астафьева небольшая по объёму, но необычайно
глубокая по содержанию миниатюра
1
«Домский собор», опубликованная автором ещё в
1971 году.
Великолепное архитектурное сооружение, в котором переплетаются различные
архитектурные стили, лишь намечено мелкой деталью «с петушком на шпиле» и до краёв
заполнено звуками органа, обладающего невероятной акустической силой. Звучанием
собора охвачен весь город, «высокий, каменный, он по-над Ригой звучит».
Ритмичное начало миниатюры ассоциативно связано с мерными ударами колокола
и сразу погружает в атмосферу божественно прекрасной музыки
.
Читатель с самого
начала слышит пение органа и окружающего мира благодаря рефрену «Дом… Дом…
Дом…», «Домский собор! Домский собор!», постепенно, как чаша цветка, раскрывающего
перед читателем его смысл: Домский собор – это ещё и «Дом Бога»
2
, где человек,
независимо от возраста, национальности, вероисповедания, может остаться наедине с
собой и, пройдя некий катарсис, почувствовать, как очищается душа.
Звуки органа, сравниваемые с раскатами грома и рокотом волн, со звуками
клавесина и звонкого ручья, долетают до нас, казалось бы, сквозь пространство и время...
Слушая музыку, человек, прежде всего, познает себя, свою внутреннюю сущность и
осознаёт, что он рожден для того, чтобы самому быть прекрасным, творить добро и не
допускать зла в этом мире. Именно музыка является тем «святым родником добра»,
пробуждающим в человеке представление о возвышенном, величественном не только в
окружающем мире, но и в самом себе.
Душа лирического героя наполняется музыкой, и всё вокруг преображается: куда-
то в небытие канули «душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти,
будничные заботы…». В сознании героя происходит изменение пространства: «все-все
это осталось в другом месте, в другой, отдалившейся от меня жизни»
,
а звуки
становятся подобны «ладанному дыму», указывая на успокаивающее и умиротворяющее
воздействие музыки, как ладана, на сознание человека
: «
Может, все, что было до этого,
– сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради
того, чтобы утвердить себя над миром. Зачем так напряженно и трудно живем мы на
земле нашей? Зачем? Почему?»
Музыка — могучий источник мысли
,
по-новому раскрывающий перед людьми
особенности предметов и явлений действительности
,
заставляющий задуматься над тем,
что же такое Человек, в чём его предназначение: «Волшебник и песнопевец, ничтожество
и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть»? Человек, способный сотворить
невероятное архитектурное чудо и извлечь из органа божественные звуки, и человек,
способный целиться
«в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами,
ракетами…»?
«Домский собор» по праву является одним из глубочайших философских
произведений В.П. Астафьева. Более 50-ти лет минуло со дня публикации этой
миниатюры, но она продолжает тревожить и волновать чувства, мысли. Писатель,
познавший настоящую цену жизни, терявший на фронте товарищей, утверждает, что
уединение с высокой, проверенной временем музыкой способно творить чудеса и
исцелять душевные раны: «Пусть <…> унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный
рев убийцы». Он даёт ответ на очень важный вопрос: «Что же спасёт этот мир? Красота?»
Да! Красота и трепетность души каждого из нас. И в этом нам поможет музыка!
«Дом. Дом. Дом…Благовест. Музыка. Мрак исчез».
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
В. П. Астафьев определил жанр книги так:
–Меня часто спрашивают на встречах и в письмах: что такое «затеси»?
Первому изданию «3атесей» я дал подзаголовок «Короткие рассказы». Но это неточно. Рассказов
как таковых в книге было мало, остальные – миниатюры – не тянули на рассказы, они были вне
жанра, не скованы устоявшимися формами литературы».
Итак, затесь – это миниатюра, произведение вне жанра и вне устоявшихся форм литературы,
название которому дал сам автор. Дословно «затесь» – зарубка на дереве.
2. Название собора происходит от латинских выражений – «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.O.M.»
(сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»).