Напоминание

" Анализ произведения". Размышления над прочитанным.


Автор: Грицай Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №92
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья «Святой родник добра»
Тема: " Анализ произведения". Размышления над прочитанным.
Раздел: полное образование





Назад




«

Святой родник добра

»

музыки блаженство

впустите в душу, прогоняя тьму

Зоя Сергеева

Есть в цикле «Затеси» В.П. Астафьева небольшая по объёму, но необычайно

глубокая по содержанию миниатюра

1

«Домский собор», опубликованная автором ещё в

1971 году.

Великолепное архитектурное сооружение, в котором переплетаются различные

архитектурные стили, лишь намечено мелкой деталью «с петушком на шпиле» и до краёв

заполнено звуками органа, обладающего невероятной акустической силой. Звучанием

собора охвачен весь город, «высокий, каменный, он по-над Ригой звучит».

Ритмичное начало миниатюры ассоциативно связано с мерными ударами колокола

и сразу погружает в атмосферу божественно прекрасной музыки

.

Читатель с самого

начала слышит пение органа и окружающего мира благодаря рефрену «Дом… Дом…

Дом…», «Домский собор! Домский собор!», постепенно, как чаша цветка, раскрывающего

перед читателем его смысл: Домский собор – это ещё и «Дом Бога»

2

, где человек,

независимо от возраста, национальности, вероисповедания, может остаться наедине с

собой и, пройдя некий катарсис, почувствовать, как очищается душа.

Звуки органа, сравниваемые с раскатами грома и рокотом волн, со звуками

клавесина и звонкого ручья, долетают до нас, казалось бы, сквозь пространство и время...

Слушая музыку, человек, прежде всего, познает себя, свою внутреннюю сущность и

осознаёт, что он рожден для того, чтобы самому быть прекрасным, творить добро и не

допускать зла в этом мире. Именно музыка является тем «святым родником добра»,

пробуждающим в человеке представление о возвышенном, величественном не только в

окружающем мире, но и в самом себе.

Душа лирического героя наполняется музыкой, и всё вокруг преображается: куда-

то в небытие канули «душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти,

будничные заботы…». В сознании героя происходит изменение пространства: «все-все

это осталось в другом месте, в другой, отдалившейся от меня жизни»

,

а звуки

становятся подобны «ладанному дыму», указывая на успокаивающее и умиротворяющее

воздействие музыки, как ладана, на сознание человека

: «

Может, все, что было до этого,

– сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради

того, чтобы утвердить себя над миром. Зачем так напряженно и трудно живем мы на

земле нашей? Зачем? Почему?»

Музыка — могучий источник мысли

,

по-новому раскрывающий перед людьми

особенности предметов и явлений действительности

,

заставляющий задуматься над тем,

что же такое Человек, в чём его предназначение: «Волшебник и песнопевец, ничтожество

и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть»? Человек, способный сотворить

невероятное архитектурное чудо и извлечь из органа божественные звуки, и человек,

способный целиться

«в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами,

ракетами…»?

«Домский собор» по праву является одним из глубочайших философских

произведений В.П. Астафьева. Более 50-ти лет минуло со дня публикации этой

миниатюры, но она продолжает тревожить и волновать чувства, мысли. Писатель,

познавший настоящую цену жизни, терявший на фронте товарищей, утверждает, что

уединение с высокой, проверенной временем музыкой способно творить чудеса и

исцелять душевные раны: «Пусть <…> унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный

рев убийцы». Он даёт ответ на очень важный вопрос: «Что же спасёт этот мир? Красота?»

Да! Красота и трепетность души каждого из нас. И в этом нам поможет музыка!

«Дом. Дом. Дом…Благовест. Музыка. Мрак исчез».

ПРИМЕЧАНИЯ

1.

В. П. Астафьев определил жанр книги так:

–Меня часто спрашивают на встречах и в письмах: что такое «затеси»?

Первому изданию «3атесей» я дал подзаголовок «Короткие рассказы». Но это неточно. Рассказов

как таковых в книге было мало, остальные – миниатюры – не тянули на рассказы, они были вне

жанра, не скованы устоявшимися формами литературы».

Итак, затесь – это миниатюра, произведение вне жанра и вне устоявшихся форм литературы,

название которому дал сам автор. Дословно «затесь» – зарубка на дереве.

2. Название собора происходит от латинских выражений – «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.O.M.»

(сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»).



В раздел образования