Авторы: Егорова Надежда Константиновна, Полякова Алена Андреевна
Должность: заведующий отделением, старший воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО ЯО СРЦ "Наставник"
Населённый пункт: Рыбинск
Наименование материала: статья
Тема: Семейно-воспитательная группа как форма социальной реабилитации в детском социозащитном учреждении
Раздел: дополнительное образование
СЕМЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ГРУППА КАК ФОРМА
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ДЕТСКОМ СОЦИОЗАЩИТНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Егорова Н. К. заведующий отделением
семейно-воспитательных групп
ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник»
Полякова А.А. старший воспитатель
семейно-воспитательных групп
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении рекомендаций по
организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации» в структуре этих учреждений могут
создаваться семейные воспитательные группы. Так в 2006 году в ГКУ СО ЯО СРЦ
«Наставник» создано и по настоящее время действует отделение семейно-воспитательных
групп (СВГ).
Отделение СВГ обеспечивает оптимальные условия для социальной адаптации,
воспитания
и
социально-психологической
реабилитации
воспитанника
детского
социозащитного центра в условиях семьи.
На
сопровождении
специалистов
отделения
семейно-воспитательных
групп
находятся несовершеннолетние и их семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в
социально-опасном положении, дети из семей с наличием внутрисемейного конфликта.
Сложность и комплексность социальных проблем таких семей часто вызывают
ситуации, когда жизненный статус ребёнка ещё не определён и непонятно, вернётся ли
ребёнок в семью, или начнётся длительный процесс по ограничению (лишению)
родителей прав. В такой непростой период для детей, когда решается их судьба, семейно-
воспитательная группа даёт ребёнку чувство безопасности и защищённости, а семейное
воспитание поддержку, формирование базовой культуры, усвоение главных социальных
ролей и способствует социальному самоопределению ребёнка, а также может помочь
избежать отрицательный опыт своих родителей и оказывает позитивное влияние в
компенсации последствий депривации различной направленности.
Семейная воспитательная группа рассматривается как новая форма социальной
реабилитации несовершеннолетних, затронутыми проблемой семейного неблагополучия,
при которой дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают и получают
социальные услуги в заботливой семейной обстановке.
При этом, социальная реабилитация именно в семейно-воспитательной группе в
полной мере:
даёт возможность формирования грамотных представлений о семейных ролях,
традициях, взаимосвязях;
повышает уровень социальной компетентности и социализации воспитанников;
удовлетворяет потребности детей в заботе и внимании взрослого;
способствует преодолению страха, тревожности, агрессии у детей;
формирует адекватное самовосприятие и самооценку у несовершеннолетнего;
корректирует отношение ребёнка к себе, к реальности, к другим людям.
Особенности, отличающие деятельность отделения семейно-воспитательных групп
от других, являются такие, как:
1.
Воспитанники
проходят
социальную
реабилитацию
в
семейных
условиях
воспитателя СВГ.
2.
организация
комплекса
мероприятий,
направленных
на
создание
семейно-
воспитательных групп: подготовка кандидатов-воспитанников и кандидатов-
воспитателей
в
СВГ
на
основе
комплексной
диагностики
совместимости
кандидатов;
3.
специалисты отделения сопровождают социально-реабилитационный процесс,
оказывая
консультативную
и
иные
виды
помощи
воспитателю
семейно-
воспитательной группы.
Базой для создания семейно-воспитательной группы является реальная семья
российских граждан, которая берёт на себя заботу о воспитаннике СРЦ и осуществляет её
при
активной
поддержке
специалистов
социально-реабилитационного
центра.
В
социально-реабилитационном центре разработано положение о семейной-воспитательной
группе, которое включает в себя общее положение, порядок создания группы, права и
обязанности членов группы, а также все необходимые правовые документы.
Для
воспитания
несовершеннолетнего
в
семье
воспитателя
не
требуется
установление опеки, так как ребёнок продолжает оставаться в статусе воспитанника
учреждения, а воспитатель в статусе сотрудника СРЦ. Воспитатель СВГ является
сотрудником центра и может взять в свой дом от 1 до 3 воспитанников, он получает
зарплату, а воспитанник получает соответствующее нормам снабжения обеспечение.
Работа воспитателя СВГ носит временный характер и отличается договорным способом
оформления отношений. Воспитанники при этом продолжают оставаться под полным
патронажем социально-реабилитационного центра.
Ребёнок, попавший в нормальную домашнюю обстановку, становится активным
участником усвоения семейного опыта посредством взаимодействия и общения с
воспитателем, его детьми и родственниками. У ребёнка появляется возможность увидеть и
почувствовать на себе положительный опыт здоровых семейных взаимоотношений.
Пребывание воспитанника в новых семейных условиях, безусловно, позитивный
процесс,
уникальный
опыт
социализации
в
домашней
обстановке
обеспечивает
качественный рост в интеллектуальном, эмоциональном развитии ребёнка и его
положительной социализации.
Воспитание в домашних условиях, в группах с небольшим количеством детей,
позволяет проводить индивидуальную работу с каждым воспитанником в соответствии с
индивидуальной программой по направлениям: сформированность трудовых навыков и
навыков самообслуживания; общение со сверстниками и взрослыми; развитие основного
вида деятельности; формирование социально-приемлемого поведения; организация
досуга. Например, таким навыкам как готовить, стирать, убирать в стенах учреждения не
всегда возможно, а в семейных условиях воспитанники приобретают навыки ведения
домашнего хозяйства, а также учатся заботиться о домашних растениях и животных.
В период пребывания в СВГ именно воспитатель ежедневно взаимодействует с
ребёнком, от его компетенции зависит эффективность процесса реабилитации. Поэтому в
своей
работе
воспитатели
используют
разнообразные
формы
и
методы,
ищут
индивидуальный подход к каждому ребёнку. В свою очередь специалисты отделения
семейно-воспитательных
групп
осуществляют
над
воспитанником
постоянный
медицинский, психологический и социально-педагогический патронаж; обеспечивают
досуг воспитанника семейной воспитательной группы наравне с воспитанниками Центра
(летний и зимний каникулярный отдых, спортивно-массовые мероприятия и т.д.).
Досуг служит одним из параметров качества жизни. Любимые занятия в часы
досуга
поддерживают
эмоциональное
и
физическое
здоровье
детей.
У
несовершеннолетних, которые принимают активное участие в различных мероприятиях,
наблюдается
повышение
эмоционального
фона,
развиваются
коммуникативные
способности. Участие в различных конкурсах, викторинах и праздниках, посещение
музеев,
театров,
спортивных
мероприятий
способствуют
единению,
сплочению,
установлению взаимопонимания между воспитанником и воспитателем СВГ, а также
приобщают несовершеннолетних к культурным ценностям общества.
Специалисты отделения СВГ: старший воспитатель, педагог-психолог, социальный
педагог в ходе реабилитации сопровождают не только воспитанников и членов их семей,
но и воспитателей семейно-воспитательной группы. Они помогают установить контакт с
воспитанником, узнать его характер и психологические особенности, определить
педагогический стиль воспитания, сформировать эмоциональную близость. Осуществляя
психолого-педагогическое сопровождение СВГ, помогают справиться с проблемами во
взаимоотношениях
с
воспитанником,
возможными
эмоционально-напряжёнными
и
сложными ситуациями, дают воспитателю СВГ конкретные рекомендации по вопросам
реабилитации, обучения и развития ребёнка.
Специалисты Центра тщательно относятся к подбору кандидатов в воспитатели
семейной
группы.
Потенциальных
воспитателей
СВГ
знакомят
с
требованиями,
предъявляемыми к воспитателю СВГ, объясняют, как можно взять ребёнка в семью, какие
условия и документы необходимы.
Специалисты
отделения
семейно-воспитательных
групп
выясняют
психологические особенности личности воспитателя, мотивы, по которым он собирается
взять ребенка. Потенциальные воспитатели проходят углублённую диагностику и
получают заключение о соответствии личностных качеств, требованиям, предъявляемым к
данной должности и его совместимости с воспитанником. Будущие воспитатели проходят
специальное обучение, для этого в отделении создана «Программа отбора и подготовки
кандидатов в воспитатели семейно-воспитательных групп».
Учитывая, что для создания семейной воспитательной группы, воспитателю
профессиональное педагогическое образование не обязательно, а человеческие качества,
любовь к детям и знания в области воспитания детей необходимы, воспитатели семейно-
воспитательных групп проходят непрерывное обучение на заседаниях методических
объединений, во время тематических консультаций и консультирования в ходе выполнения
текущей деятельности.
Методическое сопровождение подкреплено библиотечкой воспитателя, где, в
частности, можно узнать, что делать, если ребёнок плачет, как справиться с проблемами
адаптации
и
воспитания,
возрастные
особенности
детей,
приёмы
и
методы
взаимодействия с ребёнком, в том числе с детьми, имеющими специфические, личностные
и поведенческие особенности. Для методического обеспечения деятельности СВГ
разработан и выпущен цикл методических материалов для родителей-воспитателей и
специалистов, сопровождающих деятельность семейно-воспитательных групп. Более 15
выпусков Библиотечки «Ребёнок в замещающей семье. Советы воспитателям и
родителям» отвечают на наиболее востребованные вопросы семейного воспитания:
«Семейные правила и договоры», «Специфические трудности в воспитании детей», «Дети
и деньги», «Особенности воспитания подростков» и др. Выпуски сборников для
воспитателей СВГ дают информацию о возрастных особенностях и особенностях
психического развития детей, даются советы по подготовке принятия ребёнка в семейную
группу, освещают эффективные подходы к воспитанию ребёнка и взаимодействию с ним,
предлагаются рекомендации по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в
социуме.
Анализируя
проделанную
работу,
специалисты
отмечают,
что
за
период
реабилитации в условиях СВГ у детей значительно обогащаются знания об окружающем
мире,
пополняется
словарный
запас,
развиваются
коммуникативные
навыки,
у
воспитанников школьного возраста восполняются пробелы в знаниях по большинству
школьных предметов. Также активно формируются санитарно-бытовые и трудовые
навыки,
актуализируется
творческий
потенциал.
Дети
продвигаются
в
своём
эмоциональном развитии: они ощущают себя более эмоционально благополучными,
способны самостоятельно выполнять положительные социальные роли в семье, классе. У
них в меньшей степени проявляются нарушения в поведении. Практически у каждого
ребенка,
которые
прошли
реабилитацию
в
семейных
воспитательных
группах,
сформированы социально-значимые навыки, воспитанники могут корректировать своё
поведение в зависимости от социальной ситуации, они эмоционально проживают
встретившиеся на их пути жизненные проблемы, приобретая индивидуализированный
опыт их решения.
Приобретённый
опыт
социализации
несовершеннолетних
в
семейной
воспитательной группе благотворно влияет и на морально-психологическое состояние
ребёнка после его возвращения в кровную семью. В большинстве случаев они не теряют
закреплённые навыки, то есть способны самостоятельно за собой ухаживать, могут
организовать свой досуг, помогать родителям по хозяйству, присматривать за младшими
братьями и сёстрами, уважать труд взрослых, ценить моменты, проведённые с семьёй.
Как
показывает
практика,
родители
детей,
находившихся
ранее
в
СВГ,
положительно
отзываются
о
периоде,
когда
их
ребенок
проживал
в
семейной
воспитательной группе. Они отмечают, что дети стали менее конфликтными, более
общительными, овладели
культурно-гигиеническими навыками, у них появились
интересы к различным видам деятельности. Свои отклики и пожелания они пишут в
«Книге отзывов».
Таким
образом,
семейно-воспитательная
группа,
являясь
структурным
подразделением детского социозащитного центра, обеспечивает ребёнку гарантии по
защите его прав и законных интересов, реализуя приоритетное право жить и
воспитываться в семье, отличающаяся временным характером и договорным способом
оформления
отношений,
обеспечивая
для
детей,
находящихся
в
социально-
реабилитационном центре, условия семейного воспитания, наиболее оптимальные для
реабилитации и социальной адаптации ребенка.