Напоминание

Семейно-воспитательная группа как форма социальной реабилитации в детском социозащитном учреждении


Авторы: Егорова Надежда Константиновна, Полякова Алена Андреевна
Должность: заведующий отделением, старший воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО ЯО СРЦ "Наставник"
Населённый пункт: Рыбинск
Наименование материала: статья
Тема: Семейно-воспитательная группа как форма социальной реабилитации в детском социозащитном учреждении
Раздел: дополнительное образование





Назад




СЕМЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ГРУППА КАК ФОРМА

СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ДЕТСКОМ СОЦИОЗАЩИТНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Егорова Н. К. заведующий отделением

семейно-воспитательных групп

ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник»

Полякова А.А. старший воспитатель

семейно-воспитательных групп

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития

Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении рекомендаций по

организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних,

нуждающихся в социальной реабилитации» в структуре этих учреждений могут

создаваться семейные воспитательные группы. Так в 2006 году в ГКУ СО ЯО СРЦ

«Наставник» создано и по настоящее время действует отделение семейно-воспитательных

групп (СВГ).

Отделение СВГ обеспечивает оптимальные условия для социальной адаптации,

воспитания

и

социально-психологической

реабилитации

воспитанника

детского

социозащитного центра в условиях семьи.

На

сопровождении

специалистов

отделения

семейно-воспитательных

групп

находятся несовершеннолетние и их семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в

социально-опасном положении, дети из семей с наличием внутрисемейного конфликта.

Сложность и комплексность социальных проблем таких семей часто вызывают

ситуации, когда жизненный статус ребёнка ещё не определён и непонятно, вернётся ли

ребёнок в семью, или начнётся длительный процесс по ограничению (лишению)

родителей прав. В такой непростой период для детей, когда решается их судьба, семейно-

воспитательная группа даёт ребёнку чувство безопасности и защищённости, а семейное

воспитание поддержку, формирование базовой культуры, усвоение главных социальных

ролей и способствует социальному самоопределению ребёнка, а также может помочь

избежать отрицательный опыт своих родителей и оказывает позитивное влияние в

компенсации последствий депривации различной направленности.

Семейная воспитательная группа рассматривается как новая форма социальной

реабилитации несовершеннолетних, затронутыми проблемой семейного неблагополучия,

при которой дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают и получают

социальные услуги в заботливой семейной обстановке.

При этом, социальная реабилитация именно в семейно-воспитательной группе в

полной мере:

даёт возможность формирования грамотных представлений о семейных ролях,

традициях, взаимосвязях;

повышает уровень социальной компетентности и социализации воспитанников;

удовлетворяет потребности детей в заботе и внимании взрослого;

способствует преодолению страха, тревожности, агрессии у детей;

формирует адекватное самовосприятие и самооценку у несовершеннолетнего;

корректирует отношение ребёнка к себе, к реальности, к другим людям.

Особенности, отличающие деятельность отделения семейно-воспитательных групп

от других, являются такие, как:

1.

Воспитанники

проходят

социальную

реабилитацию

в

семейных

условиях

воспитателя СВГ.

2.

организация

комплекса

мероприятий,

направленных

на

создание

семейно-

воспитательных групп: подготовка кандидатов-воспитанников и кандидатов-

воспитателей

в

СВГ

на

основе

комплексной

диагностики

совместимости

кандидатов;

3.

специалисты отделения сопровождают социально-реабилитационный процесс,

оказывая

консультативную

и

иные

виды

помощи

воспитателю

семейно-

воспитательной группы.

Базой для создания семейно-воспитательной группы является реальная семья

российских граждан, которая берёт на себя заботу о воспитаннике СРЦ и осуществляет её

при

активной

поддержке

специалистов

социально-реабилитационного

центра.

В

социально-реабилитационном центре разработано положение о семейной-воспитательной

группе, которое включает в себя общее положение, порядок создания группы, права и

обязанности членов группы, а также все необходимые правовые документы.

Для

воспитания

несовершеннолетнего

в

семье

воспитателя

не

требуется

установление опеки, так как ребёнок продолжает оставаться в статусе воспитанника

учреждения, а воспитатель в статусе сотрудника СРЦ. Воспитатель СВГ является

сотрудником центра и может взять в свой дом от 1 до 3 воспитанников, он получает

зарплату, а воспитанник получает соответствующее нормам снабжения обеспечение.

Работа воспитателя СВГ носит временный характер и отличается договорным способом

оформления отношений. Воспитанники при этом продолжают оставаться под полным

патронажем социально-реабилитационного центра.

Ребёнок, попавший в нормальную домашнюю обстановку, становится активным

участником усвоения семейного опыта посредством взаимодействия и общения с

воспитателем, его детьми и родственниками. У ребёнка появляется возможность увидеть и

почувствовать на себе положительный опыт здоровых семейных взаимоотношений.

Пребывание воспитанника в новых семейных условиях, безусловно, позитивный

процесс,

уникальный

опыт

социализации

в

домашней

обстановке

обеспечивает

качественный рост в интеллектуальном, эмоциональном развитии ребёнка и его

положительной социализации.

Воспитание в домашних условиях, в группах с небольшим количеством детей,

позволяет проводить индивидуальную работу с каждым воспитанником в соответствии с

индивидуальной программой по направлениям: сформированность трудовых навыков и

навыков самообслуживания; общение со сверстниками и взрослыми; развитие основного

вида деятельности; формирование социально-приемлемого поведения; организация

досуга. Например, таким навыкам как готовить, стирать, убирать в стенах учреждения не

всегда возможно, а в семейных условиях воспитанники приобретают навыки ведения

домашнего хозяйства, а также учатся заботиться о домашних растениях и животных.

В период пребывания в СВГ именно воспитатель ежедневно взаимодействует с

ребёнком, от его компетенции зависит эффективность процесса реабилитации. Поэтому в

своей

работе

воспитатели

используют

разнообразные

формы

и

методы,

ищут

индивидуальный подход к каждому ребёнку. В свою очередь специалисты отделения

семейно-воспитательных

групп

осуществляют

над

воспитанником

постоянный

медицинский, психологический и социально-педагогический патронаж; обеспечивают

досуг воспитанника семейной воспитательной группы наравне с воспитанниками Центра

(летний и зимний каникулярный отдых, спортивно-массовые мероприятия и т.д.).

Досуг служит одним из параметров качества жизни. Любимые занятия в часы

досуга

поддерживают

эмоциональное

и

физическое

здоровье

детей.

У

несовершеннолетних, которые принимают активное участие в различных мероприятиях,

наблюдается

повышение

эмоционального

фона,

развиваются

коммуникативные

способности. Участие в различных конкурсах, викторинах и праздниках, посещение

музеев,

театров,

спортивных

мероприятий

способствуют

единению,

сплочению,

установлению взаимопонимания между воспитанником и воспитателем СВГ, а также

приобщают несовершеннолетних к культурным ценностям общества.

Специалисты отделения СВГ: старший воспитатель, педагог-психолог, социальный

педагог в ходе реабилитации сопровождают не только воспитанников и членов их семей,

но и воспитателей семейно-воспитательной группы. Они помогают установить контакт с

воспитанником, узнать его характер и психологические особенности, определить

педагогический стиль воспитания, сформировать эмоциональную близость. Осуществляя

психолого-педагогическое сопровождение СВГ, помогают справиться с проблемами во

взаимоотношениях

с

воспитанником,

возможными

эмоционально-напряжёнными

и

сложными ситуациями, дают воспитателю СВГ конкретные рекомендации по вопросам

реабилитации, обучения и развития ребёнка.

Специалисты Центра тщательно относятся к подбору кандидатов в воспитатели

семейной

группы.

Потенциальных

воспитателей

СВГ

знакомят

с

требованиями,

предъявляемыми к воспитателю СВГ, объясняют, как можно взять ребёнка в семью, какие

условия и документы необходимы.

Специалисты

отделения

семейно-воспитательных

групп

выясняют

психологические особенности личности воспитателя, мотивы, по которым он собирается

взять ребенка. Потенциальные воспитатели проходят углублённую диагностику и

получают заключение о соответствии личностных качеств, требованиям, предъявляемым к

данной должности и его совместимости с воспитанником. Будущие воспитатели проходят

специальное обучение, для этого в отделении создана «Программа отбора и подготовки

кандидатов в воспитатели семейно-воспитательных групп».

Учитывая, что для создания семейной воспитательной группы, воспитателю

профессиональное педагогическое образование не обязательно, а человеческие качества,

любовь к детям и знания в области воспитания детей необходимы, воспитатели семейно-

воспитательных групп проходят непрерывное обучение на заседаниях методических

объединений, во время тематических консультаций и консультирования в ходе выполнения

текущей деятельности.

Методическое сопровождение подкреплено библиотечкой воспитателя, где, в

частности, можно узнать, что делать, если ребёнок плачет, как справиться с проблемами

адаптации

и

воспитания,

возрастные

особенности

детей,

приёмы

и

методы

взаимодействия с ребёнком, в том числе с детьми, имеющими специфические, личностные

и поведенческие особенности. Для методического обеспечения деятельности СВГ

разработан и выпущен цикл методических материалов для родителей-воспитателей и

специалистов, сопровождающих деятельность семейно-воспитательных групп. Более 15

выпусков Библиотечки «Ребёнок в замещающей семье. Советы воспитателям и

родителям» отвечают на наиболее востребованные вопросы семейного воспитания:

«Семейные правила и договоры», «Специфические трудности в воспитании детей», «Дети

и деньги», «Особенности воспитания подростков» и др. Выпуски сборников для

воспитателей СВГ дают информацию о возрастных особенностях и особенностях

психического развития детей, даются советы по подготовке принятия ребёнка в семейную

группу, освещают эффективные подходы к воспитанию ребёнка и взаимодействию с ним,

предлагаются рекомендации по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в

социуме.

Анализируя

проделанную

работу,

специалисты

отмечают,

что

за

период

реабилитации в условиях СВГ у детей значительно обогащаются знания об окружающем

мире,

пополняется

словарный

запас,

развиваются

коммуникативные

навыки,

у

воспитанников школьного возраста восполняются пробелы в знаниях по большинству

школьных предметов. Также активно формируются санитарно-бытовые и трудовые

навыки,

актуализируется

творческий

потенциал.

Дети

продвигаются

в

своём

эмоциональном развитии: они ощущают себя более эмоционально благополучными,

способны самостоятельно выполнять положительные социальные роли в семье, классе. У

них в меньшей степени проявляются нарушения в поведении. Практически у каждого

ребенка,

которые

прошли

реабилитацию

в

семейных

воспитательных

группах,

сформированы социально-значимые навыки, воспитанники могут корректировать своё

поведение в зависимости от социальной ситуации, они эмоционально проживают

встретившиеся на их пути жизненные проблемы, приобретая индивидуализированный

опыт их решения.

Приобретённый

опыт

социализации

несовершеннолетних

в

семейной

воспитательной группе благотворно влияет и на морально-психологическое состояние

ребёнка после его возвращения в кровную семью. В большинстве случаев они не теряют

закреплённые навыки, то есть способны самостоятельно за собой ухаживать, могут

организовать свой досуг, помогать родителям по хозяйству, присматривать за младшими

братьями и сёстрами, уважать труд взрослых, ценить моменты, проведённые с семьёй.

Как

показывает

практика,

родители

детей,

находившихся

ранее

в

СВГ,

положительно

отзываются

о

периоде,

когда

их

ребенок

проживал

в

семейной

воспитательной группе. Они отмечают, что дети стали менее конфликтными, более

общительными, овладели

культурно-гигиеническими навыками, у них появились

интересы к различным видам деятельности. Свои отклики и пожелания они пишут в

«Книге отзывов».

Таким

образом,

семейно-воспитательная

группа,

являясь

структурным

подразделением детского социозащитного центра, обеспечивает ребёнку гарантии по

защите его прав и законных интересов, реализуя приоритетное право жить и

воспитываться в семье, отличающаяся временным характером и договорным способом

оформления

отношений,

обеспечивая

для

детей,

находящихся

в

социально-

реабилитационном центре, условия семейного воспитания, наиболее оптимальные для

реабилитации и социальной адаптации ребенка.



В раздел образования