Напоминание

"Открытие шарообразности Земли".


Автор: Сидорова Ульяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова"
Населённый пункт: с. Бердигестях, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Разработка урока по ФГОС Окружающий мир. 2 кл.
Тема: "Открытие шарообразности Земли".
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа им. С.П.Данилова» МР «Горный улус» РС (Я)
Разработка урока по ФГОС

Окружающий мир. 2 кл.
Учитель начальных классов Сидорова Ульяна Николаевна. Бердигестях 2016.

Автор:
Учитель начальных классов Сидорова Ульяна Николаевна. Республика Саха (Якутия), Горный улус, с.Бердигестях, МОУ «Бердигестяхская начальная общеобразовательная школа».
Урок по предмету «Окружающий мир».

класс 2.

Тема: «Открытие шарообразности Земли».

Планируемые результаты:

Предметные:
сформировать у детей первоначальное представление о форме Земли и её величине, используя при этом глобус, открытки. Развитие у детей творческой мысли, наблюдательности, понимания красоты природы.
Метапредметные:
 регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, выполнять учебные действия в материале, решение в уме.  познавательные – осуществлять поиск нужной информации, используя знаки, схемы, высказываться в устной и письменной формах.  коммуникативные – допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, уметь договариваться, приходить к общему решению. Владеть монологической и диалогической формами речи, контролировать действия партнёра.  личностные - ориентация на понимание причин успеха в учёбе, интерес к новому учебному материалу. Эмпатия – понимание чувств других.
Оборудование:
таблица, открытки, глобус, рисунки, схемы, знаки, тестовые задания.
Ход урока.

Этап и цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1. Организационный момент.

Ц е л ь :
р а з в и т и е у д е т е й т в о р ч е с к о й м ы с л и , наблюдательности, понимания красоты природы. Давайте улыбнёмся друг другу.
а) Минутка календаря.

б)
Д а в а й т е с д е л а е м Ко нт р ол иру ют и п р и необходимости к о р р е к т и р у ю т с в о и действия Га л я – С е год н я 2 0 января, четверг, tº воздуха - 34º, днём - 28º, осадков н е н а б л ю д а е т с я , переменная облачность, ветер юго-западный. Умение проверить себя на предмет готовности к уроку.
Индукция (побуждение к уроку).
2. Повторение пройденного.

Цель:
готовность и осознание п о т р е б н о с т и к а к т и в н о й познавательной деятельности небольшо е л и р и ч е с ко е отступление. Иногда перед уроками нам п р и я т н о с л у ш а т ь выученные стихотворения.
в)
На доске схема, Разминка. Наш урок состоит из 3-х частей. I ч. - разминка, которая посвящена неделе естествознания; II ч . – повторение темы по ОБЖ; III ч. – открытие нового. - ♂ красный – наша малая родина Горный улус, (мы в каком улусе живём?) - сколько всего наслегов? - главное село? Наш глава? - ♂ розовый – наша родная республика; - в составе какой страны? - с т о л и ц а н а ш е й республики? - сколько всего улусов? - г л а в н а я р е к а ? Президент? - ♂ голубой – н а ш а большая родина – Россия; - с толица Ро с с и и ? Президент? - ☼ разноцветный – мир; - столица Франции? - столица Англии? Китая? - У нас проходит неделя естествознания ( о к р у ж а ю щ е г о м и р а ) . Теперь мы наше время немножко посвятим этому событию и проведём наш любимый блиц – турнир. 1. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел) 2. Кто к зиме собирается в стаи? (волк) 3. Какое отчество у лисы? (Патрикеевна) 4. Год какого животного наступил? 5. Птенцы какой птицы не з н а ю т с в о е й м а т е р и ? (кукушки) 6 . Ч т о ж и в о т н ы м страшнее – холод или голод? (голод) 7. У кого ухо на ноге? (у кузнечика) 8. Что такое Луна? (спутник Земли) Сеня – И.Пивоварова «Как я считал» (Декл.стихотворения) Вспоминают, систематизируют, расширяют кругозор. Умение анализировать, развивать память, внимание.
9. Любимое лакомство аиста и цапли? (лягушка) 10.Не зверь, не птица, нос как спица? (комар) 1 1 . К т о б ы л п е р в ы м человеком, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин) 12.Любимое лакомство медведя? (мёд) 1 3 . Ка к и х п т и ц л юд и и с п о л ь з о в а л и к а к почтальонов? (голубей) 14.В иголках словно ёж? Как называется рыба? (ерш) 15.Какую форму имеет солнце? (форму шара)
3. Закрепление изученного по

ОБЖ.

Цель:
развивать речь, творческие способности, закреплять коммуникативные навыки, умение анализировать, делать выводы. Несомненно, дети, в вашей жизни нередко бывает, что вы остаётесь дома одни. На предыдущем уроке мы говорили об этом. В ы в с е з а п о м н и л и о правилах безопасности, в которых нужно проявить р е ш и т е л ь н о с т ь и находчивость. Мы покажем 3 сценки, в них будут заняты 2 – 3 человека. О с т а л ь н ы е п о т о м э т и ситуации обсудите. С и т у а ц и я п е р в а я . (спички, утюг, лак) Мать уходя на работу, предупреждает детей. Саша р е ш и л ч т о - н и б у д ь смастерить из спичек. Он сложил из них домик. (Саша делает это.) Тем временем Света гладит электрическим утюгом кофточку. Серёжа зовёт сестру посмотреть, как он будет устраивать пожар. Ч т о д е т и с д е л а л и неправильно? (обсуждение → делают выводы) - н е л ь з я и г р ат ь с о спичками; - э л е к т р и ч е с к и м и п р и б о р а м и м а л е н ь к и м детям пользоваться нельзя; Ситуация вторая. Люба хочет с д е л ат ь причёску, как у мамы. Она берёт лак для волос и брызжет на чёлочку. - без взрослого нельзя пользоваться химическими веществами, глаза должна Учащиеся инсценируют ситуации. По ходу делают выводы. Развитие творческих с п о с о б н о с т е й и коммуникативных навыков.
закрыть. Ситуация третья. Дома Маша одна. Кто-то стучит. Девочка открывает дверь. Входит женщина. Маша растеряна. Женщина просит воды. Девочка идёт за водой. Женщина крадёт телефон и кошелёк. - нельзя открывать дверь, не узнав, кто стоит за дверью; - н е л ь з я в е р и т ь незнакомым, оставив её одну и идти за водой.
Физпауза –

интеллектуальный массаж.
Д а в а й т е н е м н о ж к о о т д о х н ё м и с д е л а е м интеллектуальный массаж, чтобы у нас отдохнул мозг, умственные способности развивались и работали. Этот массаж разработал Фриц Ауглиц, швейцарский д е т с к и й п с и х о л о г , профессор. 1. О т т я н у т ь у ш и вперёд – назад. (10 раз) 2. М а с с а ж ш е и круговыми движениями пальцев. 3. М а с с а ж л б а и подбородка к ру го в ы м и движениями, как бы рисуем круги. 4. М а с с а ж в е к . С к л а д ы в а е м п а л ь ц ы ножницами и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 5. М а с с а ж н о с а . Подушечками указательных п а л ь ц е в н а ж и м а е м о т переносицы до крыльев носа. 6. Движение челюстью слева направо и наоборот. Учащиеся выполняют упражнения. Оздоровление организма, самомассаж.
4. Открытие нового.

Ц е л ь :
сформировать у детей первоначальное представление о форме Земли и её величине, используя при этом глобус, открытки. 1.Индукция. а) Словесный диктант. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. - найдите название планет т. р.; - назовите планету, на которой есть жизнь. Земля – орф огра мма , безударные гласные в Ученики работают в тетради. Ученик работает на д о с к е . О с т а л ь н ы е работают в парах и делают взаимопроверку. Продолжить формирование о п ы т а в правописании слов и умения подбирать проверочное слово.
корне, проверяемая ударением, проверочное слово – зéмли. Будем говорить о земле, о форме земли. 2 . П р а к т и к а п о д руководством учителя. Слово учителя - Земля, на которой мы живём, имеет форму шара. Но заметить это трудно. Поэтому люди долгое время считали, что Земля плоская, а сверху, как колпаком, покрыта небесным сводом. Некоторые думали, что З е м л я л е ж и т н а т р ё х огромных китах. Д р е в н и е е г и п т я н е считали, что Земля – это л е ж а щ ий б о г, из т е л а которого растут деревья и растения. Они верили, что небо представляет собой о г р о м н у ю б о г и н ю , наклонившуюся над землёй, а з в ё з д ы – э т о драгоценности на её платье. Древние греки думали, что Земля – это плоский диск, плавающий на воде, а небо – купол, который поддерживает бог по имени Атлант. В д а л ь н е й ш е м л юд и п о л у ч и л и м н о г о доказательств шарообразности Земли. Первым решил разобраться знаменитый г р е ч е с к и й у ч ё н ы й А р и с т о т е л ь (портрет). Учёный проделал огромную работу. (на доске I факт. Корабль уходит из гавани) б) Чтение текста – стр. 69. Портрет Магеллана. - Теперь мы знаем, что живём на круглом шаре, в р а щ а ю щ е м с я в космическом пространстве. Никто с него не падает потому, что нас удерживает сила притяжения. Когда учёные установили, что Земля имеет форму ша ра , они с де ла ли е ё модель, уменьшив размеры в десятки миллионов раз. Э т у м о д е л ь н а з в а л и г л о б у с о м . Г л о б у с Работают по учебнику. У ч е н и к и ч и т а ю т , в п р о ц е с с е ч т е н и я отрабатывается понимание прочитанного.
изображает форму Земли и её поверхность. - каким годом объявлен 2011 год? (год космонавтики. Со времени первого полёта в космос прошло 50 лет. Год юбилейный.) 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал ко сми че ск и й к о р а б л ь – с п у т н и к «Восток», пилотируемый Ю.А.Гагариным. Он сделал всего один виток вокруг Земли, который длился 108 минут (1 час 48 мин.) и открыл новую эру – эру п о л ё т о в ч е л о в е к а в космическое пространство. К о с м о н а в т ы е щ ё р а з доказали о шарообразности З е м л и . О н и сфотографировали Землю с космических кораблей. С большой высоты отчётливо видно, что Земля – шар. в) Социализация. (работа в группах) Закрепление – тесты. 1. Кто первым доказал шарообразность Земли? а)Демокрит; б)Аристотель; в) Сократ. 2. Экспедиция какого путешественника первым обогнул Земной шар? а)Колумб; б)Васко да Гама; в) Магеллан. 3. На каком корабле Юрий Гагарин облетел вокруг Земли? а)«Восход»; б)«Союз»; в) «Восток». 4. Какие из этих слов не являются названием планет? а) Луна; б) Юпитер; в) Солнце; г) Земля. 5. Как переводится слово и з г р е ч е с к о г о с л о в а горизонт? а) ограничивающий; б) шарообразный. Учащиеся работают в группах. Заполняют тесты. По завершению работы ведётся самопроверка. Гр у п п ы о ц е н и в а ю т работы других г ру п п знаками. Развитие памяти, внимания, р еч и , закрепление коммуникативных навыков, умение слушать и слышать.

5. Подведение итогов урока.

а) рефлексия деятельности.

б) домашнее задание на

выбор.

в) итог.
- Считаете ли вы сведения, пол у ч е нны е на у р о к е , важными для вас? - подготовить сообщение о Ю.Гагарине; - н а й т и и п р и н е с т и и н ф о р м а ц и ю о путешественнике Магеллане. З а в е р ш и м н а ш у р о к п р о с л у ш и в а н и е м с л о в первого космонавта. Когда Юрий Га г а р и н вернулся на Землю после своего полёта, он написал такие строки: «Облетев Землю в корабле, я увидел к а к п р е к р а с н а н а ш а пла не т а ! Люди, буд е м хранить и приумножать эту планету, а не разрушать её!» Учащиеся высказывают свои мнения. Осознанность в о с п р и я т и я и самостоятельности воспроизведения детьми учебного материала. Овладение новыми приемами запоминания. Формирование способности м ы ш л е н и я к осуществлению операций обобщающего характера.


В раздел образования