Автор: Сидорова Ульяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова" Населённый пункт: с. Бердигестях, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Разработка урока по ФГОС Окружающий мир. 2 кл. Тема: "Открытие шарообразности Земли". Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа им. С.П.Данилова»
МР «Горный улус» РС (Я)
Разработка урока по ФГОС
Окружающий мир. 2 кл.
Учитель начальных классов
Сидорова Ульяна Николаевна.
Бердигестях 2016.
Автор:
Учитель начальных классов Сидорова Ульяна Николаевна.
Республика Саха (Якутия), Горный улус, с.Бердигестях,
МОУ «Бердигестяхская начальная общеобразовательная школа».
Урок по предмету «Окружающий мир».
класс 2.
Тема: «Открытие шарообразности Земли».
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о форме Земли и её
величине, используя при этом глобус, открытки. Развитие у детей творческой мысли,
наблюдательности, понимания красоты природы.
Метапредметные:
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия, выполнять учебные действия в материале, решение
в уме.
познавательные – осуществлять поиск нужной информации, используя знаки,
схемы, высказываться в устной и письменной формах.
коммуникативные – допускать существование различных точек зрения, учитывать
разные мнения, уметь договариваться, приходить к общему решению. Владеть
монологической и диалогической формами речи, контролировать действия
партнёра.
личностные - ориентация на понимание причин успеха в учёбе, интерес к новому
учебному материалу. Эмпатия – понимание чувств других.
Оборудование: таблица, открытки, глобус, рисунки, схемы, знаки, тестовые задания.
Ход урока.
Этап и цель урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты
1. Организационный момент.
Ц е л ь : р а з в и т и е
у
д е т е й
т в о р ч е с к о й
м ы с л и ,
наблюдательности,
понимания
красоты природы.
Давайте улыбнёмся друг
другу.
а) Минутка календаря.
б)
Д а в а й т е
с д е л а е м
Ко нт р ол иру ют
и
п р и
необходимости
к о р р е к т и р у ю т
с в о и
действия
Га л я
–
С е год н я
2 0
января, четверг, tº воздуха
- 34º, днём - 28º, осадков
н е
н а б л ю д а е т с я ,
переменная
облачность,
ветер юго-западный.
Умение
проверить
себя
на
предмет
готовности к уроку.
Индукция (побуждение к
уроку).
2. Повторение пройденного.
Цель: готовность и осознание
п о т р е б н о с т и
к
а к т и в н о й
познавательной деятельности
небольшо е
л и р и ч е с ко е
отступление.
Иногда
перед
уроками нам
п р и я т н о
с л у ш а т ь
выученные стихотворения.
в) На доске схема,
Разминка.
Наш урок состоит из 3-х
частей. I
ч.
-
разминка,
которая
посвящена
неделе
естествознания; II
ч .
–
повторение
темы
по
ОБЖ;
III ч. – открытие нового.
- ♂ красный – наша малая
родина Горный улус, (мы в
каком улусе живём?)
- сколько всего наслегов?
-
главное
село?
Наш
глава?
-
♂
розовый
–
наша
родная республика;
- в составе какой страны?
-
с т о л и ц а
н а ш е й
республики?
- сколько всего улусов?
-
г л а в н а я
р е к а ?
Президент?
-
♂
голубой
–
н а ш а
большая родина – Россия;
-
с толица
Ро с с и и ?
Президент?
- ☼ разноцветный – мир;
- столица Франции?
- столица Англии? Китая?
- У нас проходит неделя
естествознания
( о к р у ж а ю щ е г о
м и р а ) .
Теперь
мы
наше
время
немножко
посвятим
этому
событию и
проведём наш
любимый блиц – турнир.
1. Какую птицу называют
лесным доктором? (дятел)
2. Кто к зиме собирается в
стаи? (волк)
3. Какое отчество у лисы?
(Патрикеевна)
4.
Год какого животного
наступил?
5. Птенцы какой птицы не
з н а ю т
с в о е й
м а т е р и ?
(кукушки)
6 .
Ч т о
ж и в о т н ы м
страшнее
–
холод
или
голод? (голод)
7. У кого ухо на ноге? (у
кузнечика)
8.
Что
такое
Луна?
(спутник Земли)
Сеня – И.Пивоварова «Как
я считал»
(Декл.стихотворения)
Вспоминают,
систематизируют,
расширяют кругозор.
Умение
анализировать,
развивать
память,
внимание.
9.
Любимое
лакомство
аиста и цапли? (лягушка)
10.Не зверь, не птица, нос
как спица? (комар)
1 1 . К т о
б ы л
п е р в ы м
человеком,
полетевшим
в
космос? (Юрий Гагарин)
12.Любимое
лакомство
медведя? (мёд)
1 3 . Ка к и х
п т и ц
л юд и
и с п о л ь з о в а л и
к а к
почтальонов? (голубей)
14.В
иголках
словно
ёж?
Как называется рыба? (ерш)
15.Какую
форму
имеет
солнце? (форму шара)
3. Закрепление изученного по
ОБЖ.
Цель: развивать речь,
творческие способности,
закреплять коммуникативные
навыки, умение анализировать,
делать выводы.
Несомненно,
дети,
в
вашей
жизни
нередко
бывает,
что
вы
остаётесь
дома одни. На предыдущем
уроке мы говорили об этом.
В ы
в с е
з а п о м н и л и
о
правилах
безопасности,
в
которых
нужно
проявить
р е ш и т е л ь н о с т ь
и
находчивость. Мы покажем
3
сценки,
в
них
будут
заняты
2
–
3
человека.
О с т а л ь н ы е
п о т о м
э т и
ситуации обсудите.
С и т у а ц и я
п е р в а я .
(спички, утюг, лак)
Мать
уходя
на
работу,
предупреждает детей. Саша
р е ш и л
ч т о - н и б у д ь
смастерить
из
спичек.
Он
сложил из них домик. (Саша
делает
это.)
Тем
временем
Света гладит электрическим
утюгом
кофточку.
Серёжа
зовёт
сестру
посмотреть,
как
он
будет
устраивать
пожар.
Ч т о
д е т и
с д е л а л и
неправильно?
(обсуждение
→
делают
выводы)
-
н е л ь з я
и г р ат ь
с о
спичками;
-
э л е к т р и ч е с к и м и
п р и б о р а м и
м а л е н ь к и м
детям пользоваться нельзя;
Ситуация вторая.
Люба
хочет
с д е л ат ь
причёску, как у мамы. Она
берёт
лак
для
волос
и
брызжет на чёлочку.
-
без
взрослого
нельзя
пользоваться
химическими
веществами,
глаза
должна
Учащиеся
инсценируют
ситуации. По ходу делают
выводы.
Развитие
творческих
с п о с о б н о с т е й
и
коммуникативных
навыков.
закрыть.
Ситуация третья.
Дома Маша одна. Кто-то
стучит.
Девочка
открывает
дверь.
Входит
женщина.
Маша
растеряна.
Женщина
просит воды. Девочка идёт
за
водой.
Женщина
крадёт
телефон и кошелёк.
- нельзя открывать дверь,
не
узнав,
кто
стоит
за
дверью;
-
н е л ь з я
в е р и т ь
незнакомым,
оставив
её
одну и идти за водой.
Физпауза –
интеллектуальный массаж.
Д а в а й т е
н е м н о ж к о
о т д о х н ё м
и
с д е л а е м
интеллектуальный
массаж,
чтобы у нас отдохнул мозг,
умственные
способности
развивались
и
работали.
Этот
массаж
разработал
Фриц Ауглиц, швейцарский
д е т с к и й
п с и х о л о г ,
профессор.
1.
О т т я н у т ь
у ш и
вперёд – назад. (10 раз)
2.
М а с с а ж
ш е и
круговыми
движениями
пальцев.
3.
М а с с а ж
л б а
и
подбородка
к ру го в ы м и
движениями, как бы рисуем
круги.
4.
М а с с а ж
в е к .
С к л а д ы в а е м
п а л ь ц ы
ножницами
и
массируем
верхние и нижние веки, не
закрывая глаз.
5.
М а с с а ж
н о с а .
Подушечками указательных
п а л ь ц е в
н а ж и м а е м
о т
переносицы
до
крыльев
носа.
6.
Движение
челюстью
слева
направо
и
наоборот.
Учащиеся
выполняют
упражнения.
Оздоровление
организма,
самомассаж.
4. Открытие нового.
Ц е л ь : сформировать
у
детей
первоначальное
представление
о форме Земли и её величине,
используя
при
этом
глобус,
открытки.
1.Индукция.
а) Словесный диктант.
Меркурий, Венера, Земля,
Марс,
Юпитер,
Сатурн,
Уран, Нептун.
- найдите название планет
т. р.;
-
назовите
планету,
на
которой есть жизнь.
Земля
–
орф огра мма ,
безударные
гласные
в
Ученики
работают
в
тетради.
Ученик
работает
на
д о с к е .
О с т а л ь н ы е
работают в парах и делают
взаимопроверку.
Продолжить
формирование
о п ы т а
в
правописании
слов
и умения подбирать
проверочное слово.
корне, проверяемая
ударением,
проверочное
слово
–
зéмли.
Будем говорить о земле, о
форме земли.
2 .
П р а к т и к а
п о д
руководством учителя.
Слово учителя
-
Земля,
на
которой
мы
живём, имеет форму шара.
Но
заметить
это
трудно.
Поэтому люди долгое время
считали, что Земля плоская,
а
сверху,
как
колпаком,
покрыта
небесным
сводом.
Некоторые
думали,
что
З е м л я
л е ж и т
н а
т р ё х
огромных китах.
Д р е в н и е
е г и п т я н е
считали,
что
Земля
–
это
л е ж а щ ий
б о г,
из
т е л а
которого
растут
деревья
и
растения.
Они
верили,
что
небо
представляет
собой
о г р о м н у ю
б о г и н ю ,
наклонившуюся над землёй,
а
з в ё з д ы
–
э т о
драгоценности на её платье.
Древние
греки
думали,
что
Земля
–
это
плоский
диск, плавающий на воде, а
небо
–
купол,
который
поддерживает бог по имени
Атлант.
В
д а л ь н е й ш е м
л юд и
п о л у ч и л и
м н о г о
доказательств
шарообразности
Земли.
Первым решил разобраться
знаменитый
г р е ч е с к и й
у ч ё н ы й
А р и с т о т е л ь
(портрет). Учёный проделал
огромную работу. (на доске
I
факт.
Корабль
уходит
из
гавани)
б) Чтение текста – стр. 69.
Портрет Магеллана.
-
Теперь
мы
знаем,
что
живём
на
круглом
шаре,
в р а щ а ю щ е м с я
в
космическом
пространстве.
Никто
с
него
не
падает
потому, что нас удерживает
сила притяжения.
Когда учёные установили,
что
Земля
имеет
форму
ша ра ,
они
с де ла ли
е ё
модель, уменьшив размеры
в
десятки
миллионов
раз.
Э т у
м о д е л ь
н а з в а л и
г л о б у с о м .
Г л о б у с
Работают
по
учебнику.
У ч е н и к и
ч и т а ю т ,
в
п р о ц е с с е
ч т е н и я
отрабатывается понимание
прочитанного.
изображает форму Земли и
её поверхность.
-
каким
годом
объявлен
2011 год?
(год
космонавтики.
Со
времени
первого
полёта
в
космос прошло 50 лет. Год
юбилейный.)
12
апреля
1961
года
с
космодрома
«Байконур»
стартовал
ко сми че ск и й
к о р а б л ь
–
с п у т н и к
«Восток»,
пилотируемый
Ю.А.Гагариным. Он сделал
всего
один
виток
вокруг
Земли, который длился 108
минут
(1
час
48
мин.)
и
открыл
новую
эру
–
эру
п о л ё т о в
ч е л о в е к а
в
космическое
пространство.
К о с м о н а в т ы
е щ ё
р а з
доказали о шарообразности
З е м л и .
О н и
сфотографировали Землю с
космических
кораблей.
С
большой высоты отчётливо
видно, что Земля – шар.
в)
Социализация.
(работа
в группах)
Закрепление – тесты.
1.
Кто
первым
доказал
шарообразность Земли?
а)Демокрит;
б)Аристотель;
в) Сократ.
2.
Экспедиция
какого
путешественника
первым
обогнул Земной шар?
а)Колумб;
б)Васко да Гама;
в) Магеллан.
3. На каком корабле Юрий
Гагарин
облетел
вокруг
Земли?
а)«Восход»;
б)«Союз»;
в) «Восток».
4. Какие из этих слов не
являются названием планет?
а) Луна;
б) Юпитер;
в) Солнце;
г) Земля.
5. Как переводится слово
и з
г р е ч е с к о г о
с л о в а
горизонт?
а) ограничивающий;
б) шарообразный.
Учащиеся
работают
в
группах. Заполняют тесты.
По
завершению
работы
ведётся самопроверка.
Гр у п п ы
о ц е н и в а ю т
работы
других
г ру п п
знаками.
Развитие
памяти,
внимания,
р еч и ,
закрепление
коммуникативных
навыков,
умение
слушать и слышать.
5. Подведение итогов урока.
а) рефлексия деятельности.
б) домашнее задание на
выбор.
в) итог.
- Считаете ли вы сведения,
пол у ч е нны е
на
у р о к е ,
важными для вас?
- подготовить сообщение о
Ю.Гагарине;
-
н а й т и
и
п р и н е с т и
и н ф о р м а ц и ю
о
путешественнике
Магеллане.
З а в е р ш и м
н а ш
у р о к
п р о с л у ш и в а н и е м
с л о в
первого космонавта.
Когда
Юрий
Га г а р и н
вернулся
на
Землю
после
своего
полёта,
он
написал
такие
строки:
«Облетев
Землю в корабле, я увидел
к а к
п р е к р а с н а
н а ш а
пла не т а !
Люди,
буд е м
хранить и приумножать эту
планету, а не разрушать её!»
Учащиеся
высказывают
свои мнения.
Осознанность
в о с п р и я т и я
и
самостоятельности
воспроизведения
детьми
учебного
материала.
Овладение
новыми
приемами
запоминания.
Формирование
способности
м ы ш л е н и я
к
осуществлению
операций
обобщающего
характера.