Напоминание

Открытый урок по русскому языку в 3 классе Падеж имён существительных


Автор: Егорова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Екатериновка
Населённый пункт: м.р.Безенчукский Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по русскому языку в 3 классе Падеж имён существительных
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Предмет

Русский язык

Класс

3

Учитель

Егорова Н.В.

Автор учебника

Кананакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока

«Падеж имен существительных»

Цель

Закрепить

знания

о

системе

падежей

русского языка.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний и

умений

Задачи

Образовательные: отработать алгоритм

определения падежа именисуществительного;

Развивающие: развивать внимание,

монологическую речь, орфографическую

зоркость, творческую активность учащихся,

развивать познавательную активность детей,

интерес, умение наблюдать, сравнивать,

обобщать и делать выводы;

Воспитательные: воспитывать любовь к

родному языку, настойчивость в достижении

цели и уверенность в себе, аккуратность в

работе;

Здоровьесберегающие: работа по

предупреждению и сохранению здоровья

обучающихся: профилактика зрения, осанки,

поддержание интереса к учебе и снижение

утомляемости.

Технологии

Игровые, информационно-

коммуникационные

Оборудование

Ноутбук, доска, карточки,

Основное содержание темы, понятия и

термины

Именительный, родительный, дательный,

винительный, творительный, предложный

падежи. Признаки падежей. Начальная форма

существительного.

Образовательные ресурсы

Книгопечатные: учебник русского языка В.П.

Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК

«Школа России»)

ЦОР: презентация,

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

-

осознание

значимости

отобранного

материала;

-

формирование

своего

отношения

к

учебной задачи и осознание ее значимости;

-

формирование

самооценки

на

основе

критерии

успешности,

адекватное

понимание причин успеха / неуспеха в

учебной деятельности

-

формировать

навыки

самоконтроля

и

взаимопроверки (умение взаимодействовать

со сверстниками) в учебной деятельности;

- целеустремленность и настойчивость в

достижении цели;

- готовность к преодолению трудностей.

- развивать умение адекватно, осознанно и

произвольно строить речевое высказывание

в устной (письменной) речи;

- делать выводы в результате совместной

работы класса и учителя.

Планируемые результаты

-

закрепление

навыка

определения

падежей

имён

существительных,

правописание слов с безударными

гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными

глухими и звонкими согласными, закрепление умения

разбора предложения по членам предложения;

- создание условий для исследовательской деятельности

учащихся;

- выведение алгоритма действий.

Формирование целеустремлённости и настойчивости в

достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к

преодолению трудностей.

Способность строить понятные

для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает

и видит, а что нет. Навыки сотрудничества в разных

ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций

Полно

и

точно

выражать

свои мысли,

владеть

монологичес

кой

и

диалогическ

ой формами

речи,

усидчивость,

дисциплинир

ованность,

умение

находить

выход

из

спорных

ситуаций.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

I.

Мотивация к учебной

деятельности

-

Ребята!

Мы

продолжаем

путешествие в удивительный мир

русского языка.

Откройте тетради, запишите дату

отправления:

Восемнадцатоефевраля. Классная

работа.Не

забывайте

правила

посадки при письме.

-

Сегодня

мы

продолжим

исследовать

наш

родной

русскийязык.

Что

значит

исследовать?

Учитесь с улыбкой, шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет,

боясь

веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки. Вперёд!

В добрый час!

- А начнём мы наш урок с облака

Работают в тетрадях. Следят за

посадкой.

Высказывают своё мнение

-самоопределение к

деятельности - Л;

-смыслообразование- Л;

- целеполагание - П;

- планирование учебного

сотрудничества с учителем и

со сверстниками - К;

- эмоционально

положительное восприятие

учения – Л;

слов.

II.

Актуализация знаний

1.

Словарная

работа

2.Минутка чистописания

Слайд2.

- Прочитайте слова и разделите их

на две группы. Проверьте по

эталону. Эталон Слайд 2.

Сорока

Молоток

Дорога

Молоко

Горох

Около

Воробей

Солома

Огород

Ворона

Минутка чистописания

- Кто скажет, какие

буквосочетания мы будем

прописывать? - оло, оро

Слайд 3

- Посмотрите, как правильно

написать эти буквосочетания и

напишите красиво по образцу по

Читают слова. Делят на группы.

Сверяют с эталоном.

Называют словосочетания

Прописывают словосочетания

- оло, оро

Оценивают себя.

Называют слово «вокруг», определяют

-мыслительные операции

(обобщение, анализ, синтез,

сравнение) – П;

-извлечение необходимой

информации – П;

-выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью – К;

-аргументирование своего

мнения и позиции в

коммуникации- К;

- контроль в форме сличения

способа действия и его

результата с заданным

эталоном – Р;

-поиск и выделение

необходимой информации;

- установление причинно –

2.

Актуализация

необходимых ЗУН

одной строчке. Оцените себя.

-Какое слово не вошло ни в какую

группу? Какой частью речи оно

является?

- Найдите ещё один предлог.

Предлогами какого падежа они

являются?

- Запишите эти предлоги с

существительными из 2-х групп и

запомните их написание.

- Предлагаю найти во

фразеологическом словаре

предложение с новым словарным

словом вокруг (стр.158)

-А что такое фразеологизмы?

Обвести вокруг пальца (ловко

обмануть)

- Спишите этот фразеологизм.

-Слова «вокруг» и «около»

предлоги.

- А какой частью речи являются

остальные слова?

-Давайте повторим всё, что мы

знаем об имени существительном.

- Составим кластер . Работа у

доски.

часть речи.

Около

Определяют падеж. Р.п.

Записывают слова с предлогами.

Вокруг вороны, около дороги

Работают с фразеологическим словарем.

Находят фразеологизм.

Обвести вокруг пальца.

Фразеологизмы – устойчивые фразы,

которые употребляются в переносном

смысле.

Записывают в тетрадь. Выполняют

проверку. Оценивают себя.

Отвечают на вопрос.

- Имена существительные.

Имя существительное – это

(самостоятельная) часть речи,

которая обозначает (предмет) и

отвечает на вопросы (Кто? Что?)

В предложении чаще всего бывает

( подлежащим), (может выступать

второстепенным членом)

Имена существительные изменяются

по (числам). Они могут быть в

единственном и множественном числе.

Бывают (3) родов: мужской, средний,

женский. Одушевленные и

неодушевленные.

следственной связи – П;

-самостоятельное создание

способов решения проблем

творческого и поискового

характера на основе метода

рефлексивной

деятельности .-Р;

-волевая саморегуляция в

затруднении – Р;

- А что такое склонение?

- Я буду вам рассказывать,

а вы попробуете догадаться, кто

является героем моего рассказа

1. Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

- Дайте характеристику

Именительному падежу.

2. Кого же нет?

Я очень беспокоюсь, чего же нет?

Отправлюсь я на поиск

Прошу друзья, скорее помогите!

И как зовут меня, скажите!

- Расскажите о Родительном

падеже.

3. Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу

Отвечают на вопросы.

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

сказать с предлогом «К» порой

дружу

Но и один гулять хожу.

- Дательный падеж - это...

4. Кого винить мне видно сразу!

Пусть каждый здесь

Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну скорей скажите, Как

меня зовут?

- Что вы знаете о Винительном

падеже?

5. Творите чем? Творите с кем?

Я подскажу вам - нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад.

- Расскажите о

Творительном падеже.

6. Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать

О чем мечтаешь и в чем гулять.

- Что вы знаете о

Предложном падеже?

- Герои моего рассказа - падежи.

Они у нас сегодня в гостях.

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

III.

Постановка цели и задач

- Кто – нибудьдогадался, какая у

Определяют тему.

- смыслообразование – Л;

урока.

нас будет тема урока?

- Какую цель мы можем

поставить?

- Чем мы будем заниматься на

уроке?

- Каждому ученику очень важно

научиться изменять

существительные по вопросам и

определять падежи.

- Падежи имен существительных

- Повторить все падежи.

- Упражняться в определении падежей

имен существительных.

- стимулирование к

выражению собственного

мнения – К;

- выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью –К;

IV.

Работа по теме урока.

Обобщение и

систематизация знаний.

- Мы отправляемся дальше, и нас

ждут различные задания.

1. Работа со стихотворением. На

урок к нам заглянул старичок-

моховичок. А почему его так зовут

можно

узнать,

восстановив

стихотворение.

Вставьте

слово

«мох» изменяя форму слова по

смыслу.

Слайд 4

Жил на свете старичок-моховичок,

Из мха он сделал пиджачок,

Он валенки из мха скатал

И сплел он гамачок.

Он мхом зеленым укрывался,

Он

сочным,

нежным

мхом

питался,

Во мхах он жил, и не тужил,

Он мхам спасибо говорил,

Но был он очень одинок

Тот старичок-моховичок.

Изменяют слово «мох»

- использование знаково-

символических средств

(схем, чертежей и др.) – П;

- контроль в форме сличения

способа действия и его

результата с заданным

эталоном – Р;

И

вот

однажды

в

лесу

приключилась бедаи больше не

жить

спокойно

моховичку

никогда.

Старуха-зеленуха

все

падежи из дома выселила, все

перепутались: названия, вопросы,

слова-помощники.

А

обратно

поселить Моховичок падежи на

может.

- Поможем ему, ребята?

2.

Составление

таблицы.

Признаки падежей.

Игра «Дом падежей»

На столах лежит модель «Домика

падежей».

В

конвертах

карточки(названия

падежей,

вопросы, вспомогательные слова,

предлоги)

Класс

делится

на

группы,

вклеивают карточки по модели

Падеж

Вспомога

тельное

слово

Вопросы

3.

Знакомство с правилом.

Учебник стр 58

-

Каждый день нужно узнавать

что-то новое. Сегодня на уроке

закрепления изученного мы узнаем

новую информацию о падежах.

- Откройте учебники на стр. 58 и

прочитайте правило.

«Именительный падеж ед.ч. – это

начальная

форма

имени

существительного.

Все

падежи,

Работа в группах.

По окончании презентуют свою

работу.

Работают с правилом.

Отвечают на вопрос.

Повторяют движения.

- личностная ориентация на

здоровый образ жизни - Л

кроме именительного, называются

косвенными падежами.»

- Кто может сказать, что нового

мы только что узнали?

4. Физминутка

-

Пришло

время

отдохнуть.

«Повторяй движения»

V.

Применение

знаний

и

умений в новой ситуации.

1.

Выполните

упражнение.

Слайд 5.

Поставить

слова

в

начальную

форму, записать в тетрадь.

В деревне, на озере, без отдыха, к

столу, липами, за домом, о лесах.

-

Проверьте

правильность

выполненного задания по эталону

на слайде.

Выполняют задание.

- выражение своих мыслей с

достаточной

полнотой

и

точностью –К;

-

уметь

слушать

в

соответствии

с

целевой

установкой- Р

- планировать свое действие

в

соответствии

с

поставленной задачей- Р

-

осуществлять

самоконтроль – Р

-установление

причинно-

следственных связей – П;

- планирование успешного

сотрудничества – К;

- контроль в форме сличения

способа

действия

и

его

результата

с

заданным

эталоном – Р;

VI.

Включение

в

систему

знаний и повторение.

1. Работа с деформированным

текстом.

-Наша задача усложняется. Мы

работали со словосочетаниями.

Теперь перед нами текст, но в

тексте пропущены слова.

Необходимо определить падежи

имён существительных и вставить

снежинки - карточки на свои

места.

-Завершили работу. Текст общими

усилиями восстановлен. Прочтите

его. Проверьте по эталону.

Я еду по лесуна лыжах. Тихо

стоят деревья. Снежком

покрыты вековые сосны и ели.

Поляну пересекли заячьи следы.

Это беляки пробежали к реке. Там

они лакомятся веточками ив.

Быстро взлетает глухарь. Он

поднял крыльями столб снежной

пыли. В сильные морозы глухари

зарываются в сугроб. Там они и

ночуют. Тепло птицам под снегом.

Работают с деформированным текстом

Определяют падеж существительных.

Восстанавливают предложения.

Читают текст.

Сверяют с эталоном.

Оценивают себя.

-мыслительные операции –

П;

-контроль и оценка способов

своей деятельности -Р;

- контроль в форме сличения

способа действия и его

результата с заданным

эталоном – Р;

VII.

Подведение итогов

- Подошло к концу наше

путешествие. Давайте обобщим

наши знания.

- Скажите, в чем упражнялись мы

на уроке русского языка?

Интерактивная игра «С

Крошкой Енотом и обезьянкой»

Отвечают на вопросы

- структурировать, выделять

главное и второстепенное- П

- адекватно использовать

речь для планирования и

регуляции своей

деятельности - К

- самостоятельно

анализировать условия

- У нас в гостях Крошка Енот и

обезьянка. Они предлагают вам

поиграть и проверить свои знания

о падежах. Будут играть две

команды (два ряда). По очереди

отвечаем на вопросы. Если ответ

неверный, то на карточке будет

написано «Переход хода» и на этот

вопрос отвечает следующий. Если

ответ верный, то на карточке будет

написано «Верно + 1». Кто наберёт

наибольшее количество баллов,

тот будет победителем.

Подведем итог игры.

-Понравилась игра? Крошка Енот

и обезьянка благодарят вас за

правильные ответы. Молодцы!

- Ребята, наше знакомство с

падежами на этом не

заканчивается, они будут нас

сопровождать на протяжении

всего школьного пути. А где вы

думаете, где в жизни могут

пригодиться знания о падежах

- Закончился урок. Все старались.

Дети делятся на две команды по рядам.

Отвечают на вопросы

- Грамотно писать диктанты, написать

письмо, поздравление…

достижения целей на основе

учета выделенных –

- адекватно использовать

речь для планирования и

регуляции своей

деятельности – Л.

VIII.

Рефлексия

- А сейчас попробуем оценить,

насколько мы справились с

изучением темы.

На партах лежат сигнальные

карточки трех цветов.

Проанализируйте свою работу.

Зеленый – уверен, что понял тему

Желтый –знают падежи, но имеют

затруднения с их определением.

Красный – не смог разобраться с

падежами.

-Дома вы ещё потренируетесь в

определении падежей имён

существительных, выполнив

домашнее задание. Эти умения вам

пригодятся на контрольной работе

по теме «Падежи имён

существительных».Упр 104.

Спасибо за урок!

Осуществляют самооценку собственной

учебной деятельности

- контроль своей

деятельности по результату -

Р;

-самооценка на основе

критерия успешности -Л;

- адекватное понимание

успешности или

неуспешности - Л;

- объективная оценка

результатов деятельности –

Р;

- адекватное понимание

оценки взрослого - Р

СПРАВКА

Светлана Викторовнапровела в рамках аттестации на первую квалификационную категорию урок русского языка в 3 классе по теме

«Падеж имен существительных», урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Урок русского языка построен методически правильно. Все этапы урока взаимосвязаны, логически последовательны. Учитель

применяет игровую и информационно-коммуникационные технологии, приемы развития критического мышления учащихся. Чтобы вовлечь

ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий

учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной

деятельности, позволила учащимся раскрыть свои способности, развитию их мышления. В основу построения данного урока

положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач

обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы: составление кластера, поисковая работа,

групповая дискуссия, рефлексивные вопросы. Работа с деформированным предложением актуальна, так как выполняя данное задание у

детей формируется умение правильно говорить, выражать свои мысли. Рефлексия на уроке помогла детям критически оценить свою

деятельность на уроке: увидеть свои достижения, осознать необходимость получения новых знаний, обратить внимание на свои

ошибки.Познавательные, регулятивные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока. Методы обучения и

используемые приемы развития критического мышления послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной

деятельности учащихся. Выбранные методы и приемы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний,

умений и навыков учащихся.

Задания, которые предлагаются детям, давались в игровой форме, они быстро сменяли друг друга. Элемент занимательности заставлял

учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки. На протяжении всего урока учитель использовала:

практические, логические задания, для формирования интереса к предмету.

На уроке применялись ИКТ, велась работа по формированию ИКТ компетентности обучающихся. Учитель активно использует в

работе возможности ЦОР. Использование ЦОР было продумано и оправданно использовано на разных этапах, работало на урок и не

отвлекало детей от работы.

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью,

оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем. Поставленные задачи и план урока удалось

реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

19.02.2020 г. заведующий учебной частью



В раздел образования