Автор: Егорова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Екатериновка
Населённый пункт: м.р.Безенчукский Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по русскому языку в 3 классе Падеж имён существительных
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
Предмет
Русский язык
Класс
3
Учитель
Егорова Н.В.
Автор учебника
Кананакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема урока
«Падеж имен существительных»
Цель
Закрепить
знания
о
системе
падежей
русского языка.
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний и
умений
Задачи
Образовательные: отработать алгоритм
определения падежа именисуществительного;
Развивающие: развивать внимание,
монологическую речь, орфографическую
зоркость, творческую активность учащихся,
развивать познавательную активность детей,
интерес, умение наблюдать, сравнивать,
обобщать и делать выводы;
Воспитательные: воспитывать любовь к
родному языку, настойчивость в достижении
цели и уверенность в себе, аккуратность в
работе;
Здоровьесберегающие: работа по
предупреждению и сохранению здоровья
обучающихся: профилактика зрения, осанки,
поддержание интереса к учебе и снижение
утомляемости.
Технологии
Игровые, информационно-
коммуникационные
Оборудование
Ноутбук, доска, карточки,
Основное содержание темы, понятия и
термины
Именительный, родительный, дательный,
винительный, творительный, предложный
падежи. Признаки падежей. Начальная форма
существительного.
Образовательные ресурсы
Книгопечатные: учебник русского языка В.П.
Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК
«Школа России»)
ЦОР: презентация,
Формирование УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
-
осознание
значимости
отобранного
материала;
-
формирование
своего
отношения
к
учебной задачи и осознание ее значимости;
-
формирование
самооценки
на
основе
критерии
успешности,
адекватное
понимание причин успеха / неуспеха в
учебной деятельности
-
формировать
навыки
самоконтроля
и
взаимопроверки (умение взаимодействовать
со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в
достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей.
- развивать умение адекватно, осознанно и
произвольно строить речевое высказывание
в устной (письменной) речи;
- делать выводы в результате совместной
работы класса и учителя.
Планируемые результаты
-
закрепление
навыка
определения
падежей
имён
существительных,
правописание слов с безударными
гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными
глухими и звонкими согласными, закрепление умения
разбора предложения по членам предложения;
- создание условий для исследовательской деятельности
учащихся;
- выведение алгоритма действий.
Формирование целеустремлённости и настойчивости в
достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к
преодолению трудностей.
Способность строить понятные
для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает
и видит, а что нет. Навыки сотрудничества в разных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций
Полно
и
точно
выражать
свои мысли,
владеть
монологичес
кой
и
диалогическ
ой формами
речи,
усидчивость,
дисциплинир
ованность,
умение
находить
выход
из
спорных
ситуаций.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
Л- личностные
П- познавательные
Р- регулятивные
К- коммуникативные
I.
Мотивация к учебной
деятельности
-
Ребята!
Мы
продолжаем
путешествие в удивительный мир
русского языка.
Откройте тетради, запишите дату
отправления:
Восемнадцатоефевраля. Классная
работа.Не
забывайте
правила
посадки при письме.
-
Сегодня
мы
продолжим
исследовать
наш
родной
русскийязык.
Что
значит
исследовать?
Учитесь с улыбкой, шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет,
боясь
веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки. Вперёд!
В добрый час!
- А начнём мы наш урок с облака
Работают в тетрадях. Следят за
посадкой.
Высказывают своё мнение
-самоопределение к
деятельности - Л;
-смыслообразование- Л;
- целеполагание - П;
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и
со сверстниками - К;
- эмоционально
положительное восприятие
учения – Л;
слов.
II.
Актуализация знаний
1.
Словарная
работа
2.Минутка чистописания
Слайд2.
- Прочитайте слова и разделите их
на две группы. Проверьте по
эталону. Эталон Слайд 2.
Сорока
Молоток
Дорога
Молоко
Горох
Около
Воробей
Солома
Огород
Ворона
Минутка чистописания
- Кто скажет, какие
буквосочетания мы будем
прописывать? - оло, оро
Слайд 3
- Посмотрите, как правильно
написать эти буквосочетания и
напишите красиво по образцу по
Читают слова. Делят на группы.
Сверяют с эталоном.
Называют словосочетания
Прописывают словосочетания
- оло, оро
Оценивают себя.
Называют слово «вокруг», определяют
-мыслительные операции
(обобщение, анализ, синтез,
сравнение) – П;
-извлечение необходимой
информации – П;
-выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью – К;
-аргументирование своего
мнения и позиции в
коммуникации- К;
- контроль в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном – Р;
-поиск и выделение
необходимой информации;
- установление причинно –
2.
Актуализация
необходимых ЗУН
одной строчке. Оцените себя.
-Какое слово не вошло ни в какую
группу? Какой частью речи оно
является?
- Найдите ещё один предлог.
Предлогами какого падежа они
являются?
- Запишите эти предлоги с
существительными из 2-х групп и
запомните их написание.
- Предлагаю найти во
фразеологическом словаре
предложение с новым словарным
словом вокруг (стр.158)
-А что такое фразеологизмы?
Обвести вокруг пальца (ловко
обмануть)
- Спишите этот фразеологизм.
-Слова «вокруг» и «около»
предлоги.
- А какой частью речи являются
остальные слова?
-Давайте повторим всё, что мы
знаем об имени существительном.
- Составим кластер . Работа у
доски.
часть речи.
Около
Определяют падеж. Р.п.
Записывают слова с предлогами.
Вокруг вороны, около дороги
Работают с фразеологическим словарем.
Находят фразеологизм.
Обвести вокруг пальца.
Фразеологизмы – устойчивые фразы,
которые употребляются в переносном
смысле.
Записывают в тетрадь. Выполняют
проверку. Оценивают себя.
Отвечают на вопрос.
- Имена существительные.
Имя существительное – это
(самостоятельная) часть речи,
которая обозначает (предмет) и
отвечает на вопросы (Кто? Что?)
В предложении чаще всего бывает
( подлежащим), (может выступать
второстепенным членом)
Имена существительные изменяются
по (числам). Они могут быть в
единственном и множественном числе.
Бывают (3) родов: мужской, средний,
женский. Одушевленные и
неодушевленные.
следственной связи – П;
-самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера на основе метода
рефлексивной
деятельности .-Р;
-волевая саморегуляция в
затруднении – Р;
- А что такое склонение?
- Я буду вам рассказывать,
а вы попробуете догадаться, кто
является героем моего рассказа
1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
- Дайте характеристику
Именительному падежу.
2. Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправлюсь я на поиск
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите!
- Расскажите о Родительном
падеже.
3. Я работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу
Отвечают на вопросы.
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
сказать с предлогом «К» порой
дружу
Но и один гулять хожу.
- Дательный падеж - это...
4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу
Ведь я важней министра!
Все это знают тут!
А ну скорей скажите, Как
меня зовут?
- Что вы знаете о Винительном
падеже?
5. Творите чем? Творите с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
- Расскажите о
Творительном падеже.
6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чем мечтаешь и в чем гулять.
- Что вы знаете о
Предложном падеже?
- Герои моего рассказа - падежи.
Они у нас сегодня в гостях.
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
III.
Постановка цели и задач
- Кто – нибудьдогадался, какая у
Определяют тему.
- смыслообразование – Л;
урока.
нас будет тема урока?
- Какую цель мы можем
поставить?
- Чем мы будем заниматься на
уроке?
- Каждому ученику очень важно
научиться изменять
существительные по вопросам и
определять падежи.
- Падежи имен существительных
- Повторить все падежи.
- Упражняться в определении падежей
имен существительных.
- стимулирование к
выражению собственного
мнения – К;
- выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью –К;
IV.
Работа по теме урока.
Обобщение и
систематизация знаний.
- Мы отправляемся дальше, и нас
ждут различные задания.
1. Работа со стихотворением. На
урок к нам заглянул старичок-
моховичок. А почему его так зовут
можно
узнать,
восстановив
стихотворение.
Вставьте
слово
«мох» изменяя форму слова по
смыслу.
Слайд 4
Жил на свете старичок-моховичок,
Из мха он сделал пиджачок,
Он валенки из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он
сочным,
нежным
мхом
питался,
Во мхах он жил, и не тужил,
Он мхам спасибо говорил,
Но был он очень одинок
Тот старичок-моховичок.
Изменяют слово «мох»
- использование знаково-
символических средств
(схем, чертежей и др.) – П;
- контроль в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном – Р;
И
вот
однажды
в
лесу
приключилась бедаи больше не
жить
спокойно
моховичку
никогда.
Старуха-зеленуха
все
падежи из дома выселила, все
перепутались: названия, вопросы,
слова-помощники.
А
обратно
поселить Моховичок падежи на
может.
- Поможем ему, ребята?
2.
Составление
таблицы.
Признаки падежей.
Игра «Дом падежей»
На столах лежит модель «Домика
падежей».
В
конвертах
карточки(названия
падежей,
вопросы, вспомогательные слова,
предлоги)
Класс
делится
на
группы,
вклеивают карточки по модели
Падеж
Вспомога
тельное
слово
Вопросы
3.
Знакомство с правилом.
Учебник стр 58
-
Каждый день нужно узнавать
что-то новое. Сегодня на уроке
закрепления изученного мы узнаем
новую информацию о падежах.
- Откройте учебники на стр. 58 и
прочитайте правило.
«Именительный падеж ед.ч. – это
начальная
форма
имени
существительного.
Все
падежи,
Работа в группах.
По окончании презентуют свою
работу.
Работают с правилом.
Отвечают на вопрос.
Повторяют движения.
- личностная ориентация на
здоровый образ жизни - Л
кроме именительного, называются
косвенными падежами.»
- Кто может сказать, что нового
мы только что узнали?
4. Физминутка
-
Пришло
время
отдохнуть.
«Повторяй движения»
V.
Применение
знаний
и
умений в новой ситуации.
1.
Выполните
упражнение.
Слайд 5.
Поставить
слова
в
начальную
форму, записать в тетрадь.
В деревне, на озере, без отдыха, к
столу, липами, за домом, о лесах.
-
Проверьте
правильность
выполненного задания по эталону
на слайде.
Выполняют задание.
- выражение своих мыслей с
достаточной
полнотой
и
точностью –К;
-
уметь
слушать
в
соответствии
с
целевой
установкой- Р
- планировать свое действие
в
соответствии
с
поставленной задачей- Р
-
осуществлять
самоконтроль – Р
-установление
причинно-
следственных связей – П;
- планирование успешного
сотрудничества – К;
- контроль в форме сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным
эталоном – Р;
VI.
Включение
в
систему
знаний и повторение.
1. Работа с деформированным
текстом.
-Наша задача усложняется. Мы
работали со словосочетаниями.
Теперь перед нами текст, но в
тексте пропущены слова.
Необходимо определить падежи
имён существительных и вставить
снежинки - карточки на свои
места.
-Завершили работу. Текст общими
усилиями восстановлен. Прочтите
его. Проверьте по эталону.
Я еду по лесуна лыжах. Тихо
стоят деревья. Снежком
покрыты вековые сосны и ели.
Поляну пересекли заячьи следы.
Это беляки пробежали к реке. Там
они лакомятся веточками ив.
Быстро взлетает глухарь. Он
поднял крыльями столб снежной
пыли. В сильные морозы глухари
зарываются в сугроб. Там они и
ночуют. Тепло птицам под снегом.
Работают с деформированным текстом
Определяют падеж существительных.
Восстанавливают предложения.
Читают текст.
Сверяют с эталоном.
Оценивают себя.
-мыслительные операции –
П;
-контроль и оценка способов
своей деятельности -Р;
- контроль в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном – Р;
VII.
Подведение итогов
- Подошло к концу наше
путешествие. Давайте обобщим
наши знания.
- Скажите, в чем упражнялись мы
на уроке русского языка?
Интерактивная игра «С
Крошкой Енотом и обезьянкой»
Отвечают на вопросы
- структурировать, выделять
главное и второстепенное- П
- адекватно использовать
речь для планирования и
регуляции своей
деятельности - К
- самостоятельно
анализировать условия
- У нас в гостях Крошка Енот и
обезьянка. Они предлагают вам
поиграть и проверить свои знания
о падежах. Будут играть две
команды (два ряда). По очереди
отвечаем на вопросы. Если ответ
неверный, то на карточке будет
написано «Переход хода» и на этот
вопрос отвечает следующий. Если
ответ верный, то на карточке будет
написано «Верно + 1». Кто наберёт
наибольшее количество баллов,
тот будет победителем.
Подведем итог игры.
-Понравилась игра? Крошка Енот
и обезьянка благодарят вас за
правильные ответы. Молодцы!
- Ребята, наше знакомство с
падежами на этом не
заканчивается, они будут нас
сопровождать на протяжении
всего школьного пути. А где вы
думаете, где в жизни могут
пригодиться знания о падежах
- Закончился урок. Все старались.
Дети делятся на две команды по рядам.
Отвечают на вопросы
- Грамотно писать диктанты, написать
письмо, поздравление…
достижения целей на основе
учета выделенных –
- адекватно использовать
речь для планирования и
регуляции своей
деятельности – Л.
VIII.
Рефлексия
- А сейчас попробуем оценить,
насколько мы справились с
изучением темы.
На партах лежат сигнальные
карточки трех цветов.
Проанализируйте свою работу.
Зеленый – уверен, что понял тему
Желтый –знают падежи, но имеют
затруднения с их определением.
Красный – не смог разобраться с
падежами.
-Дома вы ещё потренируетесь в
определении падежей имён
существительных, выполнив
домашнее задание. Эти умения вам
пригодятся на контрольной работе
по теме «Падежи имён
существительных».Упр 104.
Спасибо за урок!
Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности
- контроль своей
деятельности по результату -
Р;
-самооценка на основе
критерия успешности -Л;
- адекватное понимание
успешности или
неуспешности - Л;
- объективная оценка
результатов деятельности –
Р;
- адекватное понимание
оценки взрослого - Р
СПРАВКА
Светлана Викторовнапровела в рамках аттестации на первую квалификационную категорию урок русского языка в 3 классе по теме
«Падеж имен существительных», урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Урок русского языка построен методически правильно. Все этапы урока взаимосвязаны, логически последовательны. Учитель
применяет игровую и информационно-коммуникационные технологии, приемы развития критического мышления учащихся. Чтобы вовлечь
ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий
учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной
деятельности, позволила учащимся раскрыть свои способности, развитию их мышления. В основу построения данного урока
положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач
обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы: составление кластера, поисковая работа,
групповая дискуссия, рефлексивные вопросы. Работа с деформированным предложением актуальна, так как выполняя данное задание у
детей формируется умение правильно говорить, выражать свои мысли. Рефлексия на уроке помогла детям критически оценить свою
деятельность на уроке: увидеть свои достижения, осознать необходимость получения новых знаний, обратить внимание на свои
ошибки.Познавательные, регулятивные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока. Методы обучения и
используемые приемы развития критического мышления послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной
деятельности учащихся. Выбранные методы и приемы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний,
умений и навыков учащихся.
Задания, которые предлагаются детям, давались в игровой форме, они быстро сменяли друг друга. Элемент занимательности заставлял
учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки. На протяжении всего урока учитель использовала:
практические, логические задания, для формирования интереса к предмету.
На уроке применялись ИКТ, велась работа по формированию ИКТ компетентности обучающихся. Учитель активно использует в
работе возможности ЦОР. Использование ЦОР было продумано и оправданно использовано на разных этапах, работало на урок и не
отвлекало детей от работы.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью,
оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем. Поставленные задачи и план урока удалось
реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
19.02.2020 г. заведующий учебной частью