Автор: Бреус Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ №46 "Начальная школа - детский сад" г.Шахты
Населённый пункт: г Шахты
Наименование материала: статья
Тема: Авторский подход к коррекции нарушения рецептивной речи у детей с ТНР.
Раздел: дошкольное образование
Семинар для учителей-логопедов
«Авторский подход к проблеме развития понимания речи у
детей дошкольного возраста с
Расстройством слухового восприятия»
В настоящее время мы наблюдаем рост детей имеющих
ТНР, количество их растет, нарушения становятся тяжелее,
начинают носить коморбидный характер, сложнее
поддаются коррекции.
Если ранее в логопедические группы дети в основном
зачислялись с 5 лет, логопеды работали по программам для
ОНР, ФФНР, ФНР, то сегодня все чаще нам приходится
работать с дошкольниками с 3 лет и как правило – это
неговорящие дети с ТНР.
Уровень понимания речи таких детей находится на 0
уровне- это дети не отзывающиеся на свое имя, дети с
полевым поведением и дети с ситуативным уровнем
понимания речи.
Или ситуативном уровне, когда ребенок откликается на имя,
знает близких родственников, узнает предметы и игрушки,
которые его окружают, выполняет простые просьбы. (Что
соответствует 10 месяцам).
С чего же начинать работу с таким ребенком?...
Конечно же одним из приоритетных направлений является
работа над развитием понимания речи.
Когда ко мне стали приводить таких детей, их количество
увеличивалось, я как и любой специалист стала искать
эффективные методы коррекции и изучать исследования
специалистов в этой области.
Первым таким источником являлась книга
Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой
«Преодоление общего недоразвития речи дошкольников» –
в ней изложены этапы по работе с детьми с ОНР в
зависимости от уровня. На мой взгляд подходы этих авторов
актуальны и на сегодняшний день.
На уровне с этой книгой. Мне очень нравится методика
Новиковой-Иванцовой, Екатерины Климонтович «Учимся
понимать речь»
Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. «Учимся говорить 55
способов общения с неговорящим ребенком»
ЗАКРЕВСКАЯ О.В. Развивайся, малыш!: Система работы
по профилактике отставания и коррекции отклонений в
развитии детей раннего возраста. С.Е.Большакова «Алалия.
Работа на начальном этапе.» Формирование навыков
базового уровня.
На основе работы с данной литературы у меня возникло
желание создать своё практическое пособие, в которое бы
вошли лучшие игры и упражнения данных авторов, а также
собственные методы и приемы, которые я использую во
время занятий по развитию понимания речи.
Так и родилось мое авторское пособие по развитию речи
неговорящих детей в трех частях
1. Часть. Я учусь говорить. Понимание речи.
2. Часть. Я учусь говорить. Звуки и звукоподражания.
3. Часть. Я учусь говорить. Первые слова и предложения.
Пособия состоят из логопедических занятий в основу
которых положены основные принципы логопедии:
1.принцип развития Учёт общих и специфических
закономерностей развития детей с нарушениями речи.
2. Онтогенетический принцип. Учёт возрастной
последовательности появления форм и функций речи, а
также видов деятельности ребёнка. 1
3.Принцип системности. Опора на представление о
речи как о сложной функциональной системе,
структурные компоненты которой находятся в тесном
взаимодействии.
Принцип обходного пути. Опора на представление о
компенсации нарушенных речевых и неречевых
функций, перестройке деятельности функциональных
систем. 1
Этиопатогенетический принцип. Учёт этиологии и
механизмов речевого нарушения.
Альбомы адресованы не только для работы
специалистов дефектологов, логопедов, но и родителей.
Поэтому инструкции к каждому упражнению
продуманы и прописаны. Ведь на данном этапе очень
важно каждое слово, сказанное ребенку.
В основе 1 части лежат действия с предметами, усвоение
сенсорных эталонов и развитие перцептивных действий.
Цвет, форма, размер – это сенсорные эталоны, которые
формируются у ребенка в раннем детстве. У ребенка же с
нарушением слухового восприятия они как правило не
сформированы, но очень важны для психического развития.
Перцептивные действия — это действия, направленные
на получение, анализ и уточнение сенсорной информации.
С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает
в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы
узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает,
чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д.
задача сенсорного воспитания – своевременно обучить
ребенка этим действиям. Обобщенные способы
обследования предметов имеют важное значение для
формирования операций сравнения, обобщения, для
развертывания мыслительных процессов.
Нарушения импрессивной речи – это сенсорные нарушения.
Играя с кубиками, звоночками, мячиками, губками малыш
познает свойства предметов, развивает внимание и речевую
активность, способствует развитию понимания речи.
Первая часть пособия направлена на решение
следующих задач:
-
развивать понимание у детей отдельных простых
просьб, обращений к нему;
-
обучать действиям с предметами, пониманию
сопровождающей эти действия речи;
-
обучать соотнесению предметов и действий с их
словесным обозначением. Соотнесению предмета с
его изображением;
-
формировать интерес к игрушкам и игре, обучать
игровым действиям;
-
Вызывать подражательную речевую деятельность
детей в форме любых звуковых проявлений;
-
формировать речевую коммуникацию.
Прогнозируемый результат
1. Различать цвета предметов: желтый, красный,
синий и зеленый.
2. Различать размер предметов. Сравнивать большие и
маленькие предметы.
3. Различать форму предметов : круг, квадрат, овал,
треугольник.
4. Сортировать предметы по цвету, форме и величине.
5. Узнавать игрушки, животных и знакомые предметы.
Выполнять простые инструкции, понимать обращенную
речь.
Важно! Инструкции ребенку к заданиям необходимо давать
четкие , состоящие из одного или 2 слов.
!!!Необходимо помнить, что первые занятия с детьми лучше
проводить с использованием натуральных предметов или
игрушек, а только после того, как ребенок начнет
соотносить предмет с его изображением возможны занятия
с использованием картинного материала.
Работая с этим альбомом вам также понадобятся кубики,
губка, звонок, мячик и другие игрушки.
В альбоме есть дополнительные карточки для вырезания,
которые могут быть использованы для закрепления
пройденного материала и совместных игр с ребенком.