Напоминание

Авторский подход к коррекции нарушения рецептивной речи у детей с ТНР.


Автор: Бреус Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ №46 "Начальная школа - детский сад" г.Шахты
Населённый пункт: г Шахты
Наименование материала: статья
Тема: Авторский подход к коррекции нарушения рецептивной речи у детей с ТНР.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар для учителей-логопедов

«Авторский подход к проблеме развития понимания речи у

детей дошкольного возраста с

Расстройством слухового восприятия»

В настоящее время мы наблюдаем рост детей имеющих

ТНР, количество их растет, нарушения становятся тяжелее,

начинают носить коморбидный характер, сложнее

поддаются коррекции.

Если ранее в логопедические группы дети в основном

зачислялись с 5 лет, логопеды работали по программам для

ОНР, ФФНР, ФНР, то сегодня все чаще нам приходится

работать с дошкольниками с 3 лет и как правило – это

неговорящие дети с ТНР.

Уровень понимания речи таких детей находится на 0

уровне- это дети не отзывающиеся на свое имя, дети с

полевым поведением и дети с ситуативным уровнем

понимания речи.

Или ситуативном уровне, когда ребенок откликается на имя,

знает близких родственников, узнает предметы и игрушки,

которые его окружают, выполняет простые просьбы. (Что

соответствует 10 месяцам).

С чего же начинать работу с таким ребенком?...

Конечно же одним из приоритетных направлений является

работа над развитием понимания речи.

Когда ко мне стали приводить таких детей, их количество

увеличивалось, я как и любой специалист стала искать

эффективные методы коррекции и изучать исследования

специалистов в этой области.

Первым таким источником являлась книга

Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой

«Преодоление общего недоразвития речи дошкольников» –

в ней изложены этапы по работе с детьми с ОНР в

зависимости от уровня. На мой взгляд подходы этих авторов

актуальны и на сегодняшний день.

На уровне с этой книгой. Мне очень нравится методика

Новиковой-Иванцовой, Екатерины Климонтович «Учимся

понимать речь»

Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. «Учимся говорить 55

способов общения с неговорящим ребенком»

ЗАКРЕВСКАЯ О.В. Развивайся, малыш!: Система работы

по профилактике отставания и коррекции отклонений в

развитии детей раннего возраста. С.Е.Большакова «Алалия.

Работа на начальном этапе.» Формирование навыков

базового уровня.

На основе работы с данной литературы у меня возникло

желание создать своё практическое пособие, в которое бы

вошли лучшие игры и упражнения данных авторов, а также

собственные методы и приемы, которые я использую во

время занятий по развитию понимания речи.

Так и родилось мое авторское пособие по развитию речи

неговорящих детей в трех частях

1. Часть. Я учусь говорить. Понимание речи.

2. Часть. Я учусь говорить. Звуки и звукоподражания.

3. Часть. Я учусь говорить. Первые слова и предложения.

Пособия состоят из логопедических занятий в основу

которых положены основные принципы логопедии:

1.принцип развития Учёт общих и специфических

закономерностей развития детей с нарушениями речи.

2. Онтогенетический принцип. Учёт возрастной

последовательности появления форм и функций речи, а

также видов деятельности ребёнка. 1

3.Принцип системности. Опора на представление о

речи как о сложной функциональной системе,

структурные компоненты которой находятся в тесном

взаимодействии.

Принцип обходного пути. Опора на представление о

компенсации нарушенных речевых и неречевых

функций, перестройке деятельности функциональных

систем. 1

Этиопатогенетический принцип. Учёт этиологии и

механизмов речевого нарушения.

Альбомы адресованы не только для работы

специалистов дефектологов, логопедов, но и родителей.

Поэтому инструкции к каждому упражнению

продуманы и прописаны. Ведь на данном этапе очень

важно каждое слово, сказанное ребенку.

В основе 1 части лежат действия с предметами, усвоение

сенсорных эталонов и развитие перцептивных действий.

Цвет, форма, размер – это сенсорные эталоны, которые

формируются у ребенка в раннем детстве. У ребенка же с

нарушением слухового восприятия они как правило не

сформированы, но очень важны для психического развития.

Перцептивные действия — это действия, направленные

на получение, анализ и уточнение сенсорной информации.

С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает

в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы

узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает,

чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д.

задача сенсорного воспитания – своевременно обучить

ребенка этим действиям. Обобщенные способы

обследования предметов имеют важное значение для

формирования операций сравнения, обобщения, для

развертывания мыслительных процессов.

Нарушения импрессивной речи – это сенсорные нарушения.

Играя с кубиками, звоночками, мячиками, губками малыш

познает свойства предметов, развивает внимание и речевую

активность, способствует развитию понимания речи.

Первая часть пособия направлена на решение

следующих задач:

-

развивать понимание у детей отдельных простых

просьб, обращений к нему;

-

обучать действиям с предметами, пониманию

сопровождающей эти действия речи;

-

обучать соотнесению предметов и действий с их

словесным обозначением. Соотнесению предмета с

его изображением;

-

формировать интерес к игрушкам и игре, обучать

игровым действиям;

-

Вызывать подражательную речевую деятельность

детей в форме любых звуковых проявлений;

-

формировать речевую коммуникацию.

Прогнозируемый результат

1. Различать цвета предметов: желтый, красный,

синий и зеленый.

2. Различать размер предметов. Сравнивать большие и

маленькие предметы.

3. Различать форму предметов : круг, квадрат, овал,

треугольник.

4. Сортировать предметы по цвету, форме и величине.

5. Узнавать игрушки, животных и знакомые предметы.

Выполнять простые инструкции, понимать обращенную

речь.

Важно! Инструкции ребенку к заданиям необходимо давать

четкие , состоящие из одного или 2 слов.

!!!Необходимо помнить, что первые занятия с детьми лучше

проводить с использованием натуральных предметов или

игрушек, а только после того, как ребенок начнет

соотносить предмет с его изображением возможны занятия

с использованием картинного материала.

Работая с этим альбомом вам также понадобятся кубики,

губка, звонок, мячик и другие игрушки.

В альбоме есть дополнительные карточки для вырезания,

которые могут быть использованы для закрепления

пройденного материала и совместных игр с ребенком.



В раздел образования