Напоминание

Экологическое воспитание: формирование ответственного отношения к окружающей среде у учащихся


Автор: Полищук Татьяна Алексеевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Антрацитовский учебно-воспитательный комплекс № 1"
Населённый пункт: г. Антрацит
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание: формирование ответственного отношения к окружающей среде у учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ:

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ У УЧАЩИХСЯ»

Цель разработки:

Создать

условия

для

формирования

у

школьников

экологической

культуры, осознанного и

ответственного отношения к

природе, а

также

навыков экологически безопасного поведения.

Задачи:

1.

Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами

современности и их влиянием на жизнь человека и окружающую среду.

2.

Развивать

экологическое

мышление,

творческие

способности

и

исследовательские навыки через практическую деятельность.

3.

Воспитывать чувство ответственности за сохранение природы и

готовность к участию в экологических инициативах.

4.

Сформировать

у

учащихся

навыки

экологически

грамотного

поведения в быту, школе и общественных местах.

Возрастная группа:

Учащиеся 5–9 классов (возможна адаптация под другие возрастные

категории).

Формы работы:

1.

Уроки экологии (в рамках учебных предметов: биология, география,

химия и др.).

2.

Внеурочная деятельность (экскурсии, проекты, конкурсы, акции).

3.

Волонтерская деятельность

(участие

в

экологических

мероприятиях).

4.

Использование

интерактивных

методов

обучения

(дискуссии,

ролевые игры, мозговой штурм).

Инструменты и материалы

Интерактивная доска или проектор.

Доступ к интернету для поиска информации.

Дидактические материалы (карточки, тесты, кроссворды).

Контейнеры для раздельного сбора мусора.

Природные

объекты

для

наблюдений

(растения,

гербарии,

коллекции насекомых).

Ожидаемые результаты

1.

Учащиеся смогут объяснить значение экологии и ее роль в жизни

общества.

2.

Школьники научатся применять правила экологически безопасного

поведения в повседневной жизни.

3.

Учащиеся будут активно участвовать в экологических мероприятиях

и инициативах.

4.

В школе появится устойчивая культура раздельного сбора мусора и

бережного отношения к природе.

План проведения занятий

1. Подготовительный этап

Анализ

уровня

экологической

осведомленности

учащихся

(анкетирование, беседы).

Определение ключевых тем для изучения (например, загрязнение

воздуха, воды, почвы; изменение климата; проблемы отходов).

Подготовка материалов (презентации, видеофильмы, статьи, книги).

Привлечение

экспертов

(экологов,

представителей

природоохранных организаций) для проведения лекций или мастер-классов.

2.

Основной этап Тема 1: «Что такое экология?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «экология» и его значением в

современном мире.

Форма: урок-беседа с элементами презентации.

Деятельность учащихся:

Обсуждение вопросов: «Как человек влияет на природу?», «Что

значит быть экологически ответственным?».

Создание интеллект-карты «Экологические проблемы».

Тема 2: «Проблемы загрязнения окружающей среды»

Цель: раскрыть причины и последствия загрязнения воздуха, воды и

почвы.

Форма: исследовательский проект.

Деятельность учащихся:

Разделение на группы для изучения конкретных проблем (например,

одна группа исследует загрязнение воздуха, другая – воды).

Сбор информации, подготовка презентаций.

Проведение мини-конференции по результатам работы.

Тема 3: «Раздельный сбор мусора и вторичная переработка»

Цель: научить учащихся правилам раздельного сбора мусора и важности

вторичной переработки.

Форма: мастер-класс + практическая работа.

Деятельность учащихся:

Изучение правил сортировки отходов.

Создание информационных плакатов для школы.

Организация акции по сбору вторсырья.

Тема 4: «Защита растений и животных»

Цель:

привлечь

внимание

к

проблеме

исчезновения

видов

и

необходимости их защиты.

Форма: экскурсия + творческое задание.

Деятельность учащихся:

Посещение ботанического сада, заповедника или зоопарка.

Создание буклетов или видеороликов о редких видах растений и

животных.

Тема 5: «Мой вклад в защиту планеты»

Цель:

вдохновить

учащихся

на

активное

участие

в

экологических

инициативах.

Форма: ролевая игра + обсуждение.

Деятельность учащихся:

Распределение ролей (журналисты, экологи, политики, бизнесмены)

для обсуждения экологических проблем.

Разработка плана действий по улучшению экологической ситуации в

школе и городе.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов работы.

Организация

выставки

творческих

работ

учащихся

(плакаты,

буклеты, видеоролики).

Проведение школьной экологической конференции.

Награждение самых активных участников.

Рекомендации для педагогов

1.

Используйте

игровые

и

интерактивные

методы

обучения

для

повышения интереса учащихся.

2.

Поощряйте

самостоятельную

деятельность

учащихся

(проекты,

исследования).

3.

Вовлекайте родителей в экологические акции и мероприятия.

4.

Регулярно

обновляйте

материалы

и

проводите

актуальные

мероприятия, связанные с экологическими проблемами.

Заключение

Экологическое

воспитание

это

длительный

процесс,

требующий

системного подхода и участия всех участников образовательного процесса.

Формируя у школьников ответственное отношение к окружающей среде, мы

не только помогаем им стать более осознанными гражданами, но и вносим

вклад в сохранение планеты для будущих поколений.



В раздел образования