Автор: Лукина Татьяна Станиславовна
Должность: нет соавтора
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Серовский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Серов ,Свердловская область
Наименование материала: аттестационная работа
Тема: ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ, КАК ПРИМЕР СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»
Раздел: дополнительное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
www
.
mipkip
.
ru
E-mail: mail
@
mipkip
.
ru
РФ, 398035, г. Липецк,
ул. Вермишева, д. 22а, пом.3
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ, КАК ПРИМЕР СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»
по дополнительной профессиональной программе (переподготовка)
«Специалист в области медиации. Альтернативное управление
конфликтами"»
Выполнила
слушатель курсов:
Лукина Татьяна Станиславовна
г. Липецк, 2024
Оглавление
Введение. Школьная медиация. История медиации.
1. Характеристика школьных конфликтов
1.1. Особенности школьных конфликтов
1.2. Причины школьных конфликтов
2. Медиация как форма решения школьных конфликтов
2.1. Понятие школьной медиации
2.2. Медиатор, как конфликтологический посредник
3. Службы школьной медиации
3.1.Нормативно-правовые
основания
деятельности
служб
школьной
медиации
4.Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Есть такое великое искусство — умение мириться,
но есть искусство и выше этого — способность не ссориться.
(Священник Анатолий Гармаев).
Примирение - самый быстрый способ
изменить вашу жизнь.
Марк Харт
За последнее время в системах образования государств мира многое
изменилось, в частности, школы проходят путь развития от авторитарной к
демократической
системе
образования
и
педагогики;
современное
образование подразумевает не только передачу знаний подрастающему
поколению, но и его воспитание социальной справедливости, мирного
сосуществования, защиты экологии.
Образовательное пространство становится поликультурным, где
неизбежно
возникают
конфликты
и
противоречия,
обусловленные
принадлежностью учащихся к различным культурам, национальностям,
религиям, ценностным системам, меняется и роль учителя. Ученики и их
родители становятся соучастниками образовательного процесса, и это
порождает конфликты между сторонами. В связи с этим появляется
необходимость участия в разрешении конфликтов возникающих ситуаций
третьей
стороны,
это
может
быть
школьный
психолог,
родители,
администрация учебной организации.
Продуктивность вмешательства и разрешения возникших ситуаций
возможна только в том случае, если третья сторона является нейтральной и
авторитарной для конфликтующих сторон. На сегодняшний день почти во
всем мире увеличиваются конфликтные ситуации в образовательных
учреждениях, в связи с этим необходимо вводить новые способы и методы
их урегулирования.
От успешной работы в данном направлении зависит не только
благоприятный климат в образовательной среде, но и развитие личности, ее
социальная
адаптация.
Умение
грамотно
регулировать
конфликты
в
школьной среде может позволить учащимся извлечь положительный эффект
из
конфликтного
процесса
в
виде
накопления
опыта
поведения
в
конфликтных ситуациях, приобретения способностей их разрешения, а также
прогнозирования последствий. В связи с этим в последнее время в
образовательной сфере, в частности в школах, уделяют гораздо больше
внимания
использованию
медиации,
как
способа
урегулирования
конфликтов, а также, как профилактического метода, способствующего
предупреждению насилия среди учащихся.
Школьные службы примирения начали создаваться в России более 12
лет назад (в 2001–2002 гг.). Первая медиация, проведенная школьниками-
медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в школе №464 г. Москвы, и эту
дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в
России. Их становление является результатом тринадцатилетней работы
межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» и его
партнеров, в ходе которой в России была разработана модель «школьных
служб примирения» и накоплен опыт их работы в школах, колледжах, а
также в детских домах, интернатах и т. д.
Медиа́ция (лат. mediare — посредничать) — особый вид переговоров, при
котором нейтральный посредник помогает сторонам в конфликте найти
взаимовыгодное решение.
Медиа́ция в пра́ве — одна из технологий альтернативного урегулирования
споров (англ. alternative
dispute
resolution,
ADR)
с
участием
третьей
нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте
стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое
соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс
принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиация используется в праве в работе психологов в воспитательной работе
в образовательных учреждениях.
Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних
времён,
историки
отмечают
подобные
случаи
ещё
в
торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика
использования
посредников
(proxenetas), римское
право,
начиная
с
кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество. Римляне
использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» —
internuncius,
medium,
intercessor,
philantropus,
interpolator,
conciliator,
interlocutor, interpres, и, наконец, mediator.
В некоторых традиционных культурах к фигуре посредника относились с
особым уважением и почитали наряду с жрецами или вождями племени.
Медиация в её современном понимании (медиация затруднений) появилась
во второй половине XX столетия в США на основе методов разрешения
семейных,
наследственных
и
бытовых
конфликтов,
применяемых
еврейскими
общинами
(например, англ. Jewish
Conciliation
Board).
Первоначальный метод медиации – интервенция в конфликт или спорную
проблему. В дальнейшем медиация стала применяться в других сферах
общественной жизни, в том числе распространилась в международные
отношения.
В
самостоятельную
процедуру
медиация
превратилась
в
середине 1970-х годов.
В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и
гражданских судах регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)», вступивший в силу с 1 января 2011 года. Этим
законом
устанавливается
внесудебная
процедура
урегулирования
гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как
альтернатива
судебному
или
административному
разбирательству.
Определяется сфера применения — урегулирование гражданских, семейных
и трудовых споров.
Профессионалами в процедуре медиации принято считать лиц, которые
достигли возраста 25 лет, имеющие диплом о высшем образовании и
документ, подтверждающий прохождение курса обучения медиаторов. В
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
декабря 2010 года № 969 «О программе подготовки медиаторов» программа
данного
курса
обучения
должна
быть
обязательно
утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации по
согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
Помимо этой сферы применения медиации, существует совсем другое
направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб
примирения, членами которых становятся сами ученики школы. Они
обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного
самоуправления. Благодаря этому в школах, где функционируют такие
службы,
повышается
степень
ответственности
и коммуникативной
компетентности среди обучающихся.
Работа служб медиации, созданных в российских образовательных
учреждениях, рассматривается как педагогическая технология.
1. Ха́ра́ктеристика́ школьных конфликтов
1.1. Особенности школьных конфликтов
Каждый взрослый хочет видеть своего ребенка успешным,
самостоятельным и счастливым, хочет, чтобы его ребенок находился среди
добрых и понимающих людей и чувствовал себя защищенным. Все чаще
случаются конфликты, разрываются отношения, совершаются преступления,
людей захватывают эмоции и предубеждения. В случае если люди никак не
способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать
со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они стараются
найти решение сложной проблемы «простым» путем: через угрозы, бойкоты,
манипуляцию или силовые методы.
Но есть и другой путь, в основе которого лежит построение
конструктивных отношений и способность приходить к соглашению в
сложных обстоятельствах. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего
ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В
результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное,
что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во
многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения,
дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число
альтернатив
или
проблем.
Если
конфликты
способствуют
принятию
обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют
конструктивными.
Конфликты,
препятствующие
эффективному
взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Особенности
школьных
конфликтов,
по
мнению
автора
концепции
школьных служб примирения Коновалова Антона Юрьевича, состоят в том,
что:
-во многих случаях начало школьного конфликта скрыто от взрослых. У
собранных вместе детей и подростков с разным социальным положением и
воспитанием
появляется
напряжение
зачастую
помимо
их
желания.
«Последней каплей» может оказаться совсем незначительный факт, когда
ребенок «срывается». Именно этот «срыв» большинство взрослых считают
началом и причиной конфликта. Но разбор последнего случая не будет
результативным, если участники не обсудят и другие важные для себя
вопросы, связанные с предысторией конфликта, их прошлыми и будущими
отношениями;
-участники конфликтной ситуации в школе, скорее всего, будут продолжать
встречаться в одном классе или одних помещениях независимо от их
желания. Порой даже взрослому человеку проще сменить работу, чем
школьнику поменять учебное заведение, в котором у него сложились
напряженные отношения. Поэтому для школьников будет важен не только
выход из конкретной ситуации, но и изменение отношения к нему
сверстников,
предупреждение
повторения
подобного
в
будущем,
нормализация отношений;
-некоторые ситуации, кажущиеся взрослым незначительными («сегодня
поссорились – завтра помирятся»), травмируют иногда подростков на годы.
Существуют также и многолетние затянувшиеся конфликты, причины
которых давно уже никто не помнит. Чувство несправедливости их не
оставляет, хотя ситуация уже кажется пустяковой. То же самое относится и к
травле ребенка-изгоя, когда каждый «выпад» одноклассников в его сторону
кажется незначительным и внешне выглядит игрой, шуткой, но ему страшны
их ежедневное постоянство и ощущение бессилия и неизбежности. Это
означает, что в школе нужна работа с ситуациями, незначительными с точки
зрения
взрослых,
ребятами
же
воспринимающиеся
гораздо
более
драматично, влияя на формирование характера и будущее поведение в
жизни.
Каждая конфликтная ситуация имеет свои предпосылки, явные и неявные,
своих участников и индивидуальные способы разрешения.
В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов,
участников конфликта, которые имеют различный социальный статус
(учитель - ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте, что
порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
Конфликты могут быть следующих видов:
-между педагогом и учащимся,
-между учащимся и учащимся,
-между педагогом и родителем учащегося,
-между личностью и группой,
-между двумя «противоборствующими» группами.
Участие в конфликте может быть осознанным, или случайным.
Важно учитывать, что в конфликте могут быть прямые участники (две
противоборствующие силы),
косвенные участники
(те которые в чужом
конфликте преследуют свои цели и могут на него влиять), группа поддержки
(те участники, которые стоят на позиции одной из сторон, они могут быть
активными и пассивными), а также другие лица (оказывающие на конфликт
эпизодическое
влияние,
сюда
могут
относиться
подстрекатели
и
организаторы).
Конфликт «Ученик-ученик» характеризуется формированием стойкого
непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу
невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах.
Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом
таких
конфликтов
становится
их
продолжительность,
агрессивность,
жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются
понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями
презрительного отношения, демонстрационного неуважения.
Конфликт «Учитель — ученик» является непонимание между педагогом и
обучающимся. Очень часто ученики думают, что им незаслуженно ставят
плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить
ситуацию.
Не
действует
ни
неприятие
учителей,
ни
осуждение
одноклассников.
Иногда
ребенок
по
каким-то
причинам
настолько
погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать
происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что
не способствует его разрешению.
Конфликт «Учитель — родитель ученика» могут быть спровоцированы, как
учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Образовательное
учреждение
состоит
из
множества
формальных
и
неформальных групп, между которыми могут возникать межгрупповые
конфликты, между руководством и исполнителями, между учащимися,
между
неформальными
группами
внутри
учебной
группы,
между
администрацией
и
профсоюзом.
К
сожалению,
нередким
примером
межгруппового
конфликта
служат
разногласия
между
школьным
руководством и педагогами, или между педагогами и учащимися. На
практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.
1.2. Причины школьных конфликтов
Почему возникают конфликты между учащимися? Первая причина
возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст.
Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации.
Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не
осознают разницы между «можно» и «нельзя».
Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу
между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета
учителя
и
родителей.
Усложняются
и
непосредственные
причины
разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за
лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных
семей часто конфликтуют с детьми из неполных семей. Результатом может
быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка
замкнуться. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются
представители различных этнических групп.
Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых
распространенных в школьной среде. Среди общих причин конфликтов
можно выделить:
-недостаток
ответственности
педагога
за
грамотное
разрешение
конфликтных ситуаций;
-различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что
определяет их поведение;
-невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема
глазами педагога и ученика видится по-разному.
Конфликтная ситуация между родителями и учителями
– явление
относительно новое, но последнее время стало встречаться достаточно часто.
Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.
Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский.
С точки зрения родителя, проблема в следующем:
-недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается
с родителями;
-педагог не умеет найти подход;
-необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.
Учитель выдвигает свои претензии:
-родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка;
- необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие
его служебные обязанности;
-непосредственной причиной конфликта может стать что угодно:
неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.
Существуют
две
группы
возникновения
школьных
конфликтов
объективные и субъективные.
Объективные причины конфликтов:
-недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка;
-противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика;
существенное ограничение степеней свободы;
-различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность
к разным поколениям;
-зависимость ученика от учителя;
-необходимость оценивания учащихся учителем;
-игнорирование
личных
проблем
учащихся
в
формализованных
образовательных системах;
-множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу
предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в
учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими
значимыми людьми;
-различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной
жизни;
-социальная нестабильность.
Субъективные причины:
-психологическая несовместимость учителя и ученика;
-наличие у учителя или ученика определенных черт характера,
определяющих так называемую конфликтную личность;
-отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика;
необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие
интереса к нему у конкретного ученика;
-несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного
ученика и предъявляемых к нему требований;
-недостаточная компетентность учителя;
-наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного
нервного напряжения, стресса;
-чрезмерная загруженность учителя или ученика;
-вынужденная бездеятельность ученика;
-отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе;
несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.
Конфликт в школе — это кризисное развитие педагогической ситуации,
характеризующееся резким обострением межличностных отношений и
ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного
процесса. При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта,
стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его
затягиванию и осложнению. В таких ситуациях гораздо разумнее дать
возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы,
управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению
проблемы и позитивному результату.
Однако достаточно часто встречаются конфликты, вызванные обычно
субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно,
приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять
адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития
педагогической
ситуации.
Если
обратить
внимание
на
культуру
взаимоотношений в сегодняшней школе, то можно заметить, что наиболее
часто встречающаяся (доминирующая) культура взаимоотношений между
учителем и учениками, выражается в том, что:
-преобладают «вертикальные» отношения даже во внеучебных ситуациях;
-учителя в качестве цели воспитания чаще всего видят послушание;
-реагирование
на
противоправное
действие
учащегося
обычно
осуществляется в направлениях: пригрозить наказанием или наказать
отправить к специалистам на исправление поведения, «заглушить» конфликт,
удалить из класса или школы;
-с точки зрения многих взрослых, конфликтов в школе нет (особенно
конфликтов «ученик учитель»), а есть недопустимое поведение учеников,
которое следует пресекать;
- при реагировании на конфликты все чаще используется определение
виноватого,
нарушение
прав
и
законов,
наказание
как
«несение
ответственности». В результате такого реагирования на конфликт отношения
между его участниками часто могут ухудшаться. Усиливается напряжение в
отношениях, недопонимание и безответственность сторон друг к другу. Если
подобное происходит часто, обстановка в классе становится напряженной,
конфликтной, агрессивной, и ребята привыкают к этому. Атмосфера в классе
становится неприемлемой для отдыха, творчества, занятий.
Способность разрешать конфликты, понимать друг друга, исправлять
причиненный вред исчезает (или не формируется), что приводит к
«варварским» отношениям. Сегодня конфликты в школе разрешаются, как
правило, на основе административных рычагов – через учителя, через
руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через
руководство системы образования; в криминальных ситуациях – через
правоохранительные органы. Существенными и определяющими такое
положение факторами являются, с одной стороны, значительная закрытость,
автономность
школы
и
семьи,
а
с
другой
–
проблемы
владения
соответствующими
знаниями,
навыками
и
технологиями
раннего
распознавания и эффективного разрешения возникающих конфликтов,
самостоятельно или при помощи внешних воздействий. Но, если семья в
своей автономии в некотором роде «естественно» закрыта, и достижение еѐ
большей открытости для своевременного внешнего реагирования – задача
очень тонкая, то повышение открытости школы проще достижимо и вполне
реально. Для улучшения положения могут использоваться как известные и
применяемые
инструменты,
так
и
новые,
до
настоящего
времени
используемые в незначительной степени. Указанные выше обстоятельства,
касающиеся возможности повышения открытости школы, как значимого
института
общества,
в
том
числе
для
общественного
участия,
представляются весьма важными для разработки и выстраивания системы
действий, направленных на улучшение положения в данной области
образования. Такая система действий может быть сформирована посредством
поиска
и
последующего
поэтапного
внедрения
положительно
результативных инноваций. Такой важнейшей социальной инновацией в
области современного воспитания и образования становится медиация.
2. Медиа́ция ка́к форма́ решения школьных конфликтов
2.1. Понятие школьной медиа́ции
В настоящее время медиация становится все более широко известным и
распространенным методом посредничества в конфликтах.
При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов
разрешения споров – как традиционных, так и альтернативных. В медиации
третья сторона – медиатор – не уполномочена и не имеет права выносить
решения по спору и, более того, должна воздерживаться от предложения
вариантов разрешения конфликта. Медиация – это метод, в основе которого
лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление,
свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности
защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления
равных прав всем сторонам спора.
Выработанная в рамках юридической практики медиативная технология в
дальнейшем
получила
широкое
распространение
в
разных
сферах
человеческой деятельности: в школах, бизнесе, управлении, международной
дипломатии и т.д. Многие из нас в силу своей ролевой позиции,
должностных
или
профессиональных
обязанностей
периодически
вынуждены брать на себя функции урегулирования конфликтов между
другими людьми.
Метод «Школьной медиации» ориентирован на работу со всеми
участниками образовательного и воспитательного процесса.
«Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная
технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих
участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и
дошкольных учреждений до высшей школы. При разработке метода
школьной медиации был взят за основу медиативный подход, построенный
на понимании.
В этом подходе знание, как бы известное за ранее, заложено позитивное
отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной. Что
означает «понимать»? На первый взгляд, если есть коммуникация, то все
очень просто, но это — кажущаяся простота.
В конфликте обычно происходит так, что стороны, не имея возможности и
желания понять друг друга, часто предпочитают «уничтожить» противника,
порой в ущерб самим себе. Получить информацию – мало, ее еще нужно
правильно понять. И это один из аспектов, с которыми работает медиация.
Ею
производится
коррекция
нарушенной
или
деформированной
коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и
друг друга. Важно понимать, что создать благоприятный климат и
безопасное пространство, повысить качество обучения невозможно без
понимания взрослыми простой, но чаще всего игнорируемой истины, что
общение и есть воспитание.
От качества общения зависит и качество образования. Именно поэтому
одной из основ метода «Школьной медиации» является позитивное общение.
Школьная медиация – это своеобразная школа общения. Медиация в
учебных заведениях играет более важную роль, чем просто программа
разрешения
конфликтов.
Это
социально
значимый
инструмент
для
предупреждения возникновения и обострения конфликтов.
Цели метода «Школьной медиации» можно сформулировать следующим
образом:
-создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с
активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за
свои поступки;
-воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной
на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание
ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности,
принятие,
уважение
права
каждого
на
удовлетворение
собственных
потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
-улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного
процесса
с
помощью
медиативного
подхода,
основывающегося
на
позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном
принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.
Важная задача данного метода: научить детей, показать им на реальном
примере,
что
существует
множество
возможностей
для
реализации
интересов,
для
ненасильственного,
мирного
выхода
из
конфликтных
ситуаций, помочь в формировании личного позитивного опыта выхода из
конфликта и обретении уверенности в своих силах.
Важно, чтобы уже в раннем возрасте они обрели этот опыт и имели
возможность выбирать ненасильственные стратегии поведения. Кроме того,
школьная медиация создает условия для позитивной самоактуализации
личности в период возрастного кризиса, именно в подростковом возрасте
ребенок остро нуждается в том, чтобы обрести свое место в социуме,
получить признание, а не пытаться
добиться внимания не совсем
правильными путями, самоутверждаясь через негативные поступки и
применение силы.
Школьная медиация, работа в «группах-равных» как раз и создают условия
для того, чтобы актуализация личности проходила в позитивном ключе.
Основные принципы метода «Школьной медиации» это добровольность;
взаимное уважение; принятие, признание ценностей и самобытности каждой
отдельной личности; беспристрастность и непредвзятость; прозрачность
процесса для всех его участников; конфиденциальность, равноправие,
сотрудничество; признание права каждого на удовлетворение потребностей и
защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за
другими.
Каждый
из
перечисленных
принципов
имеет
глубокий
смысл,
обеспечивающий эффективность метода. Значимость метода состоит в том,
чтобы научить навыкам позитивного общения не только детей, но и, прежде
всего взрослых. В отношении применимости метода можно отметить
следующее
-одной стороны, он является способом разрешения конфликтов, обучения
детей позитивному общению;
-с другой стороны способом повседневного взаимодействия, как в школе,
так и дома.
Интеграция метода «Школьная медиация» и медиативного подхода в
образовательное пространство предоставляет детям возможность «отделить»
себя от негативных поступков, давая им право на ошибку без навешивания
«ярлыков». Кроме того, метод очень результативен в профилактической и
коррекционной работе с трудными подростками и несовершеннолетними
правонарушителями.
Школьная
медиация
должна
применяться
в
коррекционных
образовательных
учреждениях
для
того,
чтобы
предотвратить дальнейшее негативное развитие жизненного сценария этих
детей и предоставить им шанс занять достойное место в обществе. Школьная
медиация
—
это
не
только
образовательный
метод,
но
и
целое
мировоззрение, основанное на понимании, принятии, умении слушать и
слышать другого человека. И именно этому в первую очередь нужно учить
детей.
2.2. Медиа́тор, ка́к конфликтологический посредник
В качестве посредника при разрешении конфликтов выступает медиатор.
Медиатор (ведущий примирительной встречи) -это нейтральный посредник,
помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу
возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их
в этом. Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или
выработку ими решения, поскольку это – ответственность сторон. Медиатор
отвечает за то, чтобы люди поняли предлагаемый им восстановительный
способ выхода из ситуации и сделали осознанный выбор – воспользоваться
им или нет. Медиатор также отвечает за то, чтобы на встрече были созданы
максимальные условия для взаимопонимания и примирения.
Конфликтологический посредник – медиатор осуществляет подготовку
сторон к медиации с соблюдением следующих принципов медиации.
-добровольность
участия
сторон.
Стороны
участвуют
во
встрече
добровольно, их принуждение к участию в какой-либо форме недопустимо.
Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в
ходе самой медиации.
-информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю
необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных
последствиях.
-нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает
стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует,
что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому
медиатору или прекратить медиацию.
-конфиденциальность
процесса
медиации.
Медиация
носит
конфиденциальный характер. Медиатор и служба примирения обеспечивают
конфиденциальность медиации и защиту от разглашения документов,
касающихся процесса медиации. Исключение составляет информация,
связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения
преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников
в известность, что данная информация будет разглашена.
-ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность
участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов.
Ответственность
за
результат
медиации
несут
стороны
конфликта,
участвующие в медиации.
Медиатор не может советовать сторонам
принят, то или иное решение по существу конфликта.
Ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в
заглаживании вреда, причиненного жертве. Как было отмечено, одним из
основных требований к медиатору является сохранение нейтралитета и
беспристрастности относительно обсуждаемого вопроса, участников его
поднимающих и исхода посредничества. Их соблюдение сигнализирует
конфликтующих сторонам о заинтересованности медиатора в том, чтобы
участники
сами
выработали
свое
собственное
решение
проблемы.
Нейтральность проявляется во всем: медиатор сидит на равном расстоянии
от
конфликтующих
сторон,
предоставляет
им
равное
время
для
высказываний в течение медиативной сессии, уделяет равное внимание их
пожеланиям относительно организации процесса посредничества и т.д.
Беспристрастность
предполагает
одинаково
позитивное
эмоциональное
реагирование на реплики, мнения, суждения, предложения, высказываемые
участниками
конфликта.
Именно
проявление
нейтралитета
и
беспристрастности является самым важным и часто самым сложным для
человека, выполняющего посреднические функции.
В первую очередь, школьными медиаторами должны становиться те люди,
которые работают в системе образования: преподаватель, педагог, психолог,
социальный педагог, представитель по правам ребенка и т.д. Школьная
медиация является дополнением ко всем этим специальностям, и ее основная
функция состоит, прежде всего, в предоставлении действенного инструмента
взаимодействия
внутри
образовательно-воспитательного
пространства.
Сегодня педагог больше всего сосредоточен на том, чтобы дать детям знания
о предмете, который он преподает; и порой ему не хватает навыков
воспитателя. Школьная медиация помогает педагогу на должном уровне
выполнять воспитательную функцию. Что касается школьного психолога, то
его профессиональная компетентность часто сводится к тому, чтобы
диагностировать и констатировать существующие проблемы, к попыткам
помочь детям, учителям и родителям. Но у психолога не так много реальных
инструментов, которые помогают разрешить уже очевидную проблему и
предотвратить будущие. Аналогичные трудности возникают и в работе
социального педагога. Навыки метода «Школьная медиация» - это набор
инструментов, с которыми можно работать отдельно, и неоценимое
дополнение в работе представителей всех социально ориентированных
профессий. Стоит отметить, что в роли медиаторов могут выступать и сами
школьники, это наиболее уравновешенные, сдержанные, неконфликтные
ребята, которые могут быть объективными и беспристрастными. Кроме того,
личность медиатора предполагает высокий уровень эмпатии, то есть умение
сопереживать
другим.
Ведь
для
успешного
разрешения
ситуации
сопереживать нужно обеим сторонам конфликта.
У школьников, которые выступают в роли медиаторов, развиваются
навыки, важность которых в жизни сложно переоценить;
-это навыки общения: понимание границ, контекста общения, понимание
разницы между межличностными и объектными типами отношений и
осознанное поддерживание именно межличностных отношений;
-личностные навыки: самоконтроль, способность действовать в ситуациях
неопределенности (генерировать идеи, анализировать ситуации, принимать
решения);
-навыки
урегулирования
конфликтов:
использование
оптимальных
стратегий поведения в конфликте, способность видеть в конфликте
возможности для решения проблем, лежащих в его основе.
Сложные конфликтные ситуации в воспитательно-образовательной сфере
возникают постоянно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к
конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Понятно, что часто конфликт
несет деструктивный потенциал, хотя без конфликта не было бы и развития.
Поэтому одна из задач школьной медиации – направить энергию конфликта
не в деструктивное, а в созидательное русло. Ведь главная цель медиации в
воспитательно
–
образовательном
контексте
–
выработка
сторонами
взаимоудовлетворяющего
решения,
ориентированного
на
будущее
сотрудничество.
3. Службы школьной медиа́ции
3.1.Норма́тивно-пра́вовые основа́ния деятельности служб школьной
медиа́ции.
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации
является: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
который
определяет,
что
государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере
образования основываются, в частности, на принципе свободного развития
личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д. В 273-ФЗ в
статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних
обучающихся»
указывается,
что
в
организации,
осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений».
«Служба школьной медиации» и «Комиссия по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений» должны быть разными
структурными
подразделениями
образовательного
учреждения,
но
по
некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и
дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон
компетенции,
что
должно
быть
зафиксировано
локальными
актами
образовательного учреждения.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)»
Согласно
пункту
2
«настоящим
Федеральным
законом
регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к
спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи
с
осуществлением
предпринимательской
и
иной
экономической
деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и
семейных правоотношений».
Документы, регулирующие деятельность медиаторов и служб школьной
медиации: Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской
Федерации
на
период
до
2020
года,
утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в которой
одним из приоритетных направлений развития социальных институтов и
социальной политики государства определяется «формирование и развитие
механизмов
восстановительного
правосудия,
реализация
технологий
восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».
Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», который
определил ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному
правосудию и службам примирения:
–приоритет
восстановительного
подхода
и
мер
воспитательного
воздействия;
-наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том
числе служб примирения);
–организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение
конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений
детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
–внедрение
технологий
восстановительного
подхода,
реализация
примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-
правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной,
психологической
и
иной
реабилитационной
работы
с
жертвами
преступлений,
оказание
воспитательного
воздействия
на
несовершеннолетних правонарушителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, который
ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника основной школы»): «...как уважающего других людей,
умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов».
Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для
восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с
которого
наступает
уголовная
ответственность»,
утвержденная
Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р., данный
документ определяет основные цели, задачи и направления действий по
созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров,
внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в
работу с детьми и подростками, вовлечение всех государственных и
общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании
личности от семьи до высшей школы, включая органы и организации,
привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры,
направленные на повышение эффективности государственного управления в
сфере обеспечения защиты прав и интересов детей.
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
–новая, более эффективная система помощи семье и детям, защиты,
обеспечения и гарантирования прав и интересов детей всех возрастов и
групп, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также
вступивших в конфликт с законом;
–эффективная система профилактической и коррекционной работы с детьми,
включающая
институты
социально-психологической
помощи
ребёнку,
совершившему общественно опасные деяния, но не достигшему возраста, с
которого наступает уголовная ответственность, в осознании и заглаживании
вины перед потерпевшим;
–оздоровление
психологической
обстановки
в
образовательных
организациях в результате внедрения метода школьной медиации;
–повышение эффективности работы всех органов и организаций по защите
прав
и
интересов
детей,
оптимизация
их
структуры,
повышение
квалификации всех, кто работает с детьми;
–снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые
вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений, в том числе
повторных, и их последствий для других лиц и общества, уменьшение
асоциальных проявлений среди детей и подростков.
«Методические рекомендации по организации служб школьной медиации»,
направленным письмом Министерства образования и науки России от
18.11.2013 № BK-844/07, согласно которым для организации школьной
службы медиации необходимо решить следующие задачи:
–информировать работников образовательных организаций, обучающихся и
их родителей о службе школьной медиации;
–мотивировать работников образовательных организаций, обучающихся и
их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и
применению метода «Школьная медиация»;
–провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди
работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей
(законных представителей);
– организовать разработку согласований деятельности службы школьной
медиации;
–обучить сотрудников образовательных организаций, обучающихся и их
родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;
–установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики
безнадзорности
и
правонарушений,
опеки
и
попечительства,
дополнительного образования.
3.2. Деятельность школьной службы медиа́ции
Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков,
которая стремится:
-при конфликте снизить административные, карательные воздействия
взрослых, а также силовые воздействия и манипуляции подростков и
перевести их в конструктивную коммуникацию;
-реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению
школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип
управления;
-включать подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для
образования России инновационном проекте;
-строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания,
обращаться к таким ценностям, как справедливость и ответственность;
-дать возможность существующим в школе сообществам (взрослых и детей,
«лохов» и «авторитетов», отличников и «ботаников», богатых и бедных и
пр.) понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а
не ролевых отношений.
На первом этапе служба примирения может состоять только из взрослых,
которые прошли специальную подготовку, но в дальнейшем очень важно
участие самих школьников, поскольку:
-это
возможность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, о
которых взрослым неизвестно, куда им доступа нет;
- подросткам проще построить доверительные отношения со сверстниками:
они говорят друг с другом «на одном языке»;
-самим подросткам-медиаторам работа в школьных службах примирения
позволяет обрести серьезный опыт конструктивной коммуникации, которая
им пригодится в дальнейшей жизни.
Основная цель службы школьной медиации
(примирения) состоит в
формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства
(среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в
том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая
вступление их в конфликты.
Задачи службы примирения, направленные на работу с конфликтами и
напряженностью в школьном сообществе;
-проведение медиации (программ примирения) между конфликтующими
сторонами, а также между обидчиком и потерпевшим;
просвещение и презентационные мероприятия для всей школы (учителей,
родителей, администрации и учеников) с целью прояснения ценностей
восстановительного подхода и увеличения числа ситуаций, передаваемых на
медиации;
-выступление на городском уровне и в средствах массовой информации,
участие в конференциях;
-обучение школьников конструктивной коммуникации и медиации;
- налаживание взаимопонимания между разными людьми, организация
«школьных конференций» и «кругов» для решения важных для школьного
сообщества проблемных вопросов.
Работа школьной службы примирения построена на следующих принципах:
добровольность участия в деятельности службы; внимание к потребностям
всех
участников
образовательного
процесса
(учеников,
учителей,
администрации и т.д.); создание авторитета службы; учет групповых
процессов в группах обучающихся; наличие подготовки по конфликтологии,
медиации участников службы примирения.
Основной формой работы является программа примирения (медиация)
между участниками конфликтных ситуаций.
В основном, программа
примирения работает со следующими ситуациями: драки, кражи, побои и
издевательства, конфликты в коллективе и с учителями и т.п. При этом, если
на первый взгляд ситуация не подходит под программу, тем не менее надо
стараться не отказывать обратившемуся человеку, а попытаться найти
основания для программы. Определить, возможно, ли проведение программы
может только медиатор, или стороны самостоятельно принимают обоюдное
решение прибегнуть к данной процедуре. Таким образом, медиация - это
совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий. Несоблюдение
процедуры проведения этих стадий влечет за собой отказ сторон от
процедуры медиации или возникновение затруднений приводящих к
отрицательному
результату.
Восстановительные
программы
проходят
поэтапно.
Выделяются несколько этапов процедуры проведения медиации.
Первый этап подготовительный, в котором ведущий узнает условия
протекания конфликта и собирает необходимую информацию. В этой стадии
происходит
процесс
оценки
медиатором
конфликта
и
возможностей
применения данной процедуры. Важно определить состав участников
процедуры и на предварительной встрече с участниками обговорить круг,
лиц которых необходимо привлечь к процедуре медиации. Следует заметить,
что чаще к такой процедуре в школе прибегают несовершеннолетние,
поэтому необходимо получить согласие родителей или лиц их заменяющих.
Такое согласие должно быть письменным, в нем содержатся принципы и
правила проведения процедуры медиации. Если процедуру медиации
проводят сверстники-медиаторы, то согласия родителей или лиц их
заменяющих не требуется. Такая процедура может носить неформальный
характер и в этом случае письменное соглашение сторон не заключается.
Второй этап предварительные встречи
с участниками конфликта.
Медиатор, встречаясь с каждой из сторон по отдельности, рассказывает о
целях и принципах процедуры медиации, разъясняет роль и ответственность
сторон, последовательность работы, объясняются правила проведения
встречи и источник поступления информации о конфликте, уточняется, что
медиатор
является
не
заинтересованной
стороной.
Устанавливается
доверительный контакт с участниками, выслушивается версия каждой
стороны, принимается решение о типе примирительной программы, если
участники сторон согласны. Здесь может происходить обмен документами, а
также представление позиций сторон в устной форме. В условиях
образовательной организации под документами можно понимать: записки,
фотографии, видеоинформацию, аудиоинформацию и прочие свидетельства
конфликта. При общении с пострадавшей стороной важно учитывать ее
психологические
характеристики,
восстановить
доверие
к
себе
и
окружающим,
объяснить
причины
происходящего,
научить
способам
конструктивного поведения.
Третий этап- примирительная встреча, на которой медиатор создает
условия для диалога сторон и следит за соблюдением процедуры и взаимного
уважительного отношения, важно сохранять равноправные позиции всех
участников встречи. При проведении встречи медиатор еще раз напоминает о
причинах процедуры, представляет участников, акцентирует внимание на
правилах
проведения
медиации.
Важно
указать,
что
медиатор
лицо
нейтральное и объяснить его функции и обязанности. Время встречи не
ограничивается. Оно может занимать от 1,5 до 4 часов. Процедура может
быть прервана и перенесена по желанию сторон. В ходе переговоров
возможен перерыв. Участники могут внести в правила встречи свои
уточнения. Начинает обсуждение проблемы пострадавшая сторона. На этом
этапе важно дать сторонам высказаться, исключить ситуации, когда
участники перебивают друг друга. Особое значение имеет сохранение
уважительного
отношения
сторон,
исключение
оскорбительных
высказываний и критичных замечаний. В конце процедуры оформляется
примирительное соглашение.
Предметом медиативного соглашения является то, по поводу чего возник
спор; субъектами – участники спорного правоотношения; содержанием –
обязательства, которые принимают на себя стороны в целях урегулирования
разногласия. Следует заметить, что медиационное соглашение заключается с
согласия сторон. В условиях образовательной организации письменное
соглашение может не заключаться. Если ситуация носит криминогенный
характер или процедура медиации была обязательной, то в этом случае
соглашение
оформляется
в
обязательном
порядке,
так
как
оно
предоставляется в органы правопорядка либо лицу, направившему стороны
на процедуру медиации. Медиатор заканчивает примирительную сессию
заключительным словом, в котором подводит итог медиационной сессии и
согласовывает со сторонами дальнейшие действия.
Четвертый этап, медиатор получает информацию от сторон конфликта о
выполнении
примирительного
соглашения,
в
случае
необходимости
проводит еще одну встречу. Эту стадию можно назвать рефлексивной.
Поскольку именно здесь медиатор может получить обратную связь от сторон
о полезности и эффективности данной процедуры. Осуществляется контроль
над исполнением соглашения и анализ проделанной работы. Необходимо
заметить, что процедура медиации является длительным процессом. Каждый
этап может длиться в течение нескольких встреч.
Данное деление на четыре этапа учитывает специфику работы в
образовательной организации и выделяет основные элементы деятельности
медиатора: подготовка и сбор информации, предварительные встречи со
сторонами, примирительные встречи, рефлекторный этап, учет особенностей
образовательной организации.
Важно знать для чего программа примирения не предназначена:
-она не является уникальным средством для всех случаев;
-не является воспитательным средством, хотя определенные воспитательные
эффекты обычно наблюдаются;
-не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня
-не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и
другим окружением подростков.
В работе службы используются такие методики и программы примирения,
как медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции»,
«Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе
которых
лежат
ценности
и
принципы
восстановительного
подхода.
Например,
для
выявления
наиболее
значимых
для
детей
вопросов
взаимодействия с окружающими и выработки правил общения используется
метод «кругов примирения», когда учащиеся в классе рассаживаются в круг,
и
каждый
имеет
возможность
высказаться.
Для
решения
затяжных
конфликтов между детьми и их родителями используется методика
«семейных кругов», на которых решаются следующие задачи: достижение
общего понимания того, что произошло и происходит; возможность для
родителей в спокойной обстановке услышать понимание проблемной
ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;
возможность
для
детей
понять
эмоциональное
состояние
родителей;
осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и
нахождение компромисса.
При
разрешении
конфликтной
ситуации
посредством
медиации
ответственность за ее разрешение предоставляется сторонам. В результате
обучающиеся учатся сами, опираясь на помощь и поддержку взрослых
(медиатора и, возможно, присутствующих на встрече людей из их
ближайшего окружения), находить конструктивное решение, заглаживать
причиненный их поступками вред, восстанавливать нарушенные отношения
и связи.
Таким образом, преимущества школьной службы медиации:
-элемент новизны: новое время диктует новые технологии;
-педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и
восстановительные;
-увеличивается число детей, вовлеченных в социальную практику, растет
их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и
навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность
разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.
Следует обратить внимание на качества личности, которые формируются с
помощью школьной службы примирения и которые в настоящее время
востребованы обществом и находятся в дефиците.
Это становится
возможным
при
наличии
способности
к
пониманию
и
навыкам
осуществления действия посредством коммуникации. Служба примирения
функционирует под наблюдением взрослых. Школам важно иметь такую
программу как альтернативу существующим, прежде всего, силовым
способам реагирования на конфликт.
3.3. Процесс созда́ния школьной службы медиа́ции
Служба школьной медиации (ШМ) не имеет строго регламентированной
структуры и может формироваться в соответствии с теми потребностями и
возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной
организации. Служба школьной медиации не является ни юридическим
лицом, ни структурным подразделением образовательной организации. В
Службу ШМ могут входить сотрудники образовательной организации и дети.
Необходимым условием участия в работе Службы ШМ – является
прохождение специального обучения.
Служба ШМ действует на основании российского законодательства, устава
образовательной
организации,
иных
региональных
и
локальных
нормативных актов, в том числе и на основании положения о Службе ШМ,
которое может утверждаться советом образовательной организации, либо
нормативно-правовыми актами, соответствующими тем реалиям, в которых
находится то или иное учреждение или организация (если не предусмотрено
иное).
Для эффективного функционирования Службы ШМ необходимо
осознанное
понимание
администрацией
образовательной
организации,
контролирующих организаций, органов исполнительной власти, важности
независимой позиции Службы ШМ. Организация Службы ШМ должна
проходить поэтапно, с целью планомерной интеграции медиативного
подхода в образовательно-воспитательный процесс, с учетом принципа
добровольности и осмысленного подхода к созданию жизнеспособной
Службы ШМ.
Примерный порядок создания школьной службы медиации. Принятие
администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения,
заключение договора. Согласование с администрацией школы. Включение в
должностную инструкцию сотрудника – руководителя службы обязанностей
по организации работы и дальнейшей преемственности службы Подписание
приказа о создании службы. Утверждение Положения о Школьной службе
примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации.
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты
(число конфликтов, число административных вмешательств, отношение
педагогов к конфликтам). Отбор школьников на участие в базовом семинаре.
Проведение базового семинара. Создание клуба медиаторов и регулярные
встречи детско-взрослой команды Школьной службы медиации. Обсуждение
и
формулирование
командой
службы
примирения
ценностей
восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою
школу.
Информационные
сообщения
(презентации)
для
получения
одобрения
и
поддержки
педагогического
коллектива
(классных
руководителей), родителей, учеников. Выпуски информационных стендов,
плакатов или статей в школьной газете о создании «Школьной службы
медиации»,
на
сайте
школы.
Определение
администрацией
школы,
куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о
конфликтах. Доработка и принятие документов (на основе типовых),
регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка,
регистрационная
карточка
и
пр.).
Работа
службы
по
разрешению
поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы
медиатора.
Примерный перечень документа́ции для созда́ния школьной службы
примирения (ШСП):
-приказ директора школы о создании Школьной службы примирения;
-Положение о службе;
-должностная инструкция куратора службы;
-формы обращений в ШСП, отчетов;
-журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных
ситуаций;
-кодекс сотрудничества членов ШСП;
-информационные листы о работе ШСП;
-программа сопровождения учащихся ШСП;
-программа занятий;
-план работы (на неделю).
Следует помнить, что создание школьных служб примирения (ШСП)
позволяет снизить уровень конфликтности в школе, что будет содействовать
устранению причин противоправного поведения школьников, обучить
членов
школьного
сообщества
новой
восстановительной
практике
выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях, что
будет
содействовать
декриминализации
подростковой
среды,
создать
условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по
изменению культурных норм школьной среды.
Медиатор
в
российской
школе
должен
быть
специалистом,
поддерживающим принципы и ценности восстановительной медиации,
учитывающим воспитательное воздействие школьной медиации.
За́ключение
Наличие конфликтов в обществе, и в образовательной среде в том числе,
является
естественным,
но
зачастую
конфликт
в
образовательной
организации является «последней каплей» в череде предшествующих
ситуаций, которые либо не были своевременно замечены, либо не были
эффективно разрешены.
Служба медиации призвана реагировать не только на явно проявившийся
конфликт, но и на напряженность, взаимонепонимание в коллективе, то есть
решать вопросы по предотвращению конфликтов.
Исходя из нормативных правовых актов различного уровня, можно
определить,
что
основной целью службы
медиации
в
образовательной
организации
является
формирование
благополучного,
гуманного
и
безопасного пространства для полноценного развития и социализации
(ресоциализации) в первую очередь несовершеннолетних, в том числе при
возникновении
конфликтных
ситуаций,
содействие
профилактике
суицидальных намерений, правонарушений и преступлений, социальная
реабилитация участников конфликтных ситуаций.
При этом не страдает ничья репутация, каждый участник конфликта
получает
подлинное
внимание,
удовлетворяет
чувство
собственного
достоинства и подтверждает свою, если не значительность, то значимость
(благодаря внимательности, уважению, затраченному времени и серьезному
отношению медиаторов).
Таким образом, развитие школьной медиации в рамках профилактики
школьных конфликтов является актуальным, так как это способствует
созданию безопасного пространства в школах, и как следствие, развитие
образованного общества, которое создает безопасное, а значит комфортное
пространство вокруг себя, в котором каждый подросток и (или) взрослый
умеет коммуницировать с другим членом нашего общества не причиняя
вреда
(физического,
психологического,
эмоционального)
даже
в
тех
ситуациях, где интересы людей различны.
Литература:
-Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.:
«Владос»,
-2003. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. «Духовное
познание»,
-2004. Калашник С. И. «Медиация в сфере гражданской юрисдикции».
Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.
Коновалов Ю. А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных
стран. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» № 3,
2014.
-Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации
восстановительного
правосудия
в
отношении
детей,
в
том
числе
совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с
которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утв.
распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)
-Максудов Р., Коновалов А. Школьная служба примирения.
-Идея и технология. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009 г. -
Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.
-Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) – -
Конфликтология для педагогов / И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, -
Постановление правительства РФ от 21.09.2006 №и583 «О федеральной
целевой программе «Развития судебной системы России» на 2007 – 2012
годы» / СЗ РФ 09.10.2006 № 30 ст. 4248.
-Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры.