Автор: Исупова Екатерина Александровна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУДО ДДТ Омутнинского района Кировской области
Населённый пункт: город Омутнинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческих возможностей обучающихся по средствам технического творчества
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества Омутнинского района Кировской области
Методическая разработка на тему:
«Развитие творческих возможностей обучающихся по
средствам
технического творчества»
Выполнила:
Исупова Екатерина
Александровна, методист МБУДО
ДДТ Омутнинского района
Омутнинск,
2025
Ключевые слова: техническое творчество, развитие, дети.
Аннотация
В настоящее время дополнительное образование является системой
непрерывного образования на основе свободного самоопределения детей,
которая позволяет создавать условия для развития интеллектуально-
познавательных, творческих способностей обучающихся, помогает им
реализовать свои способности и таланты.
Annotation
Currently, additional education is a system of continuing education based on the free self-
determination of children, which allows creating conditions for the development of intellectual,
cognitive, and creative abilities of students, helping them realize their abilities and talents.
Техническое творчество - одно из важнейших направлений работы с детьми
в сфере дополнительного образования, которое позволяет наиболее полно
реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития
личности.
Система технического творчества обучающихся призвана содействовать
эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно-технических
кадров, обладающих способностью к опережающему развитию и создать
условия для формирования и развития основных компетенций обучающихся
по конструированию и моделированию в области технического творчества,
рационализаторской и изобретательской деятельности.
Техническое
творчество,
изобретательская
и
рационализаторская
деятельность - это и школа формирования высоких нравственных качеств
человека, основа инновационной деятельности и важнейшая составляющая
системы дополнительного образования.
В
доме
детского
творчества
работает
6
объединений
технической
направленности, это
- Начальное техническое моделирование и конструирование
- Мастерская Самоделкина
- Мультстудия
- Компьютерный дизайн
- Основы черчения
2
- Геометрическое черчение.
Педагоги организовывают на занятиях педагогический процесс с учетом
интереса каждого ребенка, его творческих и технических способностей.
Создают условия развития элементов технического творчества во время
учебно-воспитательного
процесса,
методов
творческого
характера
–
проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, в сочетании с
методами
самостоятельной,
индивидуальной
и
групповой
работы.
С
помощью этих методов достигается творческое и техническое мышление и
важные качества личности: познавательная мотивация, настойчивость,
самостоятельность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и
способность к сотрудничеству.
Также, развитие творческих способностей обучающихся достигается по
средствам
участия
в
различных
районных
конкурсах
технической
направленности:
- Районный заочный конкурс по компьютерной графике и дизайну,
конкурс проводится для детей 1 – 11 классов в целях развития творческого
потенциала обучающихся и привлечения их к активному использованию
информационных технологий в практической деятельности. Тема конкурса –
«Педагог
-
будущего».
Работы
конкурса
оценивались
в
следующих
номинациях:
- графический дизайн и реклама;
- дизайн костюма и аксессуаров;
- видеоролик.
- Районный конкурс «Юные техники и изобретатели» проводится для
обучающихся 10 - 12 лет в целях создания условий для развития инженерно-
конструкторского мышления. Конкурс командный, в команде не более 3
человек.
Конкурс состоит из 3-х этапов:
1 этап – теоретический. На этом этапе участники выполняют ряд
теоретических заданий связанных с историей и развитием технического
творчества.
2 этап – презентация своей модели. На этом этапе конкурсанты представляют
модели,
изготовленные
ими
заранее.
Представляют
технические
и
3
функциональные
характеристики
моделей.
(На
конкурс
могут
быть
представлены, например, прототип машины будущего, планер или ракета,
модели различного транспорта и другая техника). Дополнительные баллы
начисляются за движущиеся модели.
3 этап – практический. Конкурсанты за определенное время изготавливают
изделие из бумаги по предлагаемому чертежу, в этот раз это был
Истребитель.
- Районный конкурс исследовательских и проектных работ «Вятский
левша»
проводится для обучающиеся 1-11 классов в целях раскрытия
творческого потенциала детей в сфере науки и техники. Участие в Конкурсе
является индивидуальным и командным (команда 2 человека).
Конкурс проводится в два этапа:
1 этап (заочный) – приём заявок, исследовательских и проектных работ.
2 этап (очный) – На этом этапе Конкурса проходит защита работ и
определение победителей по критериям оценки.
Конкурс проводится по трём номинациям:
«Техническое моделирование»
«Техническое конструирование»
«Радиоэлектроника, робототехника, автоматика, телемеханика».
- Районная онлайн игра «Знатоки физики» проводилась для обучающихся
8 классов с целью повышения интеллектуального и культурного уровня. Для
участия в игре школа подавала заявку. В заявленный по Положению день и
час школа (команда) получала на электронную почту вопросы, на которые
должна была ответить и до определенного времени отправить нам. Итоги
игры подводились путем суммирования баллов, заработанных командами.
Победитель игры определяется по наибольшему количеству баллов.
- Районная выставка "ТехноАрт-2024" проводиться для обучающиеся от 6
– 18 лет с целью совершенствования и стимулирования научно-технического
творчества и развития творческой инициативы. Тема конкурса – морские
суда. Работы принимались по следующим номинациям:
- «Военные суда
- «Гражданские суда»
4
- «Подводные суда»
Полугодовая и Годовая выставка «Радуга талантов» проводиться с целью
создания
ситуации
успеха
для
обучающихся
детских
творческих
объединений МКУДО ДДТ Омутнинского района и презентации творческих
идей
и
опыта
педагогов
дополнительного
образования.
Полугодовая
проходит в январе, Годовая выставка проходит в мае. Каждое объединение
отбирает
лучшие
работы
для
участия
в
Выставке.
По
следующим
номинациям:
- Номинация "Лепка" (изделия, выполненные из глины, солёного теста,
пластилина и т.д.).
- Номинация "Бисероплетение" (изделия из бисера и пайеток.).
- Номинация "Вышивка" (различные виды вышивки).
- Номинация "Ткань и цветы" (лоскутное шитье, объёмная композиция из
ткани, авторские куклы, игрушки, модели одежды).
- Номинация "Бумагопластика" (оригами, квиллинг, аппликация и т.д.).
- Номинация "Вторая жизнь" (работы из бросового материала).
- Номинация «Живопись» (рисунки выполненные гуашью, красками.
Валяние из шерсти (картины).
- Номинация «Графика и дизайн» (анимация, мультфильмы, видеоролики).
- Номинация «Техническое творчество» (изделия из дерева, модели техники
из различных материалов, резьба и выжигание по дереву (рельефно-
плоскостная, объемная).
- Номинация «Фантазия и образ» (фотографии коллекций костюмов,
причесок, макияжа, маникюра и т.д. Работы должны быть представлены в
цветной печати). Посмотреть на работы наших обучающихся всегда
приходит много детей, как из школ города, так и из детских садов. После
посещения выставки дети приходят заниматься в наши объединения.
Таким образом, занятия по техническому творчеству в системе
дополнительного образования помогает обучающимся приобрести глубокие
и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения
и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда,
умение
работать
в
коллективе.
Занимаясь
техническим
творчеством,
5
учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в
различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный
выбор профессии и последующее овладение специальностью.
6