Напоминание

Развитие творческих возможностей обучающихся по средствам технического творчества


Автор: Исупова Екатерина Александровна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУДО ДДТ Омутнинского района Кировской области
Населённый пункт: город Омутнинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческих возможностей обучающихся по средствам технического творчества
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества Омутнинского района Кировской области

Методическая разработка на тему:

«Развитие творческих возможностей обучающихся по

средствам

технического творчества»

Выполнила:

Исупова Екатерина

Александровна, методист МБУДО

ДДТ Омутнинского района

Омутнинск,

2025

Ключевые слова: техническое творчество, развитие, дети.

Аннотация

В настоящее время дополнительное образование является системой

непрерывного образования на основе свободного самоопределения детей,

которая позволяет создавать условия для развития интеллектуально-

познавательных, творческих способностей обучающихся, помогает им

реализовать свои способности и таланты.

Annotation

Currently, additional education is a system of continuing education based on the free self-

determination of children, which allows creating conditions for the development of intellectual,

cognitive, and creative abilities of students, helping them realize their abilities and talents.

Техническое творчество - одно из важнейших направлений работы с детьми

в сфере дополнительного образования, которое позволяет наиболее полно

реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития

личности.

Система технического творчества обучающихся призвана содействовать

эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно-технических

кадров, обладающих способностью к опережающему развитию и создать

условия для формирования и развития основных компетенций обучающихся

по конструированию и моделированию в области технического творчества,

рационализаторской и изобретательской деятельности.

Техническое

творчество,

изобретательская

и

рационализаторская

деятельность - это и школа формирования высоких нравственных качеств

человека, основа инновационной деятельности и важнейшая составляющая

системы дополнительного образования.

В

доме

детского

творчества

работает

6

объединений

технической

направленности, это

- Начальное техническое моделирование и конструирование

- Мастерская Самоделкина

- Мультстудия

- Компьютерный дизайн

- Основы черчения

2

- Геометрическое черчение.

Педагоги организовывают на занятиях педагогический процесс с учетом

интереса каждого ребенка, его творческих и технических способностей.

Создают условия развития элементов технического творчества во время

учебно-воспитательного

процесса,

методов

творческого

характера

проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, в сочетании с

методами

самостоятельной,

индивидуальной

и

групповой

работы.

С

помощью этих методов достигается творческое и техническое мышление и

важные качества личности: познавательная мотивация, настойчивость,

самостоятельность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и

способность к сотрудничеству.

Также, развитие творческих способностей обучающихся достигается по

средствам

участия

в

различных

районных

конкурсах

технической

направленности:

- Районный заочный конкурс по компьютерной графике и дизайну,

конкурс проводится для детей 1 – 11 классов в целях развития творческого

потенциала обучающихся и привлечения их к активному использованию

информационных технологий в практической деятельности. Тема конкурса –

«Педагог

-

будущего».

Работы

конкурса

оценивались

в

следующих

номинациях:

- графический дизайн и реклама;

- дизайн костюма и аксессуаров;

- видеоролик.

- Районный конкурс «Юные техники и изобретатели» проводится для

обучающихся 10 - 12 лет в целях создания условий для развития инженерно-

конструкторского мышления. Конкурс командный, в команде не более 3

человек.

Конкурс состоит из 3-х этапов:

1 этап – теоретический. На этом этапе участники выполняют ряд

теоретических заданий связанных с историей и развитием технического

творчества.

2 этап – презентация своей модели. На этом этапе конкурсанты представляют

модели,

изготовленные

ими

заранее.

Представляют

технические

и

3

функциональные

характеристики

моделей.

(На

конкурс

могут

быть

представлены, например, прототип машины будущего, планер или ракета,

модели различного транспорта и другая техника). Дополнительные баллы

начисляются за движущиеся модели.

3 этап – практический. Конкурсанты за определенное время изготавливают

изделие из бумаги по предлагаемому чертежу, в этот раз это был

Истребитель.

- Районный конкурс исследовательских и проектных работ «Вятский

левша»

проводится для обучающиеся 1-11 классов в целях раскрытия

творческого потенциала детей в сфере науки и техники. Участие в Конкурсе

является индивидуальным и командным (команда 2 человека).

Конкурс проводится в два этапа:

1 этап (заочный) – приём заявок, исследовательских и проектных работ.

2 этап (очный) – На этом этапе Конкурса проходит защита работ и

определение победителей по критериям оценки.

Конкурс проводится по трём номинациям:

«Техническое моделирование»

«Техническое конструирование»

«Радиоэлектроника, робототехника, автоматика, телемеханика».

- Районная онлайн игра «Знатоки физики» проводилась для обучающихся

8 классов с целью повышения интеллектуального и культурного уровня. Для

участия в игре школа подавала заявку. В заявленный по Положению день и

час школа (команда) получала на электронную почту вопросы, на которые

должна была ответить и до определенного времени отправить нам. Итоги

игры подводились путем суммирования баллов, заработанных командами.

Победитель игры определяется по наибольшему количеству баллов.

- Районная выставка "ТехноАрт-2024" проводиться для обучающиеся от 6

– 18 лет с целью совершенствования и стимулирования научно-технического

творчества и развития творческой инициативы. Тема конкурса – морские

суда. Работы принимались по следующим номинациям:

- «Военные суда

- «Гражданские суда»

4

- «Подводные суда»

Полугодовая и Годовая выставка «Радуга талантов» проводиться с целью

создания

ситуации

успеха

для

обучающихся

детских

творческих

объединений МКУДО ДДТ Омутнинского района и презентации творческих

идей

и

опыта

педагогов

дополнительного

образования.

Полугодовая

проходит в январе, Годовая выставка проходит в мае. Каждое объединение

отбирает

лучшие

работы

для

участия

в

Выставке.

По

следующим

номинациям:

- Номинация "Лепка" (изделия, выполненные из глины, солёного теста,

пластилина и т.д.).

- Номинация "Бисероплетение" (изделия из бисера и пайеток.).

- Номинация "Вышивка" (различные виды вышивки).

- Номинация "Ткань и цветы" (лоскутное шитье, объёмная композиция из

ткани, авторские куклы, игрушки, модели одежды).

- Номинация "Бумагопластика" (оригами, квиллинг, аппликация и т.д.).

- Номинация "Вторая жизнь" (работы из бросового материала).

- Номинация «Живопись» (рисунки выполненные гуашью, красками.

Валяние из шерсти (картины).

- Номинация «Графика и дизайн» (анимация, мультфильмы, видеоролики).

- Номинация «Техническое творчество» (изделия из дерева, модели техники

из различных материалов, резьба и выжигание по дереву (рельефно-

плоскостная, объемная).

- Номинация «Фантазия и образ» (фотографии коллекций костюмов,

причесок, макияжа, маникюра и т.д. Работы должны быть представлены в

цветной печати). Посмотреть на работы наших обучающихся всегда

приходит много детей, как из школ города, так и из детских садов. После

посещения выставки дети приходят заниматься в наши объединения.

Таким образом, занятия по техническому творчеству в системе

дополнительного образования помогает обучающимся приобрести глубокие

и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения

и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда,

умение

работать

в

коллективе.

Занимаясь

техническим

творчеством,

5

учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в

различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный

выбор профессии и последующее овладение специальностью.

6



В раздел образования