Автор: Новикова Лилия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 МО "Барышский район"
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: Внеурочная деятельность
Тема: Функциональная грамотность 2 класс
Раздел: начальное образование
Функциональная грамотность
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-
научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью
изучения
блока
«Математическая
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические
суждения
и
использовать
математику
так,
чтобы
удовлетворять
в
настоящем
и
будущем
потребности,
присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование
у
обучающихся
способности
использовать
естественно-
научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в
неделю.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных
программ начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной
направленности
педагогического
процесса,
которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
-
овладевать
начальными
навыками
адаптации
в
мире
финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
2
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
результаты
изучения
блока
«Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
3
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
-
поведение
детей
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
4
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики
с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Содержание
Формы
внеурочной
деятельности
1
Читательская
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Михаил Пришвин. Беличья
память.
И.
Соколов-Микитов.
В
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая
игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные животные.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научно-
исследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Итого
8,5
2.
Математическая
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научно-
исследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Итого
8,5
3.
Финансовая грамотность
1
1
1
1
1
1
Беличьи деньги.
Поврежденные
и
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность
денег
на
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научно-
исследовательс
ких
5
1
1
0,5
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
дискуссиях;
Практические
упражнения
Итого
8,5
4.
Естественно-научная
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научно-
исследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Итого
8,5
Итого
34
6
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
Планир.
Факт.
1.
Михаил Пришвин. Беличья
память.
1
0,5
0,5
2.
Про беличьи запасы.
1
0,5
0,5
3.
Беличьи деньги.
1
0,5
0,5
4.
Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
5.
И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
1
0,5
0,5
6.
Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
7.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
1
0,5
0,5
8.
Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
9.
Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
10.
Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
11.
Банковская карта.
1
0,5
0,5
12.
Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
13.
Николай Сладков. Веселая
игра.
1
0,5
0,5
14.
Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
15.
Безопасность денег на
банковской карте.
1
0,5
0,5
16.
Лисьи норы.
1
0,5
0,5
17.
Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
18.
Про крота.
1
0,5
0,5
19.
Про кредиты.
1
0,5
0,5
20.
Корень часть растения.
1
0,5
0,5
21.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
22.
Про ежа.
1
0,5
0,5
23.
Про вклады.
1
0,5
0,5
24.
Занимательные особенности
яблока.
1
0,5
0,5
25.
Полевой хомяк.
1
0,5
0,5
26.
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
27.
Ловушки для денег.
1
0,5
0,5
28.
Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
29.
Про бобров.
1
0,5
0,5
30.
Бобры строители.
1
0,5
0,5
31.
Такие разные деньги.
1
0,5
0,5
32.
Материал для плотин.
1
0,5
0,5
33.
Позвоночные животные.
1
0,5
0,5
34.
Встреча друзей.
1
0,5
0,5
Итого:
34
17
17
7
8