Напоминание

Функциональная грамотность 2 класс


Автор: Новикова Лилия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 МО "Барышский район"
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: Внеурочная деятельность
Тема: Функциональная грамотность 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Функциональная грамотность

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов

«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего образования, требования к основной образовательной программе

начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе

авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов

(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,

общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной

грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,

«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-

научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие

способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на

них, использования их содержания для достижения собственных целей,

развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание

и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления

жизненных целей.

Целью

изучения

блока

«Математическая

грамотность»

является

формирование у обучающихся способности определять и понимать роль

математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные

математические

суждения

и

использовать

математику

так,

чтобы

удовлетворять

в

настоящем

и

будущем

потребности,

присущие

созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие

экономического

образа

мышления,

воспитание

ответственности

нравственного поведения в области экономических отношений в семье,

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения

элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является

формирование

у

обучающихся

способности

использовать

естественно-

научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут

быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения

выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы

необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые

вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих

решений.

Программа

курса

внеурочной

деятельности

«Функциональная

грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в

неделю.

Формы организации занятий:

Предметные недели;

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями

здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных

программ начального общего образования при одновременном сохранении

коррекционной

направленности

педагогического

процесса,

которая

реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,

специфические методы, приемы работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа

обеспечивает

достижение

следующих

личностных,

метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в

обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном

бюджете;

-

овладевать

начальными

навыками

адаптации

в

мире

финансовых

отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в

области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

2

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:

работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и

представления информации;

-

овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные

пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в

том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие

коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать

правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с

критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с

поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные

результаты

изучения

блока

«Читательская

грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и

заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

3

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в

соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная

грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для

распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для

объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на

научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы

человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в

разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,

объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные

суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,

активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие

показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при

выполнении заданий;

-

поведение

детей

на

занятиях:

живость,

активность,

заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

4

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса

эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики

с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть

повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,

окружающему миру, литературному чтению и др.

Содержание программы 2 класс (34 ч)

п/п

Раздел

Кол-во

часов

Содержание

Формы

внеурочной

деятельности

1

Читательская

грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Михаил Пришвин. Беличья

память.

И.

Соколов-Микитов.

В

берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая

игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Полевой хомяк.

Про бобров.

Позвоночные животные.

Библиотечные

уроки;

Деловые

беседы;

Участие

в научно-

исследовательс

ких

дискуссиях;

Практические

упражнения

Итого

8,5

2.

Математическая

грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Встреча друзей.

Библиотечные

уроки;

Деловые

беседы;

Участие

в научно-

исследовательс

ких

дискуссиях;

Практические

упражнения

Итого

8,5

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

Беличьи деньги.

Поврежденные

и

фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность

денег

на

банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Библиотечные

уроки;

Деловые

беседы;

Участие

в научно-

исследовательс

ких

5

1

1

0,5

Ловушки для денег.

Такие разные деньги.

Встреча друзей.

дискуссиях;

Практические

упражнения

Итого

8,5

4.

Естественно-научная

грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные

особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Материал для плотин.

Позвоночные животные.

Библиотечные

уроки;

Деловые

беседы;

Участие

в научно-

исследовательс

ких

дискуссиях;

Практические

упражнения

Итого

8,5

Итого

34

6

Календарно-тематическое планирование (2 класс)

п/п

Тема занятия

Всего

часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

1.

Михаил Пришвин. Беличья

память.

1

0,5

0,5

2.

Про беличьи запасы.

1

0,5

0,5

3.

Беличьи деньги.

1

0,5

0,5

4.

Про белочку и погоду.

1

0,5

0,5

5.

И. Соколов-Микитов. В

берлоге.

1

0,5

0,5

6.

Медвежье потомство.

1

0,5

0,5

7.

Поврежденные и фальшивые

деньги.

1

0,5

0,5

8.

Лесные сладкоежки.

1

0,5

0,5

9.

Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

0,5

10.

Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5

11.

Банковская карта.

1

0,5

0,5

12.

Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5

13.

Николай Сладков. Веселая

игра.

1

0,5

0,5

14.

Лисьи забавы.

1

0,5

0,5

15.

Безопасность денег на

банковской карте.

1

0,5

0,5

16.

Лисьи норы.

1

0,5

0,5

17.

Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5

18.

Про крота.

1

0,5

0,5

19.

Про кредиты.

1

0,5

0,5

20.

Корень часть растения.

1

0,5

0,5

21.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

0,5

22.

Про ежа.

1

0,5

0,5

23.

Про вклады.

1

0,5

0,5

24.

Занимательные особенности

яблока.

1

0,5

0,5

25.

Полевой хомяк.

1

0,5

0,5

26.

Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

27.

Ловушки для денег.

1

0,5

0,5

28.

Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5

29.

Про бобров.

1

0,5

0,5

30.

Бобры строители.

1

0,5

0,5

31.

Такие разные деньги.

1

0,5

0,5

32.

Материал для плотин.

1

0,5

0,5

33.

Позвоночные животные.

1

0,5

0,5

34.

Встреча друзей.

1

0,5

0,5

Итого:

34

17

17

7

8



В раздел образования