Напоминание

"Особенности организации образовательного процесса для детей с расстройством аутистического спектра"


Автор: Шишмарева Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБС(К)ОУ"С(К)НШ-ДС №10"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Троицк
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации образовательного процесса для детей с расстройством аутистического спектра"
Раздел: начальное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА

Расстройства

аутистического

спектра

(РАС)

это

группа

нейроразвитительных

состояний,

характеризующихся

нарушениями

социального взаимодействия, коммуникации и поведения. Для детей с

РАС

важно

создание

специальных

условий

обучения,

которые

учитывают их индивидуальные особенности, способствуют развитию

потенциала

и

помогают

адаптироваться

в

обществе. Организация

образовательного процесса для таких детей требует комплексного

подхода,

включающего

как

педагогические

методы,

так

и

психологическую поддержку.

1. Индивидуализация обучения

Каждый ребенок с РАС уникален: у кого-то выражены трудности в

общении, другие испытывают сложности с концентрацией внимания

или

эмоциональной

регуляцией.

Поэтому

ключевым

принципом

организации образовательного процесса является индивидуализация.

Это означает разработку персонализированных программ обучения,

которые

учитывают

сильные

стороны

ребенка,

его

интересы

и

потребности.

Индивидуальные

образовательные

планы

(ИОП):

ИОП

составляются

совместно

с

родителями,

педагогами

и

специалистами (психологами, дефектологами, логопедами). В них

указываются цели, задачи и методы работы, направленные на

развитие конкретных навыков.

Гибкость в выборе форматов: Обучение может проходить как в

классе специальной школы, так и в общеобразовательной школе

с

инклюзивным

подходом.

Иногда

используются

смешанные

модели, где часть занятий проводится индивидуально, а часть —

в группе.

2. Структурированность и предсказуемость

Детям с РАС свойственно стремление к стабильности и структуре.

Они лучше воспринимают информацию и меньше испытывают стресс,

если учебный процесс организован четко и последовательно.

Расписание

дня:

Учебное

время

должно

быть

тщательно

спланировано.

Расписание,

визуализированное

с

помощью

картинок

или

символов,

помогает

ребенку понять,

что будет

происходить дальше.

Ясные

правила:

Четкие

инструкции

и

границы

снижают

тревожность. Например, использование простых фраз, таких как

«Теперь мы будем писать», делает переходы между заданиями

более комфортными.

Ритуалы

и

привычки:

Ежедневные

ритуалы,

такие

как

приветствие, разминка или окончание занятия, создают чувство

безопасности.

3. Визуальная поддержка

Многие дети с РАС лучше воспринимают информацию визуально,

чем на слух. Использование визуальных материалов помогает им легче

понимать учебные материалы и следовать инструкциям.

Картинки,

символы

и

схемы:

Например,

вместо

объяснения

словами

можно

использовать

карточки

с

изображениями

действий или предметов.

Таймеры

и

часы:

Визуализация

времени

помогает

ребенку

планировать свою деятельность и готовиться к изменениям.

Социальные истории: Это короткие рассказы с иллюстрациями,

которые

объясняют

ребенку,

как

себя

вести

в

различных

ситуациях (например, во время перемены или на уроке).

4. Фокус на навыках социализации

Один

из

основных

вызовов

для

детей

с

РАС

это

развитие

коммуникативных и социальных навыков. Важно уделять внимание

этим аспектам в образовательном процессе.

Ролевые

игры:

Они

помогают

ребенку

практиковать

навыки

общения в безопасной среде.

Групповые

занятия:

Даже

если

ребенок

обучается

индивидуально,

периодические

групповые

занятия

с

другими

детьми способствуют развитию социальных связей.

Обучение

эмоциям:

Использование

специальных

пособий

(например, карточек с изображением эмоций) помогает ребенку

лучше понимать свои чувства и чувства окружающих.

5. Использование технологий

Современные

технологии

могут

стать

мощным

инструментом

в

обучении детей

с РАС.

Интерактивные программы,

приложения

и

устройства позволяют сделать процесс обучения более увлекательным

и доступным.

Приложения

для

развития

навыков:

Существуют

программы,

направленные на развитие речи, мелкой моторики, логического

мышления и других важных компетенций.

Альтернативные

средства

коммуникации:

Для

детей

с

ограниченными возможностями речи используются планшеты с

установленными системами аугментативной и альтернативной

коммуникации (AAC).

6. Поддержка эмоционального состояния

Дети с РАС часто сталкиваются с трудностями в управлении своими

эмоциями.

Создание благоприятной

эмоциональной атмосферы

важная часть образовательного процесса.

Зоны отдыха: В классе должна быть предусмотрена зона, где

ребенок может уединиться, если он испытывает перегрузку.

Работа с тревожностью: Педагоги и психологи могут использовать

методы релаксации, дыхательные упражнения или сенсорную

терапию для снижения уровня стресса.

Поощрение

успехов:

Важно

замечать

даже

небольшие

достижения ребенка и хвалить его за усилия.

7. Сотрудничество с родителями

Успешное обучение детей с РАС невозможно без активного участия

родителей. Школа и семья должны работать как единая команда, чтобы

обеспечить ребенку поддержку и согласованность подходов.

Регулярная обратная связь: Педагоги должны информировать

родителей

о

прогрессе

ребенка,

а

также

о

возникающих

трудностях.

Обучение родителей: Родители могут научиться методам работы

с

ребенком

дома,

например,

использованию

визуальных

подсказок или применению техник поведенческой терапии.

Совместные

мероприятия:

Участие

семьи

в

школьных

мероприятиях укрепляет связь между домом и школой.

Заключение

Организация

образовательного

процесса

для

детей

с

расстройствами аутистического спектра требует профессионального

подхода, терпения и гибкости. Главная цель — не только передача

знаний, но и создание условий для полноценного развития личности

ребенка, его социализации и успешной адаптации в обществе. При

правильной

организации

обучения

дети

с

РАС

могут

достигать

значительных успехов, развивать свои таланты и находить свое место

в мире.



В раздел образования