Автор: Булгакова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МАОУ "Инженерный лицей НГТУ"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ В УРОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Поддержание здоровья – вечная и общечеловеческая задача, особенно актуальная
сегодня. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как
гармоничное физическое, психическое и социальное состояние, а не просто
отсутствие болезней.
Как и в воспитании нравственных ценностей, заботу о здоровье следует прививать с
детства. Медики утверждают, что истоки 75% заболеваний лежат в детском возрасте.
Причина в том, что взрослые часто считают учебу главным приоритетом, забывая,
что здоровье – основа успешного обучения.
Школа – это не только место учебы, но и важная часть жизни ребенка, где он
формирует свое мировоззрение и отношение к миру. Школа призвана формировать
здоровый образ жизни, ведь, по словам Н.И. Пирогова, школа – это «руководитель
жизни на пути к будущему».
В нашей школе реализуется инновационный проект по здоровьесберегающим
технологиям. Учителя начальных классов активно используют их для
предотвращения перегрузок и повышения успеваемости учеников.
На уроках используются динамические паузы, утренняя зарядка и психологические
установки. Физкультминутки, учитывающие степень утомления, эмоциональный
настрой и разнообразие упражнений, помогают снять напряжение. Важны упражнения
для рук, глаз, слуха, осанки, дыхательная гимнастика и релаксация.
Успокаивающее дыхание:
Вдох
Выдох
Пауза
4 с
4 с
2 с
4 с
5 с
2 с
4 с
6 с
2 с
Мобилизующее дыхание:
Вдох
Выдох
Пауза
4
2
4
5
2
4
6
2
4
1.
Вставки о здоровье на уроках.
Русский язык
Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски слова: спасибо,
пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Дети думают, что общего
между этими словами, и продолжают список.
Учитель: - Дети, слова, которые вы написали, называются волшебными. Они
добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их произносят и
слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются,
они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все
вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым.
- Я могу быть здоровым.
- Я буду здоровым [8,с. 73].
Вставка 2. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает обучающимся правильно списать текст с доски:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье.
Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго
живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают
национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста
«впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её
вслух всем вместе [8,с.73].
Вставка 3. Анатомический диктант.
«Кости пальцев называют фалангами. В большом пальце две фаланги, а в
остальных по три. Все кости вместе образуют скелет. Кости дают опору
органам и защищают их. Кости бывают очень большие и совсем маленькие.
Даже в горле есть кость. Она называется подъязычная».
Предложите детям ощупать свои кости. Они легко находят фаланги, а
самые любознательные обнаруживают кости и внутри ладони.
Учитель: - Каждый человек имеет своё имя. Так и каждая кость скелета
имеет своё название. Кости ладони называют пястными [8,с.73].
Вставка 4. Разбор слова по составу.
Пясть – пястные кости – запястье.
Перст – персты – перстень – перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Пальцы – пяльцы – пялить глаза.
Ухо – подушка – заушница – заушная область.
Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и
происхождение
слов,
обозначающих
части
тела.
Пясть
–
это
пять
лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости
пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с
предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».
Перст – старинное название пальца руки. «Перст» – корень слов
второго ряда. «Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он». (А.С.
Пушкин)
Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует
углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.
Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово «заушница». Так
называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название
болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати,
можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты
можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже
туберкулёзом. Но вероятность заболеть снизится, если мы будем на каждой
перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно
укреплять здоровье [8, с.74].
Вставка 5. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной
жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать
обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Вот
несколько примеров, где дети легко и охотно приходят к заключениям:
1) «Колобок».
- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя,
с незнакомыми людьми лучше не общаться.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме
вода не может быть чистой, её надо обязательно кипятить. Если вода
прозрачная и красивая, то необязательно она чистая. В ней могут быть
невидимые глазу живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные
заболевания.
Обучающиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю,
формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой!;
- Мойте руки после туалета!;
- Мойте руки перед туалетом!;
- Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться!;
- После еды прополощите рот! [8, с.74].
Математика
Вставка 1. Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).
Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу:
«Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживёшь 99».
Вопрос 1. Через сколько часов после подъёма рекомендуется завтракать?
Ответ: 9-5=4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа после подъёма.
Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?
Ответ: 9-5=4. Последний раз нужно ужинать за 4 часа до сна.
Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
Ответ: 9 часов вечера = 21 часу, 24-21=3; 3+5 = 8.
Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в детском
возрасте -10 часов, т.е. ложиться надо в 9, а вставать можно с пяти до семи.
Если выспался, не надо залеживаться в постели. Ещё раз повторим
пословицу: «С курами ложись – с петухами вставай».
Данная вставка в урок напоминает о нормальном режиме дня и
правильном
ритме
питания
как
необходимых
условиях
здоровья,
к
соблюдению которых нужно стремиться [8, с.74].
Вставка 2. Задачи по анатомии.
Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого
человека – 260 костей.
Вопрос 1: На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у
новорождённого?
Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90.
350-260=90.
- Куда деваются эти кости?
- Они срастаются.
Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого?
Ответ: 350-260=90. При рождении у человека на 90 костей больше, чем у
взрослого человека.
Вопрос 3. Сколько костей у взрослого человека срастаются в течение жизни?
Ответ: 350-260=90. В течение жизни у здорового человека 90 костей
срастаются.
Задача 2. Позвоночник состоит из 33 позвонков, из них 7 шейных, грудных –
на 5 больше, поясничных и крестцовых – поровну, копчиковых – в 3 раза
меньше, чем грудных.
- Сколько у человека грудных позвонков?
Ответ: 7+5=12. Грудных позвонков – 12.
- Сколько у человека копчиковых позвонков?
Ответ: 12:3=4. Копчиковых позвонков – 4.
- Сколько у человека поясничных позвонков?
Ответ: 7+12+4=23; 33-23 = 10; 10:2=5. У человека 5 поясничных позвонков.
-Сколько у человека крестцовых позвонков?
Ответ: столько же, сколько и поясничных, т.е. 5 позвонков.
Задача 3. Одна муха откладывает 120 яиц. В течение лета каждая муха
успевает дать не менее 7 поколений. Сколько мух может появиться от одной
мухи?
Ответ: 355 923 200 000 000 мух. (Н.И. Перельман «Живая математика»).
- Мухи могут быть опасными переносчиками тяжёлых заразных болезней. В
жилище человека не должно быть ни одной мухи.
Задача 4.
Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов.
Картофель очищенный и сваренный целыми клубнями – 60%, а порезанный
кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле,
сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным
кусками?
Ответ: в 2 раза (75:35=2)
- Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём
много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека
энергичным, защищают от инфекций [8, с.75].
Окружающий мир
Вставка 1. К теме «Введение». Природа и человек.
- Нет неживой природы. Земля, вода, камни так же, как растения и
животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В
природе все взаимосвязано. В народе говорят: «Как аукнется, так и
откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в
природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы
природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная.
Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы,
даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому
сообществу – мир и процветание.
Вставка 2. Лекарственные растения твоего края.
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в поле. Это
травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений
признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных
растений
или
вырастить
аптеку
на
подоконнике.
Подорожник,
тысячелистник, крапива, ромашка, шиповник, черёмуха, берёза, липа, дуб,
ель, пижма, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.
Вставка 3. Всегда ли вода чистая?
- Чистой можно считать воду прокипячённую, которая в течение суток
находилась в закрытом сосуде. Самая чистая и самая полезная вода – талая, в
первые 6 часов после размораживания. Недаром, птицы весной из южных
краёв летят на север. Больше всего долгожителей на Кавказе и в Якутии.
Единственными общими условием их жизни является использование
ледниковой воды.
Вставка 4. Опасные растения.
- Знаете ли вы, что замечательное цветущее дерево черёмуха отгоняет мух и
других
насекомых?
Черёмуха
выделяет
летучие
ядовитые
вещества
(синильную кислоту). Поэтому рвать черёмуху, а тем более ставить её
букеты в комнате – опасно для здоровья.
Ядовитые растения часто имеют внешнее сходство с растениями
неядовитыми. Нужно обязательно научиться их различать. У ядовитого
растения все части его содержат ядовитые вещества: и листья, и плоды, и
кора, и корни. Нередко ядовитые растения внешне довольно привлекательны:
разноцветные листья, крупные, яркой окраски цветы, сочные ягоды. К
некоторым растениям даже опасно прикасаться: в результате – ожоги и
тяжёлые отравления.
Грибы относятся к царству живых организмов, которые совмещают в себе
черты, как животных, так и растений. Очень важно научиться собирать
съедобные грибы, правильно их готовить.
А что делать, если случайно прикоснулся к ядовитому растению
руками или телом, взял в рот ядовитый стебелёк или ягодку? Нужно как
можно быстрее вымыть руки и поражённый участок тела, промыть желудок и
сразу обратиться к врачу.
Вставка 5. Опасные животные.
- Животные могут быть источниками различных заболеваний, например,
таких, как бешенство, туберкулёз, воспаление лёгких, туляремия, даже
сибирская язва. Туберкулёзом можно заразиться от кошки, собаки, курицы,
коровы. Домашние и дикие животные, весь окружающий нас животный мир
– это наши соседи по планете, с которыми надо научиться жить в ладу
[8,с.76].
Целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни
начата не так давно, но уже прослеживается результативность и видна
положительная динамика в сохранении здоровья учащихся. В конце 2012-
2013
учебного
гола
были
проведены
срезы,
по
выявлению
уровня
сформированности здорового образа жизни учащихся класса.
Начальный срез
Низкий уровень
31,5% (6 человек)
Средний уровень
57,8 % (11 человек)
Высокий уровень
10,5% (2 человека)
Итоговый срез
Низкий уровень
0%
Средний уровень
26,3% (5 человек)
Высокий уровень
73,6% (14 человек)
На основе результатов вышеприведённых срезов можно сказать, что
произошли положительные изменения в сторону увеличения количества
учащихся, находящихся на третьем, высоком уровне сформированности
здорового образа жизни.
Что же касается пропусков учебных занятий из-за болезни, то результаты
следующие:
Болезненность детей
I-е полугодие
2012-2013 уч. год
II-е полугодие
2012-2013 уч. год
1.Не пропустили ни разу
по болезни
31,5 % (6 человек)
63,1% (12 человек)
2. Пропустили 1-2 раза
по болезни
47,3% (9 человек)
36,8% (7 человек)
3. Пропустили 3 и более
раз по болезни
21% (4 человека)
0 %
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных
ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить,
беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать
здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут
больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически. В своей
работе мы не строим грандиозных планов, которые сегодня по ряду
объективных причин не могут быть выполнены, а решаем самые простые, но
очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в
осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить
здоровье наших детей.
ПРИМЕЧАНИЕ
1.
Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый.// Народное
образование. – 1995. - № 5.
2.
Возрастная физиология и школьная гигиена. А.Г.Хрипкова.- М.:
Просвещение, 1990.
3.
Волшебные сказки. М.: - ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
4.
Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: “Олма-Пресс”. 2001.
5.
Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников.
– М., 2001.
6.
Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. \\ Школа и жизнь
М.: 1985.
7.
Соловьёв Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и
методические основы. Учебное пособие, ч. 1, ч. 2. – Ставрополь, изд-во
СГУ, 2001.
8.
Тверская С.С.. Вставки о здоровье на уроках в начальной школе.\\
Начальная школа, 1996, № 11. – с.73-76
9.
Щетинин
М.Н.
Дыхательная
гимнастика
Стрельниковой.\\
“Физкультура и спорт” - М.: 2002.