Напоминание

Культурные люди - культурное общество.


Автор: Агапова Александра Игоревна
Должность: Преподаватель, зам.директора по учебной работе
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 1 им. Н.В. Грибкова"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Культурные люди - культурное общество.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Культурные люди – культурное общество.

Аннотация. В статье рассматривается история возникновения культуры

и ее понятие, виды культуры, понятие «культурные нормы».

Ключевые слова: культура, культурные нормы, культ, культурный

человек.

«Культура – это мера человечности в человеке».

Карл Маркс.

За все время эволюции человек прибывал в постоянном развитии и

совершенствовании себя, своих личностных и духовных качеств. С течением

времени человеку прививались определенные нормы поведения, а также

новые средства самовыражения и общения между собой. Стоит отметить, что

нормы поведения зависели не только от общества, но и от эпохи во

временном промежутке, так как каждый период имеет свои моральные

принципы. Все это можно объединить в одно единое слово – культура.

Культура (в переводе с лат. языка - развитие, образование, воспитание)

- это сфера жизнедеятельности людей, в которой реализуются культурные

ценности и нормы. Термин имел свое происхождение от слова colere,

которое, в свою очередь, имело множество значений таких, как: населять,

возделывать, ухаживать, почитать, культивировать.

Впервые данное слово встречается в трактате о земледелии

древнеримского политика, писателя, новатора римской литературы М.П.

Катона (234-149 г. до н.э.) под названием «De agri cultura». В этом труде

описывается не просто процесс земледелия, а уход за полем, что

предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к

этому.

В Древнем Риме «культура» встречается в трудах М. Цицерона (106-43

г. до н.э.). впервые данное понятие он употребил в своем труде

«Тускуланские беседы», назвав философию «культурой души». Философ

считал, что человек, который занимается философией, обладает культурой

духа и ума.

В 1632-1694 гг. слово «культура» стало быть самостоятельным

понятием. Немецкий историк С. Пуфендорф применил этот термин к

человеку.

В России данное понятие вошло в обиход довольно поздно, лишь в 30-е

годы XIX века. Впервые оно встречается в книге И. Ренофанцем «Карманная

книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов» 1837г.

Как упоминалось выше, культура тесно взаимосвязано с понятием

«земля». Говорить о развитии культуры человека и социума вне культурного,

исторического, политического и экономического развития земли

невозможно. Такая взаимосвязь прослеживается на протяжении всего

исторического развития общества, независимо от того, какой характер

носили исторические события. Так или иначе они были связаны с культурой.

Многие известные деятели искусства отражали такие события в своем

творчестве.

Отечественный музыкавед М. Казиник понимает слово «культура», как

поклонение свету, как древнее знание, так как мы все проуревропейцы у нас

у всех общий язык. «Что такое «ур»? «Ур» - это культура, бог света. Бог

солнца, а «культ» это поклонение свету и солнцу. Латинское значение

«культуры» - возделывание, потому что когда светит солнце, оно

возделывает, оно дает рост вперед. Отсюда само слово «культура». Поэтому

культура на первом месте, так как это возделывание души» - утверждал М.

Казиник. Следовательно, можно сказать, что в человеке рождаются

культурные ценности через свет. А что же такое свет? Свет – это доброта,

чистота, благородство и т.д. Следовательно слово «культура» подразумевает

под собой культурные ценности, которые впитывает в себя человек. Если

следовать определению, то в культурные ценности входят незаменимые

материальные и нематериальные предметы и произведения культуры,

которые имеют художественную ценность, значимость, а также оказывание

эстетического, научного и исторического возделывание на человека. Таким

образом человек. который обладает данными культурными ценностями

называется – культурным человеком. Такой индивид является образованным,

что доказывает выше слово «образование» в определении термина

«культура», а также воспитанный, толерантный, интеллигентный,

пунктуальный и ответственный. Такой человек всегда уважает как себя. Так

и окружающих. Стоит заметить, что культурного человека всегда отличает

творческий труд, стремление к высокому, умение всегда быть благодарным, а

также проявлять любовь к природе, уметь сострадать и сочувствовать

другому человеку, доброжелательно относиться к окружающим. Культурный

человек всегда имеет свои внутренние убеждения. Но, несмотря на то, что в

наше время, когда у человека присутствуют почти все основные блага,

культурных людей можно встретить не так часто. Все дело в том, что не

каждый человек готов отвечать всем данным требованиям. Еще древние

римляне называли культурным человеком того, кто умеет выбирать себе

достойных попутчиков людей, вещей и мыслей. Ведь человек рождается

пустым сосудом, который постепенно заполняется содержимым. А значит

стоит сделать вывод, что все прививается с самого раннего детства, где очень

важна среда, в которой воспитывается ребенок. Как сказал композитор А.

Коломийцев: «Мы состоим из книг, которые читаем, фильмов, которые

смотрим, людей, с которыми проводим время, из разговоров, в которые

вовлекаемся. Нам нужно тщательно выбирать, чем питаем мы свой ум».

Таким образом. можно сказать, что мы то, чем насыщаем свой мозг. Отсюда

и рождается культура или не культура человека.

Культурный человек всегда готов соблюдать основные нормы, а также

вести себя воспитанно при любых обстоятельствах. Культурный человек

свободно владеет литературным языком страны проживания, обладает

большим кругозором в различных областях таких, как музыка, живопись,

литература, история, этнография, религия и др. Однако, если вернуться на

несколько веков ранее, то можно заметить, что приобщение к культуре, в

основном, преобладало в слоях интеллигенции, так как для них открывалось

больше возможностей, чем для простых крестьян.

Наряду с этим, ученые выделили так называемые «культурные нормы»,

которые создают людям определенные модели поведения в различных

ситуациях и обществе. Соблюдение таких норм дает высокую гарантию

успешной социализации и развития человека, как личность.

Культурные нормы стали проявляться еще в древности в малых

общинах, где как раз ярко прослеживалась национальная культура и

этническая.

Вернемся к культурному человеку. Прежде всего, культурный человек

обладает таким свойством, как знание этикета. Это далеко не врожденное

качество. Оно приобретается и вырабатывается с возрастом, начиная с

раннего детства, когда взрослые учат ребенка здороваться, говорить

«Спасибо», «Приятного аппетита» перед приемом пищи, сидеть ровно за

столом и т.д., ведь этикет – это залог успеха!

Термин «этикет» от французского означает форму, манеру поведения,

правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Существует множество правил этикета. Самое первое из них – это вежливые

слова, как в детстве их часто называют «волшебные слова», к которым

относятся «спасибо», «извините», «пожалуйста» и т.д. Второе правило –

приветствие. Третье правило этикета – благодарность. Четвертое правило –

приличное поведение.

Данные четыре правила являются основой культуры. Культурного

человека всегда можно легко заметить по его речи и поведению. Ведь такие

люди всегда вежливо и грамотно общаются в обществе. Чем больше в

обществе культурных людей, тем больше оно процветает и выделяется среди

других, а значит отсюда и рождается культурное общество. Очень часто

данный социум можно встретить среди творческих профессий – это

музыканты, художники, актеры и т.д. Как упоминалось ранее, в данном

обществе всегда соблюдаются правила этикета. Вспомним, что еще в

Средневековье, гостей, участвующих в светских застольях, рассаживали в

определенной последовательности, хотя в то время еще не было столовых

приборов в их современном понимании. Столовые приборы появились в XV

веке в странах Европы. Однако, стоит заметить, что данные нововведения

использовало лишь светское общество, в которое входили короли и их

придворные. Позже правилам этикета стали воспитывать детей с самого

раннего детства. Таким образом, в далекие времена стало формироваться

культурное общество.

На сегодняшний день культуру принято разделять на мировую,

национальную и этническую.

Мировая культура – это совокупность лучших достижений

национальных культур различных народов Земли за весь исторический

период их существования, определяется системой общечеловеческих

ценностей.

Национальная культура – это совокупность культур различных классов,

слоев, групп, включает в себя специализированные области культуры, а

также охватывает субкультуры.

Этническая культура – это совокупность объектов материальной и

духовной культуры этноса, включает в себя нравы, обычаи, орудия,

постройки, одежду, пищу, знания, верования, искусство.

Культура современного общества является очень сложной и

многогранной. Общество состоит из разных слоев людей и в рамках этого

существуют различные культуры: светская и религиозная, взрослая и

молодежная, городская и сельская, традиционная и народная и т.д. Стоит

отметить, что культура общества всегда выступает как совокупность

различных культур.

Культура на протяжении всего времени акцентируется на лучшем

социальном опыте разных поколений общества, накапливает различные

знания о мире. Социум интеллектуально развит настолько, насколько

использует все знания, накопленные временем.

Культура формирует у общества определенные ценностные

потребности, ориентиры и мировоззрение. Именно по этому уровню можно

понять степень культуры человека.

Конечно же, стоит отметить, что культура в человеке начинает

формироваться еще с детства, а именно с таких социальных институтов, как

семья, детский сад, школа. Ребенок очень быстро приобретает все

заложенную в общество информацию. Именно с таких ранних ступеней

жизни начинает рождаться культурный человек, а значит в будущем и

культурное общество. И закончить хотелось бы фразой Дины Дин :

«Культура это совершенство в бытии».

Список использованной литературы:

1.

Королев, В.К. История мировой культуры: Учебное пособие / В.К.

Королев, В.Д. Бакулов, Г.В. Драч. – Издательство: Феникс, 2009. – 534

с.

2.

Мартынов, В. Культурология / В. Мартынов. – Издательство: Асар,

2008. – 848 с.

3.

Парфенов, Н. История русской культуры / Н. Парфенов. –

Издательство: Эксмо, 2007. – 832 с.

4.

Скороход, Л.А. Подход к определению понятия «культура» / Л.А.

Скороход. – Издательство: Молодой ученый, 2017. – с 243-245.



В раздел образования