Напоминание

Разработка итоговых занятий в системе дополнительного образования


Автор: Штро Алена Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУДО г. Нижневартовска "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Нижневартовск , ХМАО-Югра
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Разработка итоговых занятий в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РАЗРАБОТКА ИТОГОВЫХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Итоговые

занятия

в

системе

дополнительного

образования

играют

ключевую роль в оценке достижений обучающихся, их творческого развития и

интеграции приобретенных знаний. Они позволяют выявить уровень усвоения

материала, сформировать навыки самооценки, а также закрепить результаты

учебного процесса в форме представления собственных проектов, достижений

или выступлений.

Основная

цель

итоговых

занятий

-

дать

возможность

ученикам

продемонстрировать свои умения, знания и навыки, а также обеспечить

качественную обратную связь со стороны педагогов и обучающихся.

Цель и задачи итогового занятия

Цель:

Закрепление и демонстрация обучающимися знаний, полученных в процессе

обучения, их самореализация и развитие творческого потенциала.

Задачи:

Оценка

уровня

усвоения

программы

дополнительного

образования.

Стимулирование самостоятельной учебной деятельности.

Развитие критического мышления и способности к самоанализу.

Формирование навыков публичного выступления и командной работы.

Мотивация к дальнейшему обучению и самосовершенствованию.

Этапы подготовки итогового занятия.

Определение формата итогового занятия.

Формат итогового занятия должен учитывать возрастные особенности

обучающихся, специфику образовательной программы и цели, поставленные

педагогом. Это могут быть:

Проектная деятельность.

Творческое выступление.

Выставка достижений.

Конкурс или соревнование.

Квест или интерактивное мероприятие.

Разработка содержания

Содержание итогового занятия разрабатывается на основе программы курса,

учитывая основные темы и направления, изученные в течение всего периода

обучения. Педагог должен выбрать наиболее значимые аспекты для закрепления и

демонстрации на итоговом занятии.

Планирование деятельности обучающихся

Определите роли обучающихся на итоговом занятии. Продумайте

индивидуальные и коллективные задания.

Учитывайте

необходимость

предварительной

подготовки

(например,

создание проектов или репетиции выступлений).

Методы и формы проведения

Выбор методов зависит от цели итогового занятия:

Индивидуальные

презентации:

каждый

обучающийся

представляет свой проект, делится результатами работы.

Коллективные

проекты:

обучающиеся

работают

в командах,

представляя общий результат.

Творческое

выступление:

концерт,

театрализованное представление, выставка работ.

Интерактивные

формы:

мастер-классы,

дебаты,

публичные дискуссии.

Оценка и рефлексия

Педагог должен предусмотреть систему оценки, которая может включать:

Самооценку обучающихся.

Оценку со стороны педагогов.

Обсуждение результатов в группе. Оценочные критерии могут включать

оригинальность, самостоятельность выполнения, уровень овладения навыками,

креативность и т. д.

Примерный план итогового занятия

Вступительная часть

Приветствие участников. Цели и задачи занятия.

Обозначение формата и критериев оценивания.

Основная часть

Индивидуальные или групповые выступления.

Представление творческих проектов или работ.

Интерактивная часть (вопросы, дискуссии).

Заключительная часть Обсуждение и анализ результатов.

Рефлексия (что понравилось, какие трудности возникли, чему научились).

Награждение (если предусмотрено).

Особенности организации итогового занятия

Гибкость в подходах.

Педагог должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их

уровень подготовки и степень вовлеченности в образовательный процесс.

Итоговое занятие должно быть доступным и интересным для каждого участника.

Использование современных технологий.

В современных условиях важно использовать информационные технологии

для создания интерактивных презентаций, проведения онлайн-выставок, создания

электронных проектов и т.д.

Обратная связь.

После итогового занятия важно уделить время на обсуждение итогов с

каждым обучающимся. Это помогает укрепить навыки рефлексии, самооценки и

критического мышления.

Заключение

Итоговое

занятие

-

это

не

только

возможность

подвести

итоги

образовательного процесса, но и важный этап в становлении

личности

обучающихся. Важно создавать атмосферу поддержки и уважения, где каждый

участник может проявить себя, поделиться своими достижениями и получить

ценные рекомендации на будущее.



В раздел образования