"Эффективное взаимодействие с детьми "группы риска"
Автор: Чеканова Елена Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ "Бугульминская кадетская школа-интернат" Населённый пункт: город Бугульма, Республика Татарстан Наименование материала: презентация Тема: "Эффективное взаимодействие с детьми "группы риска" Раздел: полное образование
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Учебный год
2012-2013
2013-2014
2014-2015 2015-2016
Всего уч-ся
160 чел
143 чел
150 чел
157 чел.
Период
Вид учета
Начало
Конец
Начало
Конец
Нача
ло
Конец На
сентя
брь
2015г
На
декабрь
2015г
ВШУ
15
12
13
12
11 24
25
23
КДН и
ЗП,
ПДН
3
2
1
0
0
9
9
8
Всего
на
учете
18
14
14
13
11
24
25
23
1.У…в И.– 6 класс
2. И….н М.- 6 класс
3. Х….в Э. -7а класс
4. З……в Р. - 7а класс
5.Т…ов Н.- 7а класс
6.Х…….в А.- 7а класс
7. Р……..в А. – 7а класс
8. А…….н Я.- 7б класс
9. Ф …….в В.– 7б класс
10. А……..н А.-7б кл.
11. Б………н Н.- 7б кл.
12. Ч……….в Н.- 7б кл.
13. Ш……..в А.– 8 класс
14. Г……….в Д.- 8 класс
15. Г……..в А.- 8 класс
16. Д…….н М.– 8 класс
17. З………..о А.- 8 класс
18. П…….в Р.– 9 класс
1.
Д………..н М.
2.
Г………..в А.
3.
Б……….н Н.
4.
Т…………ов Н.
5.
Н……..в М.
6.
Р……..в А.
7.
Х……..в А.
8.
Ш………в А.
Снят с учёта ПДН, КДН А……….н Я.
Фамилия
Пропуски
без
уваж.причин
Учёт КДН, ПДН
Нарушения
дисциплины
Отклонения
от норм
поведения,
приводы в
полицию
У………..в
+
-
+
-
И……..н
+
-
-
-
Н…………..в
-
+
+
+
Х………..в
-
+
-
+
Ф……………в
-
-
-
+
Ш…………в
+
-
-
+
Ш………..в
-
+
-
+
В………в
-
-
+
Работа с подростком и его семьёй
1. Изучение проблемных детей
Анкетирование детей и родителей, посещение всех семей.
Составление характеристик
2. Составление плана индивидуальной работы с детьми
Индивидуальная
карта,
в
которой
отражён
х а р а к т е р
педагогической
запущенности
и
неблагополучия
семьи
путём
наблюдения
за
детьми,
семьями
учеников,
результатами
их
деятельности; статус ученика в классе, интересы и склонности с
целью
включения
в
спортивную,
общественно-полезную
деятельность,
выяснено
в
какие
группы
объединения
входят
подростки.
3. Коррекция выявленных трудностей по алгоритму:
контроль за посещаемостью, выяснение причины;
Контроль за устранением пробелов в знаниях обучающихся;
Консультирование родителей и учащихся совместно с психологом
и соц.педагогом; Кл.часы; Сотрудничество с инспектором ПДН;
Включение детей в значимую деятельность
Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности»,
поэтому в работе с такими детьми необходимо:
1.
Создавать
теплую,
доброжелательную
атмосферу,
избегать
критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников;
формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты -
хороший".
2.
Принимать
подростка
таким,
какой
он
есть.
Видеть
в
отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать
ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к
успешности.
3.
Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно
его
действий
(не
подкреплять
желаемое
кому-либо
поведение,
а
выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату
в частности).
4.
Сравнивать достижения учащегося только с его собственными,
а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е.
хвалить за улучшение именно его результатов.
5.
Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во
внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье,
общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в
дальнейшей успешности ребенка.
6.
Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на
своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в
которой он способен утверждаться.
7.
Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно",
"замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала,
что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой
контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее
задание").
8. Проблемные точки превращать в зоны развития (например:
"У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к
тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не
могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие -
вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете
предложить для разрешения данной проблемы?". Далее
учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно
относясь к каждому мнению).
9.
Не только применять индивидуальный подход к каждому
подростку с учетом его способностей, особенностей
познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т.
д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
10.
Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он
"плохой", а когда "хороший"».
11.
Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих
потребность в общении) обратить на подростка внимание,
выразить заинтересованность в нем и его деятельности и
показать свое доброжелательное отношение. Обсуждение
рекомендаций, рефлексия опыта.