Напоминание

«Использование игровых технологий в ансамбле народной песни».


Автор: Куприяшкина Юлия Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "Городской" им. С.А. Шмакова
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование игровых технологий в ансамбле народной песни».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Городской» им. С.А. Шмакова

Методическая разработка на тему:

«Использование игровых технологий в ансамбле

народной песни».

Методическая разработка предназначена

педагогам для занятия с детьми

в дошкольных образовательных учреждения,

общеобразовательных учреждениях,

учреждениях дополнительного образования

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Куприяшкина Ю.Д.

г. Липецк, 2021 г.

Пояснительная записка

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до

наших дней, передаются из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие

национальные традиции. Однако в наше время и родители, и педагоги

уделяют

недостаточно

внимания

использованию

народных

игр

в

образовательном процессе. Наблюдая за играми детей, я убедилась, что они

практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности,

не проявляют к ним особого интереса. Анкетированием родителей выявила,

что в домашних условиях русские народные игры не используются вообще.

А ведь народные игры – ценнейшее средство духовно – нравственного

воспитания личности ребенка. Они дают детям возможность прикоснуться к

богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость

от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие

русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности – приоритет

государственной политики в образовании на сегодняшний день.

Методическая разработка на тему: «Использование игровых

технологий в ансамбле народной песни»

Одним из сокровищ теории и практики воспитания является опыт

народной педагогики. Его непреходящее значение определяется тем, что

воспитание и обучение происходило в непосредственной деятельности,

органической

связи

с

повседневной

жизнью.

Данное

обстоятельство

способствовало формированию готовности подрастающего поколения к

самостоятельной жизни и труду.

Кроме того, народная педагогика ориентирована на воспитание ребенка

с самых ранних лет с учетом его индивидуальных и возрастных потребностей

и особенностей, что решает проблему преемственности и непрерывности

образования и, в свою очередь, положительно сказывается на становлении

личности ребенка.

Несомненным достоинством народной педагогики является то, что она

располагает огромным арсеналом средств, форм и методов, которые доказали

свою жизненность и эффективность. Все эти формы и методы реализуют

определенные задачи в воспитании и обучении детей, т.е. осуществляют

комплексное воздействие на ребенка, но при этом преследуют конкретные

задачи.

Одним из явлений, которое прямо и непосредственно связано с

воспитанием, является игра. Игра представляет собой величайшее чудо из

чудес, изобретенное людьми сообразно природе. В нравственном воспитании

детей значение игры особенно велико, поскольку в них тесно связаны

развлечение и обучение.

Пожалуй, на протяжении всей истории человечества посредством игры

детям прививается уважение к определенному порядку вещей, народным

обычаям, осуществляется приучение их к правилам поведения. Так, игра

является универсальным средством воспитания ребенка в духе народной

культуры, привития ему национально-характерных личностных черт.

Дети воспринимают игры как весьма серьезные занятия, своего рода

уроки, призванные готовить их к труду, к взрослой жизни. Игры,

предшествовавшие общественной деятельности, являются ее своеобразной

генеральной репетицией, которая порой сливается с трудовыми аспектами

деятельности и входит как составной элемент в сам процесс труда.

Следовательно, можно утверждать, что народные игры готовят детей к

трудовой деятельности, а сам труд завершается забавами, играми, общим

весельем.

Также, вместе с игрой в жизнь ребенка приходит искусство. Игры,

связанные с танцами, песнями, сказками, загадками и другими видами

народного творчества являются одним из ключевых элементов народной

педагогики. Более того, игры учат детей общению с другими людьми,

проявлению к ним доброго отношения.

В играх наиболее полно проявляются все основные константы

народной

педагогики:

естественность;

непрерывность;

массовость;

комплексность; завершенность.

Еще одним важным аспектом игры является то, что в процессе игры

ребенок часто включается в самовоспитание, которое в данном случае

происходит стихийно, без поставленной заранее цели.

Необходимо подчеркнуть, что обозначенный потенциал народной

педагогики будет реализован только в том случае, если используемые в

воспитательной деятельности средства и формы народной педагогики будут

учитывать психофизиологическиие особенности развития детей разного

возраста.

Еще К.Д. Ушинский утверждал, что если педагогика хочет воспитать

человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех

отношениях. Например, для того чтобы обосновать целесообразность

использования

потенциала

народной

педагогики

в

воспитании

детей

дошкольного возраста, необходимо выявить особенности психического

развития детей данной возрастной категории и определить соответствующие

этим особенностям средства и методы народной педагогики.

В процессе игровой деятельности у детей развивается ориентация на

общий смысл человеческих взаимоотношений и действий, способность к

выделению в них моментов соподчинения и управления, а также в ходе игры

формируются

определенные

переживания

у

ребенка

и

осмысленная

ориентация в них. Значение игры настолько велико и разнообразно что,

лишая дитя данного вида деятельности, можно нанести непоправимый вред

психике ребенка.

Народная педагогика заботилась о психическом и физическом

здоровье будущего поколения, поэтому использовала в воспитательном

процессе игру, причем обучение детей также происходило посредством игры.

Кроме того, подвижные игры успешно способствуют удовлетворению такой

естественной потребности ребенка, как потребность в движении.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что

народная педагогика располагает всеми необходимыми средствами и

формами,

способствующими

развитию

указанных

потребностей,

новообразований,

форм

поведения

и

создает

реальные

условия

для

воспитания полноценной личности ребенка.

Выделим несколько разделов народных игр:

1.Потешки.

2.Пальчиковые игры

3.Игры – пляски с музыкальным аккомпанементом.

4.Хороводы

5. Словесные и музыкальные игры.

6. Прибаутки, загадки, частушки.

1 раздел. Потешки.

Согласно правилам народной педагогики, что бы воспитать физически

здорового,

жизнерадостного

и

любознательного

человека,

в

ребенке

необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции.

Потешки это могут обеспечить уже с самого раннего возраста. Это особые

забавы и песенки - приговорки, в которых используются различные части

тела ребёнка и взрослого. Они призваны позабавить, развеселить ребёнка,

поэтому текст сопровождаю игровыми действиями, это несёт ребенку

необходимую информацию. Потешки являются первой ступенью лестницы

ведущей к познанию богатств русского языка к усвоению народной поэзии.

Эти

примитивные

с

точки

зрения

взрослого

человека,

поэтические

произведения воспитывают жизнерадостного человека, закладывают основы

нравственности, знакомят с окружающим миром, вводят понятие множества,

счёта, закладывают основы эстетического воспитания.

2 раздел. Пальчиковые игры.

В данный раздел я включила игры с пальчиками, переоценить

достоинства которых невозможно. Кто не знает с детства знаменитые игры:

«Ладушки», «Сорока – Ворона», «Вышли пальчики гулять», «Этот пальчик –

дедушка» и д.р.

По результатам

систематического использования их,

привожу несколько доводов о пользе этих игр для детей раннего возраста:

-

произошел рывок в развитии речи, наблюдаются улучшения

произношения, обогащения лексики;

- активизируется работа головного мозга;

- развивается внимание, усидчивость, сосредоточенность;

- значительно облегчился контакт моих воспитанников с родителями и

сверстниками;

- происходит стимулирование фантазии, воображения, проявляются

творческие способности;

- идет подготовка руки к рисованию и другим прикладным видам

деятельности.

3 раздел. Игры – пляски с музыкальным аккомпанементом.

Порой родители удивляются, что их ребенок ни разу не слушавший

игры на балалайке, устремляется в пляс, ведь слух современных детей

привык к звучанию эстрадной музыки. Это можно объяснить такими

факторами, как генетическая память и эмоциональный всплеск. Начинаю

приучать детей к народным инструментам с балалайки, поскольку звучание

её не громкое, она не испугает ребёнка, но в игре чувствуется определённый

ритм. В своей работе использую наигрыши «Ах, вы сени», «Светит месяц».

Чередование медленного и быстрого темпа игры способствует улучшению

чувства ритма, переключению эмоции. Народные инструменты пробуждают

в

детях

высокую

положительную

эмоциональность

и

способствуют

улучшению музыкального слуха.

4 раздел. Хороводы.

Хоровод – это коллективный танец, сопровождающийся пением. В нем

ярко отражается

национальный характер народного, поэтического и

музыкального творчества, наиболее полные и разнообразные зарисовки

народного быта и мировоззрения. Хороводы применяю также с целью

социализации личности ребенка, устранения замкнутости и застенчивости,

обучения слажено работать в коллективе, развития ловкости, быстроты

реакции, развития музыкального слуха, получения положительных эмоций.

5 раздел. Словесные и музыкальные игры.

Народная игра – это универсальный подход к детям любого возраста.

Это эмоционально привлекательно для детей во время обучения бегу,

прыжкам,

ловкости,

выносливости,

внимательности.

Умение

сосредоточиться и выполнить условия связанные с тренировкой памяти,

воли, воображения, с координацией речи, слуха, движений. Словесные игры

имеют педагогические функции: познавательную, коммуникативно-речевую,

дидактическую, эстетическую. Музыкальные игры дают благотворную

возможность научиться соотносить интонацию, ритмику, эмоциональность

музыкально – поэтического образа и пластику, ритм жеста, рожденного

человеческим телом, то есть согласовывать, координировать движения,

внешнее действие и заключенный в нем внутренний смысл. В работе с

детьми использую такие игры: «Тили – бом», «Ветерок» и другие.

6 раздел. Прибаутки, загадки, частушки.

Прибаутки – стишки - песенки, которые развлекают и потешают

детей.

Они расширяют их словарный запас, так как богаты разнообразными

описательными оборотами для введения жизненно важной информации в

предметах и явлениях, лежащих за приделами личного опыта. Дети познают

противоречия, сравнения, причинно – следственные связи, единства и борьбу

противоположностей и даже социальные проблемы.

Шапка да шубка,

Вот и весь Мишутка!

У ежа и ёлки,

Колкие иголки

Загадки – это средство развлечения, знакомит ребёнка с радостью

мышления, направления внимания на предметы и явления, побуждает

вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает

способность и определенность мышления, и силу воображения. Для детей

раннего возраста, которые сами ещё не способны разгадывать загадки, они

превращаются в состязание на запоминание, в разновидность элементарной

словесной игры.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку! (Заяц)

Красные лапки, длинная шея,

Щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)

Частушки – короткие песенки, как правило, с юмористическим

уклоном.

Используются

для

развития

речи

и

музыкального

слуха,

ритмизации

и

динамической

пульсации,

помогают

преодолевать

стеснительность, замкнутость, позволяют обратить на себя внимание других.

Я сидела на рябине, меня кошки теребили,

Маленькие котяточки, царапали за пяточки!

На горе стоит избушка, красной глиной мазана,

Там живет одна старушка, за ногу привязана!

Заключение

Народная игра – одно из средств народной педагогики. Народные игры

могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с

дошкольниками. Новые условия жизни и быта не позволяют воспитывать

детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности

воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все,

что интересно, полезно.

Использование

народных

игр

способствует

знакомству

детей

с

истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.

Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей в

народной

педагогике

в

нашей

программе,

чередуя

игры

разных

национальностей, поочередно включая подвижные, словесные, хороводные.

Список литературы:

1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой», Москва, 1987г.

2. Аникеева Н.П. «Игра в педагогическом процессе», Новосибирск,

1889г.

3. Комиссаров Е.В. «Народная педагогика как фактор развития

творческих и интеллектуальных способностей подрастающего поколения»,

2009г.



В раздел образования