Автор: Иванова Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№19
Населённый пункт: г.Череповец, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка сценария праздника для обучающихся в 1 классе
Тема: праздник "Прощание с Букварём"
Раздел: начальное образование
Школьный конкурс методических разработок
«Современные педагогические технологии в
образовательном процессе»
Номинация: внеклассное мероприятие.
Конспект праздника "Прощание с букварем" для учащихся 1 класса.
Иванова Юлия Николаевна
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Средняя
Общеобразовательная Школа №19»
2024 год.
Праздник "Прощание с букварем"
Цель: создание условий для подведения итогов букварного периода обучения
школьников
Задачи:
1. Способствовать повторению и систематизации знаний обучающихся, полученных
в процессе работы по курсу "чтение".
2. Формировать устойчивый интерес к книге, чтению.
3. Развивать умение слушать и слышать.
4. Воспитывать в детях лучшие качества человека: доброты, чувство товарищества,
взаимовыручки и честности.
Методы и формы: беседа, элементы рефлексии, задания с использованием
проектора; работа в группах, практическая работа.
Межпредметные связи: Литературное чтение. Музыка. Искусство.
Ожидаемые результаты:
Познавательный УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и характера.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
постановка вопросов;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической
формами речи.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД :
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Оборудование: проектор, экран, карточки с цифрами, пластилин для каждого
ребенка. Книги в подарок.
Ход мероприятия
1.
Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас большой праздник. Мы прощаемся с первой школьной
книгой – букварём.
- Встречайте! Первоклассники!
(Дети входят в зал под песню «Первоклашка»)
Учитель: Добрый день, уважаемые родители, бабушки и дедушки, тёти и дяди,
братишки и сестрички! У каждого человека в жизни наступает важный и
ответственный этап. И сегодня этот момент наступил в жизни вашего ребёнка.
Сегодня у нас большой праздник - мы прощаемся с первой школьной книгой –
букварём. А ещё совсем недавно, 1 сентября, ваши дети переступили порог школы
и стали учениками. Незаметно пролетели эти дни школьной жизни. Они были очень
трудными и важными и для вас, и для ваших детей.
2.
Стихи читают ученики:
- У каждого в жизни
Единственный раз
Бывает свой первый
Свой памятный класс
- И первый учебник,
И первый урок,
И первый заливистый
Школьный звонок!
- Самый трудный 1 – й класс.
Всех труднее первый класс!
Потому что в первый раз
Мы попали в 1- й класс!
- Мы помним тот звонок весёлый
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с друзьями в школу
В свой самый лучший первый класс!
Учитель:
За высокими горами, за дремучими лесами,
Есть волшебная страна…
И сегодня в этот час я возьму с собою вас,
Мы идем в страну под названием «Букварь».
Только вход лишь тем открыт ,
Кто хочет узнать алфавит.
Кто хочет учиться читать,
Кто любит играть и мечтать,
Кто может смеяться,
И трудностям не поддаваться.
Кто любит учиться,
А главное – хочет учиться!
- Кто из вас хочет учиться?
Дети: Мы хотим.
Учитель
:
Праздник у нас необычный — единственный, который никогда
не повторится. Мы посвящаем его удивительной книге — Букварю. Букварю —
более 400 лет. Это самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать
детей. И наших детей Букварь научил читать.
А как вы читаете мы сейчас проверим. На экране вы вопросы читаете и отгадываете
их. В каждом двустишье допущена ошибка. Найдите её и исправьте.
3.
Исправление двустиший.
( Ученики зачитывают двустишия с экрана и исправляют ошибки в словах)
1СЛАЙД
Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
2СЛАЙД
На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран
(банан)
3СЛАЙД
У вратаря большой улов
Влетело в сетку пять волов. (голов)
4 СЛАЙД
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт огромный лук (жук)
С длинными усами.
5СЛАЙД
Не учил уроки,
А играл в футбол,
От того в тетрадке появился гол (кол)
Учитель:
Молодцы ребята, отгадали вы все загадки очень быстро! Но чтобы хорошо учиться,
нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с
вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в
ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите:
«Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!»
4 . Игра «Это я»!
(Учитель задаёт вопрос, а дети хором отвечают.)
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...
5. Отличие гласных и согласных
Учитель : Молодцы! Вы очень внимательные! А вот знаете ли вы, сколько в
русском языке звуков? (42), а букв? (33)
- Буквы мы пишем, а звуки? (слышим)
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? (Гл. и Согл.)
- А что вы про них знаете?
Дети отвечают:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет-
Звук получается гласный.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель : Гласные и согласные звуки вы различать научились, а на слоги слова
делить умеете?
6. Игра «Сколько слогов?»
Учитель называет слова: Школа, праздник, азбука, бабушка, пол, велосипед,
зонтик, баранка, библиотека
На столе лежат цифры. Дети подбегают, берут цифру, соответствующую количеству
слогов в слове.
7.Телеграммы:
Учитель: К нам пришли телеграммы, а вот от кого они?
Учитель зачитывает телеграммы, а дети отгадывают от кого они.
6 СЛАЙД
Поздравляю всех с Днем Букваря
ТЧК Не ссорьтесь ТЧК Давайте жить
дружно ТЧК
(Кот Леопольд).
7 СЛАЙД
Я от бабушки ушел ТЧК Я от
дедушки ушел Поздравляю с Днем
Букваря ТЧК Хочу к вам на праздник
ТЧК
(Колобок).
8 СЛАЙД
Поздравляю с Днем Букваря ТЧК
Приехать не могу ЗПТ потеряла
туфельку ТЧК
(Золушка).
Учитель:Откуда все эти герои, которые вас поздравляют с праздником?
Дети: (Из сказки)
Сначала сказки рассказывают взрослые. Потом дети учат буквы и начинают
читать сами. Так было всегда. Сначала люди не умели читать и писать, и они
передавали сказки из уст в уста. Их так и называют – устное народное творчество.
Потом появились первые книги. Сначала книги были рукописные и очень дорогие.
А когда люди научились печатать книги, одной из первых напечатанных книг стал
«Букварь». «Азбуки» и «Буквари» одни из самых древних книг на земле.
Учитель:А сейчас игра НАОБОРОТ. Сказки вы все читали. А названия
запоминали? Вот сейчас посмотрим.
Вам нужно будет в названии изменить одно слово, чтобы название сказки стало
настоящим.
8 . Игра НАОБОРОТ ( учитель произносит название, а дети по поднятой руке
называют исправленное)
«Снежная принцесса» - «Снежная королева»
«Желтая кепочка» - «Красная шапочка»
«Илья–царевич и серый волк» – «Иван–царевич и Серый волк»
«Мальчик и Карлсон» – «Малыш и Карлсон»
«Гадкий цыпленок» - «Гадкий утенок»
«Спящая бабушка» – «Спящая красавица»
«Стойкий железный солдатик» - «Стойкий оловянный солдатик»
«Сказка о рыбаке и рыбачке» - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Учитель: Когда жили герои последней сказки, люди на праздниках радовали друг
друга частушками. - А сейчас для вас, уважаемые гости, частушки в исполнении
детей.
9 . Дети поют частушки.
Мы, ребята-семилетки,
Вам частушки пропоем.
Мы в своей любимой школе
Очень весело живем.
Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит.
Трдцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся.
К нам сейчас они спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Мы простимся с Букварем
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
На уроках мы сидим,
Не поем и не шумим
Слушаем, стараемся,
Знаний набираемся.
Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Полюбуйтесь на меня –
Какой я первоклашечка.
На уроках физкультуры
Очень все стараются.
Приседанья, отжиманья
Классно получаются.
Все науки одолеем,
Все у нас получится.
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
Мы ребята-семилетки –
Любим бегать и играть.
А учиться обещаем
На «четыре» и на «пять»!
Почему мы здесь все пляшем?
Почему мы здесь поем?
Потому что расстаемся
С дорогим нам букварем.
Мы частушки вам пропели,
Ух как мы старалися!
А довольны ли вы, гости,
Пением осталися?
10. Лепка букв.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь еще поиграем. Нужно выделить букву,
которая повторяется в данном стихотворении.
1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке,
Рядом громко зарычит. /Р/
2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а мае на березе
Жук её узнать поможет. /Ж/
3. С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.
День за днем назло недугам,
Даже под дождем идем. /Д/
4. Эту букву паровоз
На своей трубе привез
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/
5. Эта буква бодрым шагом.
В бой идет под барабан.
И бодает буква букву.
Будто баловник баран. /Б/
6. Эта буква знаменита -
Стоит в начале алфавита. /А/
Учитель:
Вот все буквы перед вами.
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать.
Дети собирают слово (ДРУЖБА)
Учитель: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний.
Ребята, пусть на память об этом празднике у вас в домашних библиотеках появятся
эти
замечательные
книги.
Надеюсь,
они
вам
понравятся.
(Каждому ученику выдается на память книга. На титульном листе книги надпись)
11.Вручение книг
Я надеюсь, с книжками вы будете обращаться бережно и аккуратно. Читать их
будете с удовольствием и почерпнёте много нового из них.
Учитель.
Вот настал момент прощанья,
Праздник Букваря прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!