Напоминание

Обучающее сочинение как средство развития речи учащихся начальных классов в свете реализации требований ФГОС НОО


Автор: Строкина Нина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия№4"
Населённый пункт: г.Кстово
Наименование материала: статья
Тема: Обучающее сочинение как средство развития речи учащихся начальных классов в свете реализации требований ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Введение

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

начального общего образования (ФГОС НОО) акцентируют внимание

на важности формирования коммуникативных навыков у учащихся

младших классов. Одним из эффективных способов развития речи

является обучающее сочинение, которое помогает не только улучшить

письменную речь детей, но и способствует развитию их мыслительных

способностей,

воображения

и

логического

мышления.

В

свете

требований ФГОС НОО, работа над сочинением приобретает особую

значимость,

так

как

интегрирует

в

себе

развитие

личностных,

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных

универсальных

учебных действий (УУД).

1. Цели обучающего сочинения в рамках ФГОС НОО

Обучающее

сочинение

играет

ключевую

роль

в

развитии

речевых

навыков

и

способствует

решению

ряда

важных

задач,

соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Формирование умений логически и последовательно излагать

мысли.

Сочинение

учит

детей

планировать

текст,

выражать

свои

мысли с учетом логики и последовательности.

Развитие письменной речи. Работа над сочинением помогает

учащимся лучше освоить навыки письменного общения, обогащая их

словарный запас и увеличивая грамматическую грамотность.

Воспитание

творческого

начала.

Сочинения

стимулируют

воображение, позволяют ребенку выразить свои эмоции и чувства в

письменной форме.

Развитие

универсальных

учебных

действий.

Сочинение

способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных и

коммуникативных

УУД,

что

является

ключевым

аспектом

образовательного процесса в начальной школе.

2. Этапы работы над сочинением

Для

того

чтобы

обучающее

сочинение

стало

эффективным

средством развития речи, важно правильно организовать процесс его

написания. Он включает несколько этапов:

Подготовительный этап.

В

этом

этапе

важно

заинтересовать

учащихся темой сочинения. Учитель может использовать наглядные

материалы,

вопросы

и

обсуждения,

чтобы

активировать

познавательный интерес детей. Также на данном этапе проводится

работа по расширению словарного запаса учащихся, что облегчит им

дальнейшее написание текста.

Планирование

и

структурирование

текста.

Учитель

вместе

с

детьми

составляет

план

сочинения,

определяя

основные

части:

введение,

основную

часть

и

заключение.

Это

учит

детей

структурировать свои мысли и придерживаться определенной логики

при изложении материала.

Написание

чернового

варианта.

Важно,

чтобы

учащиеся

не

боялись ошибок на данном этапе, так как черновик - это возможность

для самовыражения и поиска наиболее удачных формулировок.

Редактирование и работа над ошибками. Редакция черновика

является важным этапом, так как учит детей анализировать свои

тексты,

находить

и

исправлять

ошибки.

Учитель

должен

мягко

корректировать ошибки и помогать детям улучшать их работы.

Презентация

сочинения.

На

этом

этапе

учащиеся

могут

зачитывать свои сочинения вслух, что способствует развитию навыков

устной речи и уверенности в себе.

3. Виды обучающих сочинений в начальной школе

В зависимости от целей и задач урока, в начальной школе могут

использоваться различные виды сочинений:

Сочинение

по

картине.

Оно

развивает

у

детей

наблюдательность,

учит

их

описывать

увиденное,

выражая

свои

мысли последовательно и логично.

Сочинение по личному опыту. Такие сочинения помогают детям

развивать эмоциональную сферу, делиться своими впечатлениями,

учат осмыслять личные переживания.

Сочинение-описание. Этот вид сочинения позволяет развивать у

детей навыки детализированного описания предметов, явлений или

людей.

Сочинение

по

прочитанному.

Оно

учит

детей

анализировать

прочитанный

текст,

выделять

главное

и

выражать

свои

мысли

относительно содержания произведения.

4.

Применение

требований

ФГОС

НОО

в

работе

над

сочинением

ФГОС

НОО

направлен

на

развитие

у

младших

школьников

целостного представления о мире, коммуникативных и регулятивных

навыков. При написании сочинений у детей формируются личностные,

метапредметные и предметные результаты обучения:

Личностные

результаты.

Сочинение

развивает

у

учащихся

творческие способности, интерес к учебе и формирует положительное

отношение к процессу письма.

Метапредметные результаты. Учащиеся учатся ставить цели,

планировать свою деятельность, анализировать и исправлять ошибки,

взаимодействовать с учителем и сверстниками.

Предметные

результаты.

Работая

над

сочинением,

дети

осваивают

грамматику,

орфографию,

пунктуацию

и

культуру

письменной речи.

Заключение

Обучающее

сочинение

является

важным

инструментом

для

развития речи у младших школьников. Оно способствует не только

улучшению

письменной

речи,

но

и

развивает

важные

учебные

и

коммуникативные

навыки,

необходимые

для

успешного

освоения

образовательной программы в рамках требований ФГОС НОО.



В раздел образования