Напоминание

Психоррекционная работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ


Автор: Сердюк Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЦПМСС № 85
Населённый пункт: РТ, г.Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Психоррекционная работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психоррекционная работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС

ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными

возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного

образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии

обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в

освоении образовательной программы.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и

воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

посредством

индивидуализации

и

дифференциации образовательного процесса.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направлено на создание

максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено

на

овладение

дошкольниками

специальными

компетенциями,

обеспечивающими

постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных

форм общения с взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ можно

выделить следующие:

- диагностическая,

- коррекционно-развивающая работа,

- профилактическая и консультативная работа с родителями.

Диагностическое направление:

Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также

систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе

психокоррекционной работы.

В

процессе

коррекционно-развивающей

работы

выполняются

задачи

по

определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития,

выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик

ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями

и другими взрослыми.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-

педагогического консилиума дошкольной организации определяются направления и

средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла

специальных занятий.

Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных

программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в

соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы

детей в целом.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка

их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим

особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ОВЗ;

• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

• определить

оптимальную

траекторию

развития

(индивидуальный

маршрут

развития ребенка);

• обеспечить

индивидуальным

сопровождением

каждого

ребёнка

с

ОВЗ

в

дошкольной организации;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной

работы;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• определить условия воспитания и обучения ребёнка;

• определить направления консультативно-просветительской работы с родителями

ребёнка.

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-

практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М.

Семаго и др.

Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения

ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей,

характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

• особенности контакта ребёнка;

• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

• реакция на одобрение;

• реакция на неудачи;

• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

• эмоциональная подвижность;

• особенности общения;

• реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и

моторной функции ребёнка:

• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

• особенности моторной функции.

Коррекционно-развивающее направление:

Структура коррекционно-развивающего занятия.

- Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную

деятельность, общение).

-

Кинезиологические

упражнения

или

Мозговой

штурм

(стимуляция

интеллектуального развития).

- Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию

и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны

сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения,

моторики).

- Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).

- Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои

силы).

Психокоррекция познавательных процессов:

1.Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших

психических функций (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством

дидактических игр, наглядных пособий.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

• игры с предметами,

• настольно-печатные и

• словесные.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает

возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными

предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно

важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с

предметами значительно обеднен.

При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным

задачам. Учитываются особенности развития детей и следующие дидактические

принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Дидактические игры по развитию наглядных форм мышления проводятся с

постепенным усложнением, учитывая опыт ребенка. При проведении дидактических игр с

одной стороны происходит руководство познавательным процессом, а с другой—

исполнение роли участника игры, партнера, направляя ребенка на выполнение игровых

действий.

Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях:

1. «Игра-сказка». Здесь подбираются сказочные герои, которые сопровождают детей

на протяжении всего занятия.

— Поздоровайся / попрощайся с куклой Катей.

— Помоги Буратино собрать игрушки в коробку. Скажи ему, как надо правильно

складывать игрушки и тому подобное.

2. «Игра- поручение». В основе их лежат действия с предметами, игрушками,

словесные поручения: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи

колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

3. «Игры-загадки».( В какое время года на улице снег?Когда бывает темно?

Угадай, кто это: говорит МЯУ, любит молоко?)

2.Формирование пространственных и временных представлений об окружающем;

• освоение пространства собственного тела

• уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,

• определение пространственных направлений по отношению к себе

• определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,

• пространственная ориентация на листе бумаги.

Упражнения: «Лево - право», «Путаница», «Покажи, где?», «Спереди, сзади»,

«Высокий – низкий», «Далеко - близко»,«Неправильный робот» ( ребенок двигается в

направлении обратном названному), «Сделай так», «Попади в ворота»

3.Формирование математических представлений.

Учитывая

низкий

уровень

развития

мышления

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и

упражнения, развивающие его три основные формы(наглядно-действенное, наглядно-

образное и словесно-логическое).

Математические игры:

• Элементарные логические игры, задачи;

• упражнения на классификацию,

• задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;

• дидактические

игры,

направленные

на

развитие

пространственных

представлений, построение сериационных рядов;

4.Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:

Развитие и коррекция её недостатков посредством сказкотерапии, игротерапии,

цветотерапии, релаксотерапии, тактильно-сенсорные игры, куклотерапия. и др.;

Сказкотерапия

– это

направление, использующее

ресурсы сказок для

решения

целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой

форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык,

образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить

чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон

настроения, навыки самообслуживания.

Куклотерапия– это увлекательная и доступная форма работы с детьми с ОВЗ,

оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с

проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания. В качестве

основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как

промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Одевая на руку куклу,

ребёнок "передаёт" ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах,

открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит

основной принцип куклотерапии,

Кукольный театр– особый вид театрального представления, в котором вместо

актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Кукольный театр - одно из самых

любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой.

В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку,

кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и

интереснее.

Игротерапия

Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ограниченными

возможностями, развивая

произвольное

внимание,

память,

воображение,

творчество. Игротерапия – это набор игровыхметодик, средств, форм, ситуаций. Являясь

уникальным

средством

реабилитации,игротерапия может

выполнять

функции

социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации

Используются следующие виды элементы игротерапии:

• театр обычных образных игрушек (настольный);

• пальчиковый театр;

• плоскостной театр.

Элементы сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка,

формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.

Игры-драматизации с элементами импровизации.

Основная задача игр-драматизаций коррекция эмоциональной сферы. Как правило,

игры строятся в форме знакомых ребенку сказок.

Целесообразность театрализованной игры с детьми с нарушением развития

обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и

освоенным детьми любого возраста. Ребенок может опробовать себя в конкретной

социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками.

Для детей, имеющих комплексные нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-

психического развития, аутизм,характерны: нежелание принимать участие в групповой

деятельности, страх, смятение, замкнутость…. Все это мешает детям социализироваться и

интегрироваться в общество.Игротерапия помогает детям эмоционально раскрепоститься,

развить положительные личностные качества. Дети с о. в. осень любят игры,

напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители.

5.Развитие игровой деятельности;

У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, развивается медленно, и

без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с

игрушками,

не

имеющими

игрового

содержания,

что

обусловлено

задержкой

сенсомоторного и интеллектуального развития.

Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые

действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов -

замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между

играющими.

Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности.

Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент

деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят

формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игры по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные),

интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Так же при подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:

- игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,

которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности.

- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

- учет структуры дефекта;

- подбор игрового материала с постепенным усложнением;

- связь содержания игры с системой знаний ребенка;

Соответствие коррекционной цели занятия;

Учет принципа смены видов деятельности;

Коррекция нарушений психологической готовности к школе.

- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- Формирование и развитие социальных навыков и социализации.

- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Развитие мелкой моторики, подготовка руки к овладению письмом.

Работа в данном направлении ведется по четырем блокам:

Пальчиковая гимнастика

• гимнастика в стихах,

• игры с палочками,

• игры с шариками,

• самомассаж пальчиков,

• массаж пальчиков массажером.

Веселый карандашик

• штриховка,

• работа с трафаретами.

• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

• дорисовка (по принципу симметрии);

• волшебные узоры,

• лабиринты.

Для родителей были подготовлены консультации по темам:

• «Зачем нужна мелкая моторика?»,

• «Приемы развития мелкой моторики»,

• «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи

с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого

ребенка.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в

воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-

типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического

здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение

коррекционно-воспитательных задач.

На

индивидуальных

консультациях

с

родителями

проводится

совместное

обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы

положительной

динамики

развития

ребёнка,

вырабатываются

рекомендации

по

преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям

дошкольной образовательной организации, к обучению в школе).

Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ

является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих

успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание

условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это

организация детской деятельности и создание специально созданной среды в дошкольной

обарзовательной организации. Эта среда представляет собой единство всех участников

образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и

обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.

Литература

:

Кожанова

Н.Е.

Диагностика

семьи

и

семейного

воспитания.

-

М.,

1995.

Макарова

Е.Г.

Преодолеть

страх,

или

Искусство

терапия.

-

М.,

1996.

Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М.

Воронеж,

2000.

Панфилова

М.А.

Игротерапия

общения.

-

М.,

2000.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и

возрастная

динамика.

-

М

Воронеж,

2000.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.,

2001.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995



В раздел образования