Автор: Сердюк Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЦПМСС № 85
Населённый пункт: РТ, г.Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Психоррекционная работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Психоррекционная работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС
ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного
образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в
освоении образовательной программы.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
посредством
индивидуализации
и
дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направлено на создание
максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено
на
овладение
дошкольниками
специальными
компетенциями,
обеспечивающими
постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных
форм общения с взрослыми и сверстниками.
Основными направлениями психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ можно
выделить следующие:
- диагностическая,
- коррекционно-развивающая работа,
- профилактическая и консультативная работа с родителями.
Диагностическое направление:
Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также
систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе
психокоррекционной работы.
В
процессе
коррекционно-развивающей
работы
выполняются
задачи
по
определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития,
выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик
ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями
и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-
педагогического консилиума дошкольной организации определяются направления и
средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла
специальных занятий.
Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных
программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в
соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы
детей в целом.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка
их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим
особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с ОВЗ;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить
оптимальную
траекторию
развития
(индивидуальный
маршрут
развития ребенка);
• обеспечить
индивидуальным
сопровождением
каждого
ребёнка
с
ОВЗ
в
дошкольной организации;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной
работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребёнка;
• определить направления консультативно-просветительской работы с родителями
ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-
практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М.
Семаго и др.
Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения
ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей,
характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
• особенности контакта ребёнка;
• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
• реакция на одобрение;
• реакция на неудачи;
• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
• эмоциональная подвижность;
• особенности общения;
• реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и
моторной функции ребёнка:
• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
• особенности моторной функции.
Коррекционно-развивающее направление:
Структура коррекционно-развивающего занятия.
- Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную
деятельность, общение).
-
Кинезиологические
упражнения
или
Мозговой
штурм
(стимуляция
интеллектуального развития).
- Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию
и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны
сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения,
моторики).
- Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).
- Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои
силы).
Психокоррекция познавательных процессов:
1.Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством
дидактических игр, наглядных пособий.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
• игры с предметами,
• настольно-печатные и
• словесные.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает
возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными
предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно
важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с
предметами значительно обеднен.
При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным
задачам. Учитываются особенности развития детей и следующие дидактические
принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактические игры по развитию наглядных форм мышления проводятся с
постепенным усложнением, учитывая опыт ребенка. При проведении дидактических игр с
одной стороны происходит руководство познавательным процессом, а с другой—
исполнение роли участника игры, партнера, направляя ребенка на выполнение игровых
действий.
Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях:
1. «Игра-сказка». Здесь подбираются сказочные герои, которые сопровождают детей
на протяжении всего занятия.
— Поздоровайся / попрощайся с куклой Катей.
— Помоги Буратино собрать игрушки в коробку. Скажи ему, как надо правильно
складывать игрушки и тому подобное.
2. «Игра- поручение». В основе их лежат действия с предметами, игрушками,
словесные поручения: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи
колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
3. «Игры-загадки».( В какое время года на улице снег?Когда бывает темно?
Угадай, кто это: говорит МЯУ, любит молоко?)
2.Формирование пространственных и временных представлений об окружающем;
• освоение пространства собственного тела
• уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,
• определение пространственных направлений по отношению к себе
• определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,
• пространственная ориентация на листе бумаги.
Упражнения: «Лево - право», «Путаница», «Покажи, где?», «Спереди, сзади»,
«Высокий – низкий», «Далеко - близко»,«Неправильный робот» ( ребенок двигается в
направлении обратном названному), «Сделай так», «Попади в ворота»
3.Формирование математических представлений.
Учитывая
низкий
уровень
развития
мышления
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и
упражнения, развивающие его три основные формы(наглядно-действенное, наглядно-
образное и словесно-логическое).
Математические игры:
• Элементарные логические игры, задачи;
• упражнения на классификацию,
• задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
• дидактические
игры,
направленные
на
развитие
пространственных
представлений, построение сериационных рядов;
4.Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:
Развитие и коррекция её недостатков посредством сказкотерапии, игротерапии,
цветотерапии, релаксотерапии, тактильно-сенсорные игры, куклотерапия. и др.;
Сказкотерапия
– это
направление, использующее
ресурсы сказок для
решения
целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой
форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык,
образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить
чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон
настроения, навыки самообслуживания.
Куклотерапия– это увлекательная и доступная форма работы с детьми с ОВЗ,
оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с
проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания. В качестве
основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как
промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Одевая на руку куклу,
ребёнок "передаёт" ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах,
открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит
основной принцип куклотерапии,
Кукольный театр– особый вид театрального представления, в котором вместо
актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Кукольный театр - одно из самых
любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой.
В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку,
кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и
интереснее.
Игротерапия
Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ограниченными
возможностями, развивая
произвольное
внимание,
память,
воображение,
творчество. Игротерапия – это набор игровыхметодик, средств, форм, ситуаций. Являясь
уникальным
средством
реабилитации,игротерапия может
выполнять
функции
социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации
Используются следующие виды элементы игротерапии:
• театр обычных образных игрушек (настольный);
• пальчиковый театр;
• плоскостной театр.
Элементы сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка,
формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.
Игры-драматизации с элементами импровизации.
Основная задача игр-драматизаций коррекция эмоциональной сферы. Как правило,
игры строятся в форме знакомых ребенку сказок.
Целесообразность театрализованной игры с детьми с нарушением развития
обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и
освоенным детьми любого возраста. Ребенок может опробовать себя в конкретной
социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками.
Для детей, имеющих комплексные нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-
психического развития, аутизм,характерны: нежелание принимать участие в групповой
деятельности, страх, смятение, замкнутость…. Все это мешает детям социализироваться и
интегрироваться в общество.Игротерапия помогает детям эмоционально раскрепоститься,
развить положительные личностные качества. Дети с о. в. осень любят игры,
напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители.
5.Развитие игровой деятельности;
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, развивается медленно, и
без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с
игрушками,
не
имеющими
игрового
содержания,
что
обусловлено
задержкой
сенсомоторного и интеллектуального развития.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые
действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов -
замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между
играющими.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности.
Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент
деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят
формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.
Игры по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные),
интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Так же при подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:
- игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности.
- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- учет структуры дефекта;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учет принципа смены видов деятельности;
Коррекция нарушений психологической готовности к школе.
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- Формирование и развитие социальных навыков и социализации.
- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Развитие мелкой моторики, подготовка руки к овладению письмом.
Работа в данном направлении ведется по четырем блокам:
Пальчиковая гимнастика
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с шариками,
• самомассаж пальчиков,
• массаж пальчиков массажером.
Веселый карандашик
• штриховка,
• работа с трафаретами.
• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
• дорисовка (по принципу симметрии);
• волшебные узоры,
• лабиринты.
Для родителей были подготовлены консультации по темам:
• «Зачем нужна мелкая моторика?»,
• «Приемы развития мелкой моторики»,
• «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».
Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи
с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого
ребенка.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в
воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-
типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического
здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение
коррекционно-воспитательных задач.
На
индивидуальных
консультациях
с
родителями
проводится
совместное
обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы
положительной
динамики
развития
ребёнка,
вырабатываются
рекомендации
по
преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям
дошкольной образовательной организации, к обучению в школе).
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ
является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих
успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание
условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это
организация детской деятельности и создание специально созданной среды в дошкольной
обарзовательной организации. Эта среда представляет собой единство всех участников
образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и
обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.
Литература
:
Кожанова
Н.Е.
Диагностика
семьи
и
семейного
воспитания.
-
М.,
1995.
Макарова
Е.Г.
Преодолеть
страх,
или
Искусство
терапия.
-
М.,
1996.
Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М.
–
Воронеж,
2000.
Панфилова
М.А.
Игротерапия
общения.
-
М.,
2000.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и
возрастная
динамика.
-
М
–
Воронеж,
2000.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.,
2001.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995