Использование современных форм работы с родителями в МДОУ "Детский сад № 13 "Вишенка"
Автор: Бородаева Анна Васильевна Должность: заведующий Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 13 "Вишенка" Населённый пункт: с Горькая Балка, Советский район, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: Использование современных форм работы с родителями в МДОУ "Детский сад № 13 "Вишенка" Раздел: дошкольное образование
Использование современных форм работы с родителями в МДОУ
«Детский сад № 13 «Вишенка»
Автор: Бородаева Анна Васильевна
с. Горькая Балка, Советский район,
Ставропольский край
"Человек
рождается
не
для
того,
чтобы
бе сследно
исче знуть
никому
н е и з в е с тной
пылинкой... Человек оставляет себя прежде всего в
человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни.
Если
ты
хочешь
о статься
в
сердце
ч е-
ловеческом,- воспитай своих детей».
В.А. Сухомлииский
Модернизация системы образования предполагает изменение форм и
методов
работы
с
родителями,
новые
идеи
сотрудничества
с
семьей
в
вопросах воспитания детей. Чего греха таить многие родители не знают чем
живут детские сады, поэтому возникают разного рода конфликты, жалобы,
претензии.
Концепция дошкольного образования положила начало реформе
дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и детский сад
имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
Осуществление модернизации образования затрагивает практически
каждую российскую семью. В последние годы отечественная наука говорит о
приоритете
семьи
в
воспитании
ребенка.
Федеральный
Закон
"Об
образовании
в
Российской
Федерации"
впервые
за
многие
десятилетия
признал,
что
родители
«обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Таким образом, и признание государством приоритета семейного
воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения,
а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и
семья
должны
стремиться
к
созданию
единого
пространства
развития
ребенка. Многие годы одним из приоритетных направлений в работе нашего
детского сада является сотрудничество с семьей в вопросах воспитания и
обучения детей дошкольного возраста, направленное на повышение качества
образовательных услуг.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс
возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят
воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают,
зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь
дошкольного учреждения.
Поэтому главной целью сотрудничества педагогов нашего детского
сада с семьей, является:
- помощь семье в создании полноценных условий для развития ребенка, с
ориентацией на психологию ребенка; осознания проблем в межличностных
отношениях ребенка с взрослыми и детьми дома, пути их решения.
-
установление
доверительных
отношений
между
детьми,
родителями
и
педагогами,
объединение
их
в
одну
команду,
воспитание
потребности
делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать
У нас сложилась система работы с родителями воспитанников. В
основе этой системы – изучение контингента родителей, образовательные
запросы родителей.
В структуре системы:
-педагогическое просвещение родителей
- информирование родителей о состоянии и перспективах работы
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс
-
привлечение
родителей
к
руководству
через
их
участие
в
работе
родительских комитетов,
Реализация этой системы способствует включению родителей в
единый воспитательный коллектив детского сада.
Перед собой мы поставили задачи:
-
взаимодействовать
с
семьей
для
обеспечения
полноценного
развития
ребенка;
- выявлять характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
-
целенаправленно
воздействовать
на
родителей
с
учетом
их
подготовленности к воспитанию детей;
- учитывать пожелания родителей, их предложения;
- познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к
школе;
-
привлечь
внимание
педагогов
и
родителей
к
формированию
единого
понимания
целей
и
задач,
средств
и
методов
воспитания
детей,
их
эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и
умственного развития.;
- повышение педагогической и психологической компетентности родителей в
вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста для выработки
единых подходов
Содержание и формы работы с родителями мы решили разбить по блокам:
- Маркетинговые исследования, создание презентативного имиджа ДОУ;
- Банк данных по семьям воспитанников;
-
Нормативные документы;
-
Родительские собрания;
-
Родительские гостиные;
-
Консультации, рекомендации;
-
Совместные досуги:
-
Наглядная педагогическая пропаганда.
Мы используем самые разнообразные формы работы с семьей и они
зависят от поставленных целей и желаемых результатов.
Планирование работы с родителями занимает особый раздел в годовом
плане учреждения.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей своих воспитанников.
Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями
проходят через оформляемые стенды , где вывешиваются фотографии членов
семей воспитанников.
Информационно-
аналитические.
Выявление
интересов,
потребностей,
запросов родителей,
уровня их
педагогической
грамотности.
Проведение
социологических
опросов.
Семинары-
практикумы,
педагогический
брифинг,
педагогическая
гостиная,
проведение
собраний,
консультаций в
нетрадиционной
форме, устные
педагогические
журналы, игры с
педагогическим
содержанием,
педагогическая
библиотека для
родителей
Наглядно-
информационные:
информационно-
ознакомительные;
информационно-
просветительские.
Ознакомление
родителей с работой
дошкольного
учреждения,
особенностями
воспитания детей.
Формирование у
родителей знаний о
воспитании и
развитии детей.
Досуговые.
Установление
эмоционального
контакта между
педагогами,
родителями,
детьми Совмест
ные досуги,
праздники, участие
родителей и детей в
выставках
Познавательные.
Ознакомление
родителей с
возрастными и
психологическими
особенностями
детей дошкольного
возраста.
Формирование у
родителей
практических
навыков воспитания
детей.
Информационные
проспекты для
родителей,
организация дней
открытых дверей,
открытых
просмотров занятий
и других видов
деятельности детей.
Организация мини-
библиотек
Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о
своих
родителях.
Все
это
позволяет
вызвать
у
родителей
доверительное
отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с
родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную,
а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь
Мы сделали для родителей в детском саду очень много наглядной
информации:
Оформили стенды, на которых поместили памятки, рекомендации для
родителей, рисунки детей, фотовыставки интересных дел, всю информация
по детям (рост, вес) и др., сделали папки-передвижки, раскладушки
Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование
среди
родителей
воспитанников,
опрашивают
детей,
изучают
семьи,
их
индивидуальные
особенности,
делают
социальные
паспорта
групп
и
намечают перспективы работы с семьей.
По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше
родители
подразделялись
на
группу
служащих
и
колхозников,
то
с
изменением
общественных
условий
появились
предприниматели,
безработные
и
неработающие;
много
неполных
семей,
имеются
семьи
с
родителями- инвалидами, многодетные семьи. Все это позволило построить
работу с родителями поэтапно.
На основе социологических исследований семей в каждой группе
был
составлен
план
работы
с
родителями,
куда
были
включены
разнообразные формы работы с родителями с учетом годовых задач детского
сада.
Анализ рисунков воспитанников на тему “Моя семья”, “Мой дом” также
помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он
сталкивается.
Анкетирование
родителей
показало,
что
многие
отцы
заботятся только о том, чтобы обеспечить ребенка материально, уклоняются
от участия в его играх, отказываются заниматься с детьми. На родительских
собраниях
в
основном
присутствуют
мамы
и
очень
редкими
гостями
являются папы.
Все это побудило нас провести родительское собрание для отцов . В
предстоящей работе мы не ставили перед собой сложных задач, а хотели
научить простому, следуя мудрому выражению “Педагогику знают все –
воспитывать, умеет не каждый”. Особый интерес вызвало прослушивание
магнитофонной записи с высказываниями детей о своих отцах, где дети
отвечали на вопросы воспитателя в непринужденной беседе. Нас порадовала
реакция отцов. Они ждали как приговора ответов детей, так их серьезно
взволновала нравственная оценка себя самого со стороны ребенка.
Далее воспитатель ИЗО детского сада провела анализ детских рисунков
на тему: “Чем папа занимается дома?”. Этот анализ ошеломил пап – в зале
стояла мертвая тишина.
Дети нарисовали пап, лежащих на диване, и, читающих газету. Отцы
открыто высказывали свое отношение к проблеме взаимоотношений отцов и
детей, предлагали разумные пути ее решения.
Итогом собрания стало замечательное стихотворение средневеково поэта
Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб.
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит...
Среди наших родителей много талантливых и общительных людей.
Так
возникла
идея
создать
в
детском
саду семейный
театр ,
который
способен стать особой конструктивной формой взаимодействия дошкольного
учреждения
с
семьей.
Кроме
того,
приобщение
взрослых
и
детей
к
театральному
искусству
представляет
по
мнению
педагогов
большую
воспитательную ценность в семейных взаимоотношениях. Благодаря такому
совместному творчеству был поставлен ни один замечательный спектакль.
Происходящее на сцене завораживало, удивляло, веселило, наконец, просто
поднимало настроение. Еще бы, ведь детям показывали их любимые сказки и
не кто ни будь, а их родители.
В нашем детском саду имеются свои педагогические традиции :
-
Одной из них является ежегодное проведение конкурса “Лучший
групповой участок”, в котором принимали участие не только педагоги но и
родители. Родители придумывают самые разные архитектурные постройки из
бросового
материала,
разрабатывают
ландшафтный
дизайн
участка,
помогают делать клумбы. Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на
котором
раскрываются
творческие
таланты
не
только
педагогов,
но
и
родителей.
- Другой очень теплой традицией является ежегодное проведение “Дня
матери”, «Дня пожилого человека», «Встреч с ветеранами». Все занятия и
мероприятия в эти дни посвящены теме материнства, подвига советского
народа в войне; дети рисуют мам и бабушек, салют, день Победы, вечный
огонь делают
подарки. Познавательные занятия имеют преимущественно
нравственную направленность. В теплой обстановке проходит чествование
женщин – матерей, героев-фронтовиков которые, воспитывая своих детей и
внуков, дарят тепло своих сердец и другим детям.
Одной из основной формой работы с родителями остается родительское
собрание.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и
консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в
них лишь формальное участие.
Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив
педагогов пришел к выводу, что родительские собрания нужно поводить по-
новому. Надо сделать так, чтобы родители не от нас узнали, а сами наглядно
видели каких результатов достиг их ребенок.
Наши собрания – это и педагогическое просвещение и консультации,
и открытые занятия, и семейные праздники.
Нет радиционные
ф о рм ы
проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее
интересны.
Чтобы родители не являлись пассивными слушателями, наши педагоги
задают вопросы слушателям, проводят примеры из практики воспитания
детей,
анализируют
педагогические
ситуации,
предлагают
родителям
просмотр занятий, игр с детьми, делают презентации достижений детей и
т.д.
Так, например, на родительском собрании: «Сохраним здоровье детей
вместе»
была
показана
утренняя
гимнастика;
подведены
итоги
анкетирования
родителей
«Какое
место
занимает
физкультура
в
вашей
семье»; сделан анализ заболеваемости детей. Показаны практические методы
закаливания в домашних условиях, даны рекомендации по профилактике
простудных заболеваний у детей.
Проведение родительских собраний, вовлечение родителей в
спортивно-оздоровительную
работу
детского
сада
стало
традицией.
Туристические
походы,
семейные
конкурсы,
проведение
субботников,
ремонтов, создание клубов для родителей дает положительный результат.
Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей
является
проявление
интереса
родителей
к
педагогическому
процессу
дошкольного учреждения, повышение родительской активности на уровне не
только
общения
с
педагогом,
но
и
оказания
помощи
и
участия
в
мероприятиях,
возникновение
дискуссий
между
у ч а с т н и ка м и
педагогического процесса, снижение количества претензий и агрессивности
родителей,
осознание
родителями
своей
ответственности
в
воспитании
ребёнка.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают
все субъекты педагогического процесса.
Прежде всего - дети. И не только
потому,
что
они
узнают
что-то
новое.
Важнее
другое
-
они
учатся
с
уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек,
дедушек,
которые,
оказывается,
так
много
знают,
так
интересно
рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь,
имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны
домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда
просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и
общественного воспитания, об интеграции усилий семьи и педагогов в
непрерывном процессе личностно-творческого развития ребенка.