Авторы: Кутузова Валентина Алексеевна, Петрухина Светлана Александровна
Должность: учителя математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 18"
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Математика в мире профессий
Раздел: среднее образование
МАТЕМАТИКА В МИРЕ ПРОФЕССИЙ
Сведения об авторах:
Кутузова Валентина Алексеевна, Петрухина Светлана Александровна ,
Афанасьева Элла Валерьевна , учителя математики, «МБОУ СОШ №18» г.Чебоксары
Оглавление
•
1)Введение
•
2)Сбор данных
•
3)Математика в профессии:
•
а)парикмахера
•
б)предпринимателя (бизнесмена)
•
в)юриста
•
г)повара (кондитера)
•
д)врача
•
е)строителя
•
4)Заключение
•
5)Библиографический список
•
Цели работы:
•
проведение исследования, доказывающего, что знания в области математики
необходимы в любой профессии.
•
Задачи работы:
•
приобретение навыков поиска и обработки информации
•
Гипотеза работы:
•
Гипотезой исследования стало предположение о том, что
•
знание математики необходимо людям любой профессии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•
провести анкетирование учащихся 8-ых классов средней общеобразовательной школы
№18 по данной тематике;
•
проанализировать полученные анкеты и выявить профессии, которые больше всего
нравятся учащимся;
•
проанализировать учебники математики 5-8 классов и выявить номера задач по данным
профессиям:
•
пообщаться с людьми тех профессий, которые нравятся большинству учеников;
•
изучить литературу и найти информацию, подтверждающую или опровергающую мою
гипотезу;
•
по результатам исследования сформулировать выводы о подтверждении или
опровержении гипотезы;
•
Доказать важность владения математическими знаниями , обеспечивающими
успешность, благополучия в профессиональной деятельности.
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:
•
беседа с людьми различных профессий (17 человек и таких профессий: медицинский
работник, парикмахер, бухгалтер, строитель, дизайнер , инженер, машинист, футболист ,
юрист.)
•
опрос среди учащихся 8-ых классов; ( 47 человек)
•
поисковый с использованием научной и учебной литературы;
•
статистический при обработке и составлении диаграмм.
Введение
Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он
приобретает в будущем, но ответственному отношению к учебе, каждый ученик обеспечивает
себя необходимыми знаниями, в частности по математике.
Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою
голову математикой, пока есть к тому возможность . Она окажет вам потом
огромную помощь во всей вашей работе» М.И.Калинин.
Анкета для учащихся
1) какие профессии вам нравятся?
2) как помогает знание математики в профессии вашим родителям (бабушкам, дедушкам)?
3) для чего нужно хорошо знать математику?
Врач, стоматолог, мас-
сажист; 13%
МВД
(следо-
ватель,
адвокат);
20%
Инже-
нер; 10%
Па-
рик-
махер;
30%
Ма-
ши-
нист;
70%
Бухгалтер; 22%
Про-
грам
мист;
80%
Фут-
бо-
лист;
10%
Ди-
зайнер;
70%
Врач, стоматолог, массажист
МВД (следователь, адвокат)
Инженер
Парикмахер
Машинист
Бухгалтер
Программист
Футболист
Дизайнер
Математика в парикмахерском искусстве.
Как сказал М.В. Ломоносов « математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Но мы хотим доказать, что математика приводит в порядок не только ваш ум, но и внешний
вид.
Задача: У нас имеется два раствора перекиси водорода: 30% и 3%. Нужно их смешать так,
чтобы получился 12% раствор. Не можем подыскать правильной пропорции…
Решение: Пусть для составления 12% смеси потребуется взять x граммов 3% раствора и у
граммов 30%. Тогда в первой порции содержится 0,03х граммов чистой перекиси водорода, во
второй 0,3у, а всего 0,03х + 0,3у.
В результате получается (х + у) граммов раствора, в котором чистой перекиси должно
быть 0,12( х + у ).
Имеем уравнение: 0,03х + 0,3у = 0,12(х + у).
Из этого уравнения находим х = 2у, т.е. 3% раствора надо взять вдвое больше, чем
30%.
Ответ: Необходимо взять 3 % раствора вдвое больше, чем 30%
Математика и экономика
•
Предприниматель (бизнесмен) — лицо, занимающееся собственным бизнесом,
имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Бизнес без
математики невозможен! Бизнес-это математика, статистика и немного алгебра. Все
отчеты в налоговую службу, бухгалтерские отчеты – сплошная математика! Сложить,
разделить, умножить, высчитать процент – это каждодневная работа любого бизнесмена.
Как он без математики высчитает, сколько нужно товара, как его лучше перевезти, как
продать повыгоднее.
Задача. Предприниматель купил акции и через год продал их, получив прибыль, причем
полученная сумма составила 11.500р. Сколько акций было куплено, если прибыль от стоимости
каждой акции составила 150р и равна 15%?
Решение.
Т.к. 150р. – 15%, то х р. - 100%.
Составив пропорцию,
получим: х=(150·100):15=1000(р) стоила одна акция.
1000+150=1150 (р) стоила одна акция через год.
11.500:1.150=10 акций было куплено.
Ответ: 10 акций.
Математика в профессии повара, кондитера.
В современное время перемены требуют, чтобы мы были успешными и востребованными
специалистами. Сегодня уже мало получить знания, надо еще уметь применить их в каждой
профессии. Изучение математики будет не только полезной зарядкой для мозга, но и поможет
решать задачи на производстве.
Повар должен уметь : осуществлять технологический процесс приготовления блюд.
Кулинарных изделий. Производить расчет потребного сырья и выхода готовой продукции,
составлять меню, заявки на продукты.
Задача: Какова должна быть высота цилиндрической кастрюли с диаметром дна 26 см, чтобы в
ней можно было приготовить 0,75 литров плодово-ягодного киселя?(Результат округлите до
сотых)
Решение: 0,75л=0.75дм3, 26см=2,6дм.То u V =2пrh? H=V:2nr = 0.14дм
Математика и спорт.
Футболист – это спортсмен, играющий в футбол. При подготовке команд и их тренеров к
серьезной схватке с соперниками, все математические методы работают как никогда.
Например, определение оптимального состава на игру в футбольном матче, оптимальной
расстановки игроков на футбольном поле, в том числе – учет командного взаимодействия и
много другое – невозможно без применения математики. И в подтверждении этому –
математические задачи про футбол.
Задача. Длина футбольного поля в Лужниках (Москва) 105 м, а ширина – 68 м. Сколько
времени потребуется футболисту, чтобы оббежать по кромке все поле, если два его шага
приходится на 1 секунду, а ширина шага 60 см.
Решение.
Футболист бежит по кромке поля, значит, длина его пути равна периметру футбольного поля
(прямоугольника): Р=2·(105+68)=346 м. Так как ширина шага футболиста 0,6 м, то за 1 с
он пробегает 0,6·2=1,2 м., значит 346:1,2≈288,3 с ему требуется , чтобы преодолеть весь
периметр поля. То есть 288,3:60≈4,8 минуты. Ответ: 4,8 минуты.
Математика и медицина.
Врач — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний,
сохранению и укреплению здоровья человека. Врачу конечно нужна математика, как он без нее
будет просчитывать, сколько нужно лекарства, когда лучше сделать операцию, и т.д.
Математика и медицина часто требуют одних и тех же приемов: прежде всего - это
наблюдения, анализ, диагностика, неоднократная проверка полученных результатов. Внимание,
терпение и настойчивость, - вот качества, необходимые врачу и математику.
Задача. Больной должен принимать лекарство по 1 мг в порошках 4 раза в день в течении 7
дней, сколько необходимо выписать данного лекарства ( расчет вести в граммах).
Решение:
1г = 1000мг, следовательно, 1 мг = 0,001 г.
Подсчитаем сколько больному необходимо лекарства в день:
4* 0,001 г = 0,004 г, следовательно, на 7 дней ему необходимо: 7* 0,004 г = 0,028 г.
Ответ: 0,028 г
Математика на АЗС
Моя мама работает на АЗС, рассмотрим её работу, ведь данный объект – это «клубок»
математических задач. На первый взгляд, здесь нет ничего особенного. Всего лишь бензин и
автомобили. Но это не так.
Задача Водителю необходимо преодолеть путь из г. Чебоксары в Москву, протяженность этого
пути 700 км. Средний расход топлива автобуса 12 литров на 100 км, а 1 литр топлива стоит 38
рублей. Сколько денег потребуется для преодоления пути в Москву и обратно?
Решение.
1)700*2=1400км.(в Москву и обратно).
2)1400*12:100=168 литр(бензина понадобиться всего ).
3)168*38=6384 рублей (требуется ).
Ответ:6384 рублей.
Математика и строительство
Мой папа работает в сфере строительства, и, конечно же, без математики ему никак не
обойтись: рассчитать необходимое количество бетона для стяжки пола или количество краски
для стен, измерить площадь ремонтируемой комнаты или вычислить оптимальное количество
плит, чтобы перекрыть подвал, и т. п.
Задача 1. Вычислите площадь стен дома снаружи. Высота дома 3м. Размер дома 10х11м.
Сколько нужно облицовочного кирпича, если для того, чтобы выложить 1м² требуется 52
кирпича?
В одном поддоне 400 штук кирпича. Сколько стоит кирпич, если один поддон стоит 4000
рублей?
Решение:
(10 + 11) · 2= 42 (м) – периметр дома.
42 · 3 = 126 (м
2
) – площадь стен.
126 · 52 = 6552 (шт.) – кирпича потребуется.
4000 : 400 = 10(руб.) – стоит 1 кирпич.
6552 · 10= 65.520(руб.) – стоят кирпичи.
Ответ: 126 м
2
, 65.520 рублей.
Заключение:
Мы считаем, что в современном мире математика очень нужна, пожалуй, как никогда
раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры. Мир входит в новую эпоху -
эпоху цифр.
В процессе выполнения исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами
получены следующие выводы и результаты. Существует ряд профессий, которым математика
нужна в «чистом» виде. Это инженер, предприниматель, бизнесмен, программист и т.д. Им
необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д. А есть ряд
профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна. Например, массажист,
футболист, парикмахер и т.д. Но в ходе исследования я убедилась, что математику просто
обязательно надо изучать людям любой профессии.
Мы считаем, что наша гипотеза подтвердилась. В ходе работы мы достигли поставленных
целей и выполнили все намеченные перед собой задачи.
Библиографический список:
1.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.:
АСТ, 2020 .
2.
Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд Математика 5 класс. – М.:
«Мнемозина», 2022.
3.
Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд Математика 6 класс. – М.:
«Мнемозина», 2021 Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В.Суворова под
ред. С.А. Теляковского. – 19-е изд.-М.: Просвещение, 2019.
4.
Я. И. Перельман «Живая математика». Москва «Наука» 2022 г.