Напоминание

Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе


Автор: Кодряну Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гатчинская СОШ № 12 "Центр образования"
Населённый пункт: г. Гатчина
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО

ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Уроки литературного чтения в начальной школе играют важную

роль

в

формировании

у детей

любви

к

литературе, развитию

их

речевых навыков и критического мышления. Чтобы сделать эти уроки

эффективными

и

интересными,

учителям

важно

использовать

разнообразные приемы и методы работы. Рассмотрим некоторые из

них.

1. Чтение вслух с обсуждением

Чтение вслух – это традиционный, но очень действенный метод.

Учитель читает произведение, а дети внимательно слушают. После

чтения можно задать вопросы по тексту, чтобы ученики научились

анализировать события, характеризовать героев и выделять главные

моменты.

Это

развивает

умение

слушать,

концентрироваться

на

содержании и формулировать мысли.

Совет: задавайте открытые вопросы, например: "Почему герой

поступил так?" или "Как ты думаешь, что случится дальше?" Это

помогает детям развивать критическое мышление и прогнозировать

события.

2. Инсценировка

Один

из

самых

интересных

приемов

инсценировка

произведений. Ученики могут разыгрывать сцены из прочитанного,

распределяя роли между собой. Это способствует лучшему усвоению

содержания, развитию выразительности речи и умению работать в

команде.

Пример:

После

чтения

сказки

можно

предложить

детям

разыграть сценку, а также обсудить, как изменились бы события, если

бы герои поступили иначе.

3. Чтение по ролям

Этот

прием

позволяет

оживить

текст

и

сделать

его

более

эмоциональным.

Ученики

читают

диалоги

персонажей

по

ролям,

стараясь передать интонации и эмоции героев. Это помогает детям

лучше

понять

мотивацию

персонажей

и

развивать

навык

выразительного чтения.

4. Работа с иллюстрациями

Иллюстрации играют важную роль в понимании текста, особенно

для

младших

школьников.

Учитель

может

показать

детям

иллюстрации

из

книги

или

предложить

нарисовать

свои.

Это

развивает

не

только

воображение,

но

и

умение

визуализировать

прочитанное.

Задание: После чтения описательного текста попросите детей

нарисовать героя или место, о котором идет речь. После этого можно

обсудить,

как

каждый

представил

себе

образы,

и

сравнить

их

с

иллюстрациями в книге.

5. Составление плана и пересказ

Этот прием развивает у детей умение структурировать текст и

выделять ключевые моменты. Учитель может предложить ученикам

составить план произведения и пересказать его. План может быть как

в виде простых пунктов, так и в виде схемы или карты событий.

Совет:

используйте

карточки

с

картинками

или

ключевыми

словами,

чтобы

помочь

детям

при

пересказе.

Это

особенно

эффективно для учеников младших классов, которые еще не уверенно

владеют письменной речью.

6. Обсуждение нравственных уроков

Литературные

произведения,

особенно

в

младших

классах,

часто

несут

в

себе

важные

нравственные

уроки.

Обсуждение

моральных ценностей произведения помогает детям задуматься о

собственных

поступках

и

сформировать

правильные

жизненные

ориентиры.

Пример: после прочтения рассказа о дружбе можно обсудить,

что такое настоящая дружба и какие качества ценятся в друзьях.

7. Использование интерактивных технологий

В современном образовательном процессе нельзя обойтись без

технологий.

На

уроках

литературного

чтения

можно

использовать

интерактивные доски, презентации, аудиокниги и даже видеоролики.

Это делает процесс обучения более увлекательным и способствует

лучшему усвоению материала.

Пример:

прослушивание

аудиоверсий

произведений

или

просмотр коротких видеороликов по мотивам прочитанного текста.

8. Проектная работа

Проектные

задания

позволяют

ученикам

более

глубоко

погрузиться в тему и проявить свои творческие способности. Учитель

может

предложить

детям

создать

проект

на

основе

прочитанного

произведения,

например,

подготовить

презентацию,

создать

мини-

книгу с иллюстрациями или рассказать о своей версии продолжения

истории.

Задание: после изучения сказок предложите ученикам придумать

и нарисовать продолжение одной из них, а затем рассказать его

классу.

Заключение

Эффективное использование различных методов и приемов на

уроках литературного чтения в начальной школе позволяет сделать

процесс

обучения

более

увлекательным

и

продуктивным.

Важно

учитывать возрастные особенности детей и создавать такие условия,

при которых чтение будет не только полезным, но и интересным

занятием. Систематическая работа с текстом помогает развивать у

учеников

навыки

анализа,

критического

мышления

и

творческого

подхода к изучению литературы.



В раздел образования