Автор: Гельвер Татьяна Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа №8"
Населённый пункт: города Красноярска
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Раздел: начальное образование
КГБОУ «Красноярская школа №8, учитель
Гельвер Т.Н.
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов,
формирования
навыков
регуляции
психоэмоциональных
состояний,
профилактики
эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.
Повышать самооценку педагогов.
Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.
Повышение мотивации к профессиональной деятельности.
Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного
процесса.
Обучение способам саморегуляции.
Ход занятия:
Разминка. Все приходят и встают в круг.
1.
Приветствие
Разминка.
Упражнение "Поза Наполеона"
Цель: педагоги эмоционально раскрепощаются, настраиваются на работу.
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед
с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: "Раз, два, три!",
каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое
понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали
одинаковое движение.
Ожидаемый результат: настрой на работу и взаимодействие.
2.
Прошу любить и жаловать.
Небольшие листочки (бейджики), булавочки, фломастеры.
Имя + качество, которое вы относите к себе.
На листочках написать свои положительные качества (не менее 3х). Можно добавить
свое хобби. После этого положим листочки в корзинку
Ожидаемый результат: сплочение группы.
3.
Упражнение «Мы похожи»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Я попрошу выполнять различные задания тем, кто обладает определенным умением или
качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.
1.
Поднимите правую руку, кто любит посещать театр, кино.
2.
Поднимите левую руку, кто любит осень.
3.
Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
4.
Руки за голову кто по утрам любит поспать.
5.
Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
6.
Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
7.
Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
8.
Наклонитесь влево, у кого глаза карего и голубого цвета.
9.
Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
10. Коснитесь правым ухом правого плеча, те кто любит свою работу.
11. Коснитесь правой рукой левого локтя те, кто больше на работе улыбается.
12. Покажите на правой руке три пальца, а на левой два те, кто часто повышает голос на
работе.
13. Коснитесь правой пяткой ноги до пальцев левой ноги те, у кого есть коллеги, с которыми
можно обсудить нерабочие моменты.
14. Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.
4.
Упражнение «Неожиданные картинки, или рисунок по кругу»
Каждый участник берет лист бумаги, подписывает его с обратной стороны и по сигналу
ведущего начинает рисовать любую картинку (30 сек.) По новому сигналу начатые рисунки
передаются следующему участнику по кругу, все продолжают рисовать на чужих листах.
Через 30 секунд происходит новый обмен листками по кругу, таким образом, рисунки
проходят полный круг и возвращаются к владельцам.
Вопросы для обсуждения:
Нравится ли вам рисунок, который получился в итоге?
Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки?
На что вы ориентировались, дорисовывая чужие рисунки? (пытались определить и
сохранить замысел предыдущего художника, воплощали собственные желания, не
задумывались)
Смотрите, какой у нас слаженный коллектив.
Основная часть
5.
Презентация по профвыгоранию
6.
Релаксационная музыка
Упражнение «Дерево».
Сейчас мысленно придумайте слово, которое главным образом характеризует вашу
работу. Слово-ассоциацию к вашей работе.
В соседней комнате на стене висит яблонька. На столе рядом лежат яблочки зрелыеи
гнилые. Сейчас вы по очереди будете заходить в эту комнату и записывать ваше слово-
ассоциацию на яблочки. Если ассоциация на ваш взгляд позитивная, вы запишете ее на
желтое яблочко. Если негативная, то на гнилое. И приклеите яблочки на дерево.
Т.о.яблочки символизируют плоды нашего труда. Иногда они нам нравятся, иногда нет,
для каждого они разные. (отрицательные и положительные стороны моей работы).
Когда каждый из участников приклеит яблочко, все заходят в эту комнату и смотрят,
делая вывод чего больше хорошего в нашей работе или плохого.
Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за
ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате
этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.
Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем
сознании больше места, чем того стоят.
В любом случае помните: стресс — это нормально, это часть нашего повседневного опыта.
Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с
любовью.
7. Тест
Экспресс-оценка профессионального выгорания
Участникам раздаётся анкета на бумажных носителях.
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
Когда в воскресенье в поддень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то
остаток выходных уже испорчен.
Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я
сделал (а) бы это без промедления.
Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят
меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики и т. д.).
На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (-ась) от курсов повышения
квалификации, от участия в конференциях и т. д.
Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища,
которые использую мысленно.
С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы
удивить меня в ней своей новизной.
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем
чертям.
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я
почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
Подсчитайте количество положительных ответов.
0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить
стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк;
нужно, чтобы он не погас.
8. Упражнения быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены,
глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то
на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое
насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх), плечи и голова
опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон.
Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок.
Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в
левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем
выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием
покоя.
Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы –
сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус,
живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представь-
те, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно
кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии
расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального
состояния.
9.Упражнение «Ласковый дождь»
Цель: релаксация
«Предлагаю вам встать в круг и повернутся на право.
( Звучит релаксирующая музыка «Шум дождя»). Положите руки на плечи друг другу. Закройте
глаза. В сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость. Изобразите дождь
на спине соседа… Пошел сильный дождь с крупными каплями…Капли падают и скатываются
по спине… Дождь становится мельче,….Медленнее… Отпустите соседа…...Подставьте руки
дождю… лицо….почувствуйте как приятные, свежие капли скатываются по нему. Вдохните
глубоко, но не напрягаясь, ощутите природу после дождя: Вдох-выдох- 3 раза. Спасибо.»
10.
Рисунок «Солнышко».
Каждый участник рисует, а потом обменивается с другими своими творческими работами. При
этом коллеги подписывают положительные качества и пожелания друг другу, могут что-то
дорисовать на рисунках.
11. Упражнение «Подарки».
Цель: положительное завершение тренинга.
Материалы: конфеты с "секретом" в вазочке.
Ход упражнения:
Ведущий: когда говорят о поражениях, то рядом ставят слово «горечь», когда о победах
– "сладость". Если считать нашу сегодняшнюю работу маленькой победой, то можно получить
награду – конфету. Только конфета не простая – к каждому фантику прикреплены особые
помогающие пожелания и позитивные мысли. Предлагаем каждому выбрать свою конфету из
вазочки. Участники вытаскивают конфеты, разворачивают их и, при желании, зачитывают то,
что написано на бумажках. Примерный список пожеланий и позитивных мыслей:
- Если хочешь увидеть радугу будь готов(а) попасть под дождь. Великим победам всегда
предшествуют поражения.
- Если ты делаешь что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает – не
расстраивайся: восход солнца – это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но
большинство людей в это время еще спит.
-Освободись от груза прошлого и смело двигайся вперед.
-Все в твоих руках, поэтому их нельзя опускать.
- Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Все великие изобретения стали
возможны благодаря пробам и ошибкам.
- Ты знаешь, что одинаковых людей не существует так же, как нет одинаковых
снежинок. Ты – удивительный и очень талантливый человек. Даже если этого пока никто не
замечает.
-Сдаться может каждый. Это легче всего на свете. А вот в том, чтобы продолжать свой
путь и не сдаваться – кроется настоящая сила.
-Чтобы получить от жизни то, чего хочешь, нужно определиться с тем, чего именно ты
хочешь.
-Когда закрывается одна дверь в счастье, открывается другая. Главное – замечать эти
новые двери.
- Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса: Почему? А почему бы и нет?
Почему бы и не я? Почему бы и не прямо сейчас?
- Все победы начинаются с победы над самим собой. С победы над своей ленью, своими
страхами и отчаянием.
- Искусство быть счастливым заключается в способности находить счастье в простых
вещах.
- Каждая мечта дается нам вместе с силами для ее осуществления.
- Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того,
что делаешь.
Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!