Автор: Терская Ольга Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Калтан
Наименование материала: Проектная задача
Тема: «По дорогам сказок»
Раздел: начальное образование
Проектная задача
«По дорогам сказок»
Составитель
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
Терская Ольга Геннадьевна
Проектная задача
Название
проектной
задачи
По дорогам сказок
Предмет
Метапредметная
Класс
2
Составитель
Учитель начальных классов,
Терская О.Г.
Цели
1.Ознакомить второклассников со способами группового
взаимодействия при решении проектной задачи.
2. Проверить в практической ситуации умения и навыки,
полученные на уроках
Педагогически
е задачи
Предметные:
-использовать знания по русскому языку, литературному
чтению, математике, окружающему миру в практической
ситуации.
Метапредметные УУД
Познавательные:
-анализ текста с целью выделения основных признаков
сказки, установление причино-следственных связей,
сравнение, обобщение и обработка информации;
-учить моделировать, т.е. преобразовывать объект из
чувственной формы в модель, где выделены существенные
признаки объекта.
Регулятивные:
- создать эмоционально-положительный настрой на урок;
-учить контролировать свои действия, оценивать результат.
Коммуникативные УУД:
-формировать умения работать в группе, договариваться и
приходить к общему решению,уважать мнение и точку
зрения каждого члена группы, вести устный диалог.
Личностные УУД:
-развитие самостоятельности и навыка
сотрудничества,положительного отношения к учебной
деятельности;
- формирование личной ответственности за результаты
работы группы; уважительного отношения к истокам
культуры своего народа.
Знания,
умения и
способы
действий, на
которые
опирается
задача
-Обработка полученной информации.
-Выбор оптимального способа решения.
Планируемые
результаты
Демонстрация учащимися возможности применения
предметного материала в новых условиях и умения создавать
“продукт».
Оценивание
результатов
В результате решения задачи оценивается:
работы
- умение создавать собственный «продукт»
-владение необходимым предметным материалом;
- умение взаимодействовать в малой группе при решении
задачи.
Оборудование
Печатные материалы – иллюстрации, тексты заданий, макет
дерева, фломастеры, карандаши.
Учащиеся объединяются в группы по 4 человека.
Время выполнения задачи – 2 урока.
Цель, которую должны достичь обучающиеся: систематизировать изученный
материал по теме “Сказки” и «вырастить» дерево Сказок.
Описание проектной задачи:
Дорогие ребята, вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно
встретиться с любимыми сказочными героями,
выполнить их задания,
вырастить сказочное дерево и многое, многое другое. А что для это нужно?
Всего лишь ваши знания по учебному предмету, умение работать в команде и
чуточку фантазии и воображения.
В добрый путь!
Задание 1.
Заполните схему, вспомнив, на какие группы делятся сказки
СКАЗКИ
? (народные) ?
(авторские, литературные)
Задание 2.
Станция «Русские народные сказки»
Угадайте название сказки и её главных героев?
1.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три стола там и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадали, без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя» )
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
Расставить буквы и прочесть названия животных, которые встречаются в
русских народных сказках
Разделите слова для переноса
ЛЁЗОК
ЛЁСО
ОВАРКО
сила
ПУТЕХ
АЗОК
няьсив
ВОЦА
2.
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(«По-щучьему велению» )
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
алфавит
договор
звонит
красивее
каталог
щавель
свекла
торты
Помогите Емеле расставить ударение в словах
3.
На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет
(«Царевна-лягушка»)
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
Замените следующие словосочетания одним словом.
1.
Какой народ написал все эти сказки? (русский)
2.
Рисунки в книгах сказок. (иллюстрации)
Дети собирают дерево Сказок, наклеивая на заготовленный ствол листья с
иллюстрациями из сказок и выбирая названия сказок.
Станция русские авторские сказки.
Угадайте название сказки и её автора?
1.
Быстро скачет чудо-лошадь.
На себе парнишку носит.
Эта лошадь – не простая –
Чудо-грива – золотая.
А у лошади – сынок –
Удивительный сынок.
И волшебный тот конек
Назывался …
(«Конек горбунок» Петр Павлович Ершов)
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
Разгадайте ребусы и подумайте, в каких сказках встречаются эти герои.
2.
Далеко на тёплом море
Появился вдруг мальчишка –
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И ещё мальчишка встретил
Добрых преданных друзей.
Хоть пришлось ему несладко -
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажете сейчас?
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Николаевич
Толстой).
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
Подберите к словам синонимы
длинный
грустный
старый
скучный
злой
неряшливый
3.
Жил да был один купец,
уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат,
но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока,
если сердце одиноко.
Торговался всё ж до ночи
ради трёх красавиц дочек.
Их наряды на подбор –
шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут,
разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее,
младшая купцу милее.
Как то раз купец собрался
да и за море подался
за каким-то интересом:
за прибытком аль привесом.
Долго за морем он был,
наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
чудный ...
(«Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков)
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
Найдите в тексте слова-действия(глаголы), подчеркните двумя чертами
4.
Мой вопрос совсем нетрудный
Он про город изумрудный.
Кто там был правитель славный,
Кто там был волшебник главный?
(«Волшебник изумрудного города» Александр Волков)
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
Ответьте на вопросы
1. Каким ключом нельзя открыть замок?
2. Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
3.
В какой клетке не держат птиц и зверей?
5.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это…
(«Доктор Айболит» Корней Чуковский)
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
_______очник, ________ать, _________ывать,
_________итель,
_______очница, _______очный
Догадайся, какой корень пропущен в словах, и допиши эти слова.
6.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(«Золушка» Шарль Перро)
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
Решите задачу, но будьте внимательны!
Лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочки да бабушка с внучкой
взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
7.
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Принёс пустой горшок.
(«Винни-Пух и все-все-все» Алан Милн)
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
На каком языке говорили герои литературных произведений?
1.
Спящая красавица -
2.
Принц Вишенка –
3.
Доктор Гаспар –
Ответ:
1. Французский
2. Итальянский
3. Русский
8.
Победил кот Людоеда,
Съел его вместо обеда.
(«Кот в сапогах» Ш.Перро)
Выполните задание, и на вашем сказочном дереве появится листочек.
Решите сказочные задачи от Кота в сапогах
На одном поле Карабаса работало 15 крестьян, а на другом 13. Сколько
всего крестьян работало на двух полях Карабаса Барабаса?
На клумбе у Белоснежки росло 38 роз. Она срезала для гномов 7 роз.
Сколько роз осталось на клумбе у Белоснежки?
В кармане у Буратино лежало 25 золотых, а у Лисы Алисы на 5 больше.
Сколько золотых было у них вместе?
9.
Нарисуйте на оставшихся листочках героев ваших любимых сказок.
10.Группы презентуют свои деревья Сказок, сопровождая рассказом о
своих любимых сказочных произведениях.
Рефлексия (публичная)
1) восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;
2) укажи свой личный вклад в работу группы;
3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?
4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется
дальше работать?
Рефлексия (индивидуальная)
Поставь отметки на оценочных шкалах:
1)
Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей
группе при решении задачи).
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи.)
Да Нет
Почему?_____________________________________________
Экспертный лист для оценки работы группы
Ф. И. эксперта______________ № группы_________________
Вопросы
Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе,
распределили задания и т. д.)……………………………………………………
Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению
группы и т. д.)
…………………………………………………………………..
Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия,
обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу и т. п.)
………………………………………………………………………………….
Организация
работы
на
завершающем
этапе
(общее
обсуждение,
предъявление результатов каждым учащимся и т. п.)
……………………………………………………………………………………….
Список литературы
1.
Воронцов,
А. Б. Оценка
достижения
планируемых
результатов
в
начальной школе. Система заданий. Часть 1, 2. [Текст]: пособие для
учителя / А. Б. Воронцов, М.: Просвещение, 2010.
2.
Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие
для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др. – М.:
Просвещение, 2010. – 176 с.
3.
Воронцов,
А. Б. Сборник
проектных
задач
[Текст]:
пособие
для
учителя /А. Б. Воронцов,
В. М. Заславский,
С.В.
Клевцова.
-
М.:
Просвещение, 2012. – 128 с.
4.
Землянская, Е.Н Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е.Н
Землянская // Нач.школа. – 2005. - №9.