Напоминание

«Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС в среднем профессиональном образовании (СПО)»


Автор: Могилевец Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель междисциплинарных курсов
Учебное заведение: ГБОУ СПО ЛНР "Ровеньковский горный колледж"
Населённый пункт: г. Ровеньки
Наименование материала: Доклад
Тема: «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС в среднем профессиональном образовании (СПО)»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад на тему: «Инклюзивное образование детей с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС в среднем

профессиональном образовании (СПО)»

Могилевец Татьяна Владимировна

Преподаватель междисциплинарных курсов

Введение

Образование является основополагающей составляющей социальной

жизни, играющей решающую роль в развитии личности и общества в целом.

Однако дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) зачастую

сталкиваются с барьерами, препятствующими полноценному участию в

учебном процессе. Инклюзивное образование направлено на устранение этих

преград и создание условий, при которых каждый учащийся получает равные

возможности для получения качественного образования, вне зависимости от

своего физического или ментального состояния. В рамках среднего

профессионального

образования

(СПО)

реализация

инклюзивного

образования приобретает особую значимость, поскольку именно этот этап

обеспечивает базу для будущей профессиональной карьеры молодых людей с

ОВЗ.

Правовая база инклюзивного образования

Создание инклюзивной образовательной среды регулируется рядом

законодательных актов, основными из которых являются:

1.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации», принятый 29 декабря 2012 года. Закон закрепляет право

лиц с ОВЗ на получение образования в общих образовательных

учреждениях, а также устанавливает обязанность государственных

органов обеспечивать доступность образования для всех категорий

граждан.

2.

Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Российской

Федерацией

в

2008

году.

Документ

предусматривает

создание

благоприятных условий для участия людей с инвалидностью в

общественной жизни, включая сферу образования.

3.

Приказ Минобрнауки России № 1309 от 22 сентября 2015 года,

устанавливающий

требования

к

структуре

и

содержанию

адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ.

Эти правовые нормы формируют основу для реализации инклюзивного

образования в образовательных учреждениях различного уровня, включая

среднее профессиональное образование.

Особенности инклюзивного образования в СПО

Среднее профессиональное образование занимает важное место в системе

непрерывного

образования,

предоставляя

молодым

людям

с

ОВЗ

возможность

приобрести

профессиональные

навыки

и

компетенции,

необходимые для успешной трудовой деятельности. Однако для достижения

этой цели необходимо учесть ряд особенностей, связанных с реализацией

инклюзивного подхода в СПО:

1.

Адаптация

образовательных

программ:

в

соответствии

с

требованиями ФГОС, образовательные программы для студентов с

ОВЗ разрабатываются с учетом их индивидуальных потребностей и

возможностей.

Это

подразумевает

включение

дополнительных

модулей, направленных на развитие социальных и коммуникативных

навыков,

а

также

коррекционную

работу,

направленную

на

преодоление трудностей в обучении.

2.

Доступная

среда:

создание

безбарьерной

физической

и

информационной среды является ключевым условием для успешной

интеграции студентов с ОВЗ в учебный процесс. Это включает

установку

пандусов,

лифтов,

специальных

туалетов,

а

также

обеспечение доступа к информационным ресурсам с использованием

адаптивных технологий.

3.

Кадровая подготовка: эффективная работа в условиях инклюзивного

образования

требует

высокой

квалификации

педагогов.

Преподавателям необходимо владеть методами работы с разными

категориями

учащихся,

уметь

разрабатывать

индивидуальные

образовательные маршруты и использовать современные технологии

обучения.

4.

Поддержка семьи: семья играет важную роль в образовательном

процессе

студента

с

ОВЗ.

Поэтому

важно

наладить

тесное

взаимодействие

между

педагогическим

составом

и

родителями,

организовывать консультации и тренинги, направленные на поддержку

семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.

5.

Социальная адаптация: инклюзивное образование не ограничивается

рамками учебного процесса. Оно также включает мероприятия,

направленные на социальную адаптацию студентов с ОВЗ, вовлечение

их в общественную жизнь колледжа или техникума, участие в

культурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях.

Опыт и проблемы реализации инклюзивного образования в СПО

На сегодняшний день в России накоплен значительный опыт внедрения

инклюзивных практик в средних профессиональных учебных заведениях.

Примером успешных проектов может служить программа «Доступное

образование», реализуемая в ряде регионов страны. В рамках этой

программы

создаются

специализированные

центры,

занимающиеся

разработкой и внедрением адаптированных образовательных программ,

проводятся курсы повышения квалификации для педагогов, а также

осуществляется мониторинг качества образования для студентов с ОВЗ.

Однако, несмотря на достигнутые результаты, остаются нерешенными

некоторые проблемы:

1.

Недостаточное

финансирование:

создание

инклюзивной

образовательной среды требует значительных финансовых вложений,

что порой затрудняет реализацию проектов в полном объеме.

2.

Нехватка квалифицированных кадров: подготовка специалистов,

способных

эффективно

работать

в

условиях

инклюзивного

образования,

остаётся

актуальной

задачей.

Многие

педагоги

нуждаются в дополнительном обучении и переподготовке.

3.

Психологическое сопротивление: часть педагогического состава и

студентов испытывает трудности в принятии идеи инклюзии, что

создает препятствия для полноценного включения учащихся с ОВЗ в

образовательный процесс.

Рекомендации по улучшению инклюзивного образования в СПО

Для повышения эффективности инклюзивного образования в СПО

предлагается реализовать следующие меры:

1.

Увеличение

финансирования:

необходимо

предусмотреть

дополнительное

бюджетное

финансирование

для

обеспечения

доступности образования для студентов с ОВЗ, включая закупку

специализированного оборудования и программного обеспечения.

2.

Повышение квалификации педагогов: организовать регулярные

курсы повышения квалификации для преподавателей, работающих в

условиях

инклюзивного

образования.

Особое

внимание

уделить

методикам индивидуальной работы и использованию современных

технологий.

3.

Разработка единой системы мониторинга: создать единую систему

мониторинга

качества

инклюзивного

образования,

позволяющую

отслеживать прогресс студентов с ОВЗ и вносить коррективы в

образовательные программы.

4.

Проведение просветительской работы: проводить информационно-

просветительские

кампании,

направленные

на

формирование

толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди педагогического

состава, студентов и общественности.

5.

Укрепление партнерства с работодателями: установить тесное

сотрудничество с потенциальными работодателями, что поможет

выпускникам с ОВЗ легче адаптироваться на рынке труда и найти

достойную работу.

Заключение

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в

СПО представляет собой важный социальный проект, направленный на

обеспечение равных прав и возможностей для всех учащихся. Успех его

реализации

зависит

от

комплексного

подхода,

включающего

законодательную поддержку, материальную обеспеченность, квалификацию

педагогических кадров и общественное сознание. Только объединив усилия

всех заинтересованных сторон, мы сможем создать такую образовательную

среду, в которой каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и стать

полноценным членом общества. Таким образом, инклюзивное образование в

СПО открывает новые горизонты для молодежи с ОВЗ, способствуя их

социальной интеграции и профессиональному росту.



В раздел образования