Автор: Якименко Лариса Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Бугровский ЦО №3""
Населённый пункт: город Бугры, Ленинградская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Правописание слов с разделительным мягким знаком"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по русскому языку учителя начальных классов Якименко Л.В.
Тема урока
«Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Класс
2 - 4
Тип урока
повторение и систематизация знаний
Цели урока
формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком;
учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости
Задачи урока
1. Обучить умению различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак показатель
мягкости, закрепить написание разделительного мягкого знака в словах.
2. Развивать мышление, внимание, самостоятельность, умение сотрудничать.
3. Создать условия для развития коммуникативной культуры учащихся, умения работать в группе, паре.
4. Воспитывать доброжелательное отношение в сотрудничестве с одноклассниками, позитивное
отношение к себе.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные
Метапредметные
Личностные
- формировать у обучающихся
навыки правописания слов с
разделительным
мягким знаком;
- различить отличать
разделительный ь и ь
-
показатель мягкости
;
- научиться правильно
преобразовать слова с мягким
знаком.
Познавательные УУД
Познавательные: умение анализировать, синтезировать;
систематизировать, обобщать изученное, делать выводы;
формулировать навыки поисковой исследовательской
деятельности; структурировать учебный материал;
анализировать, сравнивать, группировать объекты.
Регулятивные УУД
Регулятивные: учить ставить цели, находить пути их
достижения, делать выводы;
оформлять свои мысли в устной
форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем,
одноклассниками; оценивать работу одноклассников и адекватно
воспринимать оценку своей работы.
- Развивать положительное отношение к
учебе;
- Формировать навыки саморазвития,
стремление преодолевать трудности
- Формирование положительной мотивации
Коммуникативные УУД
Коммуникативные:
умение
аргументировать
своё
мнение; доброжелательное отношение друг к другу;
умение слушать и понимать других; строить речевое
высказывание
в
соответствии
с
поставленными
задачами; оформлять свои мысли в устной форме.
Ресурсы
Учебно-методическое сопровождение
Дидактические материалы
ИКТ, ЦОР
Учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть –
В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Карточки
Интерактивная доска, компьютер,
презентация.
Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Этапы урока
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный
момент
Цель: формирование
самооценки готовности к
уроку
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо-тихо за парты садитесь.
Самоорганизация,
оценивают свою
готовность и настрой
на работу
ЛичностныеУУД:
Развивать
положительное
отношение к учебе
Актуализация знаний.
Сообщение цели урока.
Цель:
обобщить
знания
по
пройденному материалу
-
Откройте ваши тетради по
русскому языку, положите их с
наклоном, возьмите в руки
ручки, сядьте правильно:
выпрямите спинки, поставьте
ножки на место. Отступив две
строчки вниз от предыдущей
работы, запишите сегодняшнее
число и классная работа.
Обозначить орфограмму
Обратите внимание, в слове
классная пишется удвоенная
«СС» т.к. это словарное слово.
Минутка чистописания
Бью,вья,жьё,тье.
Обведите простым карандашом
буквосочетание, которое
получилось у вас лучше всех
остальных.
Работают в тетрадях.
Коммуникативные УУД:
Умение аргументировать
своё мнение;
доброжелательное
отношение друг к другу;
умение слушать и
понимать других; строить
речевое высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
оформлять свои мысли в
устной форме.
Формулирование темы урока
и постановка целей
Цель: подведение детей к
формулированию темы и цели
урока.
Перед вами слова с
пропущенными буквами, вам
нужно вставить их (на доске).
К…ньки,
т...традь, с…мья,
м…рковь, п...льто, в…р…бьи.
-Что объединяет все слова? (ь
знак)
Мягкий знак - хитрый знак,
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести,
когда стоит на своём месте.
Создание
проблемной
ситуации.
Формулируют тему
урока.
Познавательные УУД:
умение анализировать,
синтезировать;
систематизировать,
обобщать изученное,
делать выводы;
формулировать навыки
поисковой
исследовательской
деятельности;
структурировать учебный
материал; анализировать,
сравнивать, группировать
объекты.
Коммуникативные УУД:
Умение аргументировать
своё мнение;
доброжелательное
отношение друг к другу;
умение слушать и
- На какие 2 группы можно
разделить? (1.Смягчающий ь
знак, 2. Разделительный ь
знак).
Подчеркните в словах
орфограмму Ь знак
(подчеркивает ученик
орфограмму)
-Какую работу выполняет ь
знак в этих словах?
-Где может стоять ь знак,
который смягчает
согласный?
- Какие гласные стоят после
разделительного мягкого
знака?
-
С какой же орфограммой нам
предстоит поработать на уроке?
На какие вопросы вам хотелось
бы получить ответы в ходе
урока? Чему будем учиться?
-Тогда за работу!
Подчеркивают
орфограмму.
Сегодня на уроке
поговорим о разных
ролях буквы «Ь» в
русском языке,
научимся различать
смягчающий и
разделительный «Ь» в
словах и правильно
употреблять в
письменной речи.
понимать других; строить
речевое высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
оформлять свои мысли в
устной форме.
РегулятивныеУУД:
Учить ставить
цели,
находить
пути
их
достижения,
делать выводы.
Актуализация знаний
Цель: учить
различать в
словах разделительный
мягкий знак и мягкий
знак показатель мягкости
Перед Вами на парте
карточка. Работаете в парах.
Записываете слова в столбики
в рабочей тетради.
Карточка 1
Запиши слова в два столбика.
В первый столбик с мягким
знаком для обозначения
мягкости согласного (ь мяг.), а
в другой - с разделительным
мягким знаком (разд.ь).
Жильё, льдина, гостья, птичьи,
больница, вьюнок, пальто,
коньки, здоровье.
Проверка. На доске правильный
Слушают учителя.
Отвечают на
вопросы.
Выполняют задание
самостоятельно в
тетради.
Выполняют проверку
по образцу
ь
мяг
разд.ь
Льдина
больница
пальто
коньки
жильё
гостья
птичьи
вьюнок
здоровье
- формировать у
обучающихся навыки
правописания слов с
разделительным
мягким знаком;
- различить отличать
разделительный ь и ь
-
показатель мягкости
;
- научиться правильно
преобразовать слова с
мягким знаком.
ПознавательныеУУД:
умение анализировать,
синтезировать;
систематизировать,
обобщать изученное,
делать выводы;
формулировать навыки
поисковой
исследовательской
деятельности;
структурировать
учебный
материал;
анализировать,
сравнивать, группировать
объекты.
ответ на слайде. (Дети
проверяют)
Прочитайте слова второго
столбика.(Ученик читает вслух)
Как в словах пишется
разделительный мягкий знак?
Сколько звуков обозначают
буквы после разделительного
мягкого знака? (Дети называют
звуки в этих словах)
Повторяют
правила о
разделитель
ном мягком
знаке.
Закрепление полученных
знаний Цель: Закрепить
полученные знания.
Отступите одну строку вниз и
выполняем следующее
задание.
Спиши слова, вставляя, где
нужно, разделительный
мягкий знак.
Ночю, ули, лют, медвежя,
деревя, семя, дочка, друзя.
П
роверка.
Учащиеся по
очереди подходят к доске и
пишут вверху на месте где
нужен мягкий знак.
Работа с учебником
Стр. 33 правило о
орфограмме разделительный
мягкий знак. (Ребенок
читает вслух. Дети
повторяют поочередно с
приведением примера.)
Выполнение упражнения 56
стр.33 (ученик выполняет у
доски с комментированием)
Итак, какую работу выполняет
разделительный «Ь»?
Выполняют задание
самостоятельно в
тетради.
Выполняют проверку и
оценку своей работы
Работают по учебнику.
Работают с правилом.
Выполнение
обучающимся
упражнения у доски с
комментированием.
Личностные УУД:
умение проводить
самооценку,
самоконтроль;
ориентирование на
понимание причин успеха
в выполненной работе.
Коммуникативные УУД:
умение работать с
учебником.
Регулятивные
УУД:
принятие
и
сохранение
учебной
задачи;
планирование
своих
действий;
выполнение
учебных
действий
в
материале..
Физкультминутка
Цель: восстановление
физических сил, снять
динамическую усталость,
восстановить
работоспособность
- Ребята, встаньте, задвиньте
стулья.
Игра на внимание. Я называю
слог, если в нем есть
разделительный мягкий знак-
вы встаете на носочки и
поднимаете руки вверх, если
нет- садитесь на корточки.
Зя- зья, ря- рья, бье- бе, лю-
лью, сья- ся, те-тьё, ни- ньи.
Ребята выполняют
упражнения.
Регулятивные:
проводить физическую
разгрузку в ходе работы.
Закрепление полученных
знаний Цель: Закрепить
полученные знания.
Работают в группах по 4
человека. Ребята, давайте
вспомним правила работы в
группе.
Учитель раздает карточку на
группу.
Карточка
Замените словосочетания
одним словом с
разделительным Ь. Запишите
эти слова.
Снежная буря –… вьюга
Мама, папа, дети – …семья
Ягоды, сваренные в сахаре –
… варенье
Дом, жилище – …жильё
В какое время года птицы
улетают в тёплые края? –
… осенью
Проверка. Учитель читает
словосочетания , а группы
поочередно говорят ответ.
Работают в группах по
карточкам.
- формировать у
обучающихся навыки
правописания слов с
разделительным
мягким знаком;
- различить отличать
разделительный ь и ь
-
показатель мягкости
;
- научиться правильно
преобразовать слова с
мягким знаком.
Познавательные:
умение анализировать,
синтезировать;
систематизировать,
обобщать изученное,
делать выводы;
формулировать навыки
поисковой
исследовательской
деятельности;
структурировать учебный
материал; анализировать,
сравнивать, группировать
объекты.
Коммуникативные:
Умение аргументировать
своё мнение;
доброжелательное
отношение друг к другу;
умение слушать и
понимать других; строить
речевое высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
оформлять свои мысли в
устной форме.
Самостоятельная работа
Цель: создать ситуацию
успеха для каждого
ученика
.
Тест. ( на парте лежат
листочки в клеточку)
Я буду называть по три слова.
Там где есть разделительный
мягкий знак, вы будете
ставить «плюс», где нет
«минус».
1) + + + гостья, вьюга, льёт
2) + - - счастье, гость, снег
3) + + + оладьи, платье, семья
4) - - + медведь, голубь,
вьюнок
5) + + + веселье, житьё,
гроздья
- Соедините все плюсы
линией.
Какую цифру вы увидели?
Поднимите руки, у кого
получилась «пятёрка».
Индивидуальная
работа
Регулятивные: Учить
ставить цели, находить
пути их достижения,
делать выводы.
Итог урока. Рефлексия
Цель:
зафиксировать
умения,
полученные на уроке.
Интерактивная тест-игра на
тему «Правописание слов с
разделительным мягким
знаком» (Дети на игровом поле
выбирают номер вопроса и
ответ на него и на экране
появляется «подумай» или
«молодец»)
Откройте дневники и
запишите домашнее задание.
Домашнее задание
(дифференцированное и
творческое):
1. Базовый уровень
Выполнить упр.58 (написать
по образцу) и выучить
правило стр.33
2. Повышенный уровень
Выполнить упр.58 (написать
по образцу; составить и
записать предложения с
двумя любыми словами) и
выучить правило стр.33
3. По желанию
Найдите в учебнике
«Литературное чтение» и
запишите 10 слов с
разделительным мягким
знаком.
Дети отвечают на
вопросы.
Анализируют
полученные знания и
обобщают их.
Дети записывают
домашнее задание.
Личностные УУД:
умение оценивать
результат своей работы.
Познавательные УУД:
прогнозирование
дальнейшего
использования
полученных на уроке
знаний.
Коммуникативные УУД:
формирование
собственного мнения и
позиции в высказываниях.
Регулятивные УУД:
осуществление
познавательной и
личностной рефлексии;
планирование своих
действий.
С помощью смайлика и жеста
вы оцените свою работу на
уроке:
Красный цвет – у меня
ничего не получилось;
Желтый цвет – у меня были
проблемы;
Зеленый цвет – мне всё
удалось.
А теперь жестом руки
покажите.
Спасибо, ребята, за урок.
Мне понравилось, что вы
были активными и
любознательными.
Ребята выбирают
цвет и жестом руки
показывают.